2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяИстория и историография — Конституционные взгляды и реформы Сперанского



Конституционные взгляды и реформы Сперанского


СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлович (1772-1839) – граф, русский государственный деятель. С 1808 г. ближайший советник императора Александра I, автор плана либеральных преобразований, инициатор создания Гос. Совета (1810). В 1812-1816 гг. в результате интриг его противников сослан; в 1819-1821 гг. генерал-губернатор Сибири, составил план административной реформы Сибири. С 1826 г. фактически глава II Отделения, руководил кодификацией Основных государственных законов Российской империи.


Имя Михаила Михайловича Сперанского привлекает к себе особенное внимание в те периоды российской истории, когда государство находится на пороге серьезных общественных преобразований. Не случайно, что именно в годы подготовки и проведения в стране реформ публиковались наиболее обстоятельные исследования о жизни и деятельности М.М. Сперанского и его труды [1]. Ему принадлежит большая заслуга в развитии русского конституционализма, правозаконности и правосознания. В отношении образа государственного правления М.М. Сперанский проявил себя сторонником конституционной монархии, устанавливаемой путем постепенного реформирования общества.

1. После окончания коалиционных войн и подписания Тильзитского мира Александр I в условиях внутриполитической напряженности обращается к идее умеренно-либеральных реформ. Составить общий план преобразования общественно-политического строя России было поручено Сперанскому. Так появился документ под названием "Введение к Уложению государственных законов" (1809), представленный государю. Заслуги его ближайшего советника отмечены не столько крупными теоретическими разработками, сколько попыткой осуществить конституционные идеи на практике. О характере деятельности М.М. Сперанского ярко и точно сказал известный специалист по проблеме истории либерализма в России В.В. Леонтович: "… Сперанский вообще сравнительно мало интересовался чистыми идеями, их теоретическим обоснованием и общественной проповедью. Весь интерес его направлен был на практическое осуществление тех принципов, которые он считал правильными. Поэтому он сосредоточивал все свое внимание на тех требованиях либерализма, которые представлялись ему осуществимыми при данных обстоятельствах" [2].

Основываясь на своем жизненном и обширном административно-управленческом опыте, Сперанский пришел к убеждению, что политические реформы в России необходимо начать с реорганизации центральных органов управления. Он неоднократно заявлял: "Нормальное функционирование органов управления возможно только в том случае, если они несут ответственность за свои действия. И никакие частные реформы не дадут результатов, так как на данном этапе развития России необходима новая система управления. А начать надо с выработки конституции, основного уложения государства" [3].

М.М. Сперанский был убежденным конституционалистом. Во всех его политических трактатах и проектах государственных преобразований проводилась мысль о верховенстве закона над самодержавной властью. Сперанский отмечал, что в России есть только два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. "Первые называются свободными только в отношении ко вторым. Действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов" [4]. Конституция, считал он, способна была ограничить наиболее крайние проявления тирании, так характерные для России того времени; появились бы элементы правового государства, определенные конституционно-правовые пределы, а гарантом гражданских прав и законов уже выступала бы конституция; но установление конституционного строя, во избежание общественных потрясений, должно совершиться по инициативе императора.

2. В основу государственного устройства страны Сперанский предлагал положить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть осуществляется через систему выборных органов: на местах создаются волостные, окружные и губернские Думы, а в центре – Государственная Дума – высший законодательный представительный орган страны. Законодательная инициатива принадлежит правительству, но никакой новый закон не может быть издан без рассмотрения в Думе; утверждает его император. Закон, отвергнутый большинством голосов Думы, "остается без действия". Государственная Дума осуществляет контроль за исполнительной властью – правительством, министры которого ответственны перед ней за свои действия. Выдвинутая Сперанским идея Государственной Думы получила реальное воплощение лишь через 100 лет (1906-1917) и возрождена вновь уже в 1993 году.

Судебная власть, по проекту М.М. Сперанского, реализуется системой судов, состоящих из назначаемых чиновников и выборных присяжных заседателей. Высший судебный орган страны – Сенат – избирается членами губернских Дум.

Вершиной системы управления, верхней палатой парламента является Государственный Совет, члены которого назначаются председательствующим в нем государем [5]. Государственному Совету отводилась важнейшая функция – согласование деятельности различных органов управления. Здесь предполагалось проводить первоначальное обсуждение государственных планов. Самодержавная власть тем самым претерпевала значительные ограничения.

3. В области общественного устройства М.М. Сперанский предлагал сохранить видоизмененную сословную структуру в составе трех "состояний": дворянство, люди среднего сословия, народ рабочий. Но если гражданскими правами, по проекту, наделялось все население страны, то политическое, т.е. избирательное право предполагалось предоставить только дворянам и людям среднего сословия, имеющим недвижимую собственность в определенных размерах. М.М. Сперанский высказывался против крепостного права. Но процесс освобождения крестьян, предусмотренный его предложениями, предполагался очень длительным. К тому же Сперанский защищал право помещичьей собственности на землю и ничего не говорил о наделении землей освободившихся крестьян.

М.М. Сперанский высказывался за поэтапное реформирование. 1 января 1810 года в России был учрежден Государственный Совет, просуществовавший до Февральской революции 1917 года. При нем создавалась государственная канцелярия, а граф Сперанский назначался первым государственным секретарем с широкими полномочиями. Звездный час Сперанского был омрачен тем, что с самого начала воплощения в жизнь его грандиозных планов допускались большие отступления от них. По принятому манифесту Государственный Совет провозглашался как законосовещательная инстанция при монархе. Госсовет мыслился как верхняя палата будущего российского парламента. В течение года должны были образоваться нижняя (выборная) палата – Государственная Дума, а также окружные и губернские Думы. Но второй части плана не суждено было осуществиться.

Практическое воплощение конституционные замыслы М.М. Сперанского в какой-то мере нашли на окраинах Российской империи. В 1809 году Сперанский выступил автором проекта конституции для Финляндии. Она рассматривалась как первый опыт, на основе которого предполагалось переустроить все государство Российское, а общественное мнение постепенно подготовить к восприятию конституционных идей. Финляндская конституция должна была стать репетицией к общероссийской, создавала прецедент и пример для всей империи. Этим намерениям помешала война 1812 года.

Следующий проект конституции для России разрабатывался в 1818 году. М.М. Сперанскому поручалось составление "Проекта учреждений наместничеств". Однако к этому времени Александр I уже охладел к своим благим замыслам.

Но император всегда ценил широкую эрудицию и высокую работоспособность М.М. Сперанского и неоднократно привлекал его к разработке проектов и указов самого разнообразного характера. Упорядочить работу государственного аппарата, сделать его более профессиональным в преддверии реформ Сперанский надеялся с помощью принятия двух указов в апреле и августе 1809 года. Согласно первому указу отменялась практика приравнивания придворных званий к гражданским – придворные звания рассматривались теперь как почетные отличия без служебных прав и привилегий. Следующим указом вводился обязательный образовательный ценз для гражданских чинов. Университетские аудитории России того времени не были особенно заполнены, так как продвижение по службе формально от образования не зависело. В соответствии же с новым указом чины с восьмого по пятый класс должны были предъявить диплом, либо выдержать экзамен по программе университета. Придворная и чиновничья среда, две могущественные силы столицы, были настроены против "дерзкого поповича" и даже предпринимали попытки отстранить его от должности. Но в тот период безуспешно.

4. Серьезным реформаторским шагом М.М. Сперанского стало упорядочение государственных финансов. В финансовых и экономических вопросах он также проявил себя как мыслитель и теоретик. Методологической основой его взглядов была теория трудовой стоимости и работы классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо. Книга А. Смита "Исследования о природе и причинах богатства народов" оказала большое влияние на М.М. Сперанского. Другим английским мыслителем, вызвавшим его интерес, был И. Бентам, чьи произведения появились в России в начале XIX века. Глубокие и разносторонние знания М.М. Сперанского позволяли ему вести обширную переписку с европейскими учеными, а в своих трудах выступать теоретиком и историком финансов и денежного обращения в России.

Проведение финансовых и экономических преобразований в империи диктовалось насущной потребностью и необходимостью. Многочисленные войны, присоединение к континентальной блокаде, к тому же неумелое управление и хозяйствование привели финансы России в бедственное, если не сказать катастрофическое положение. С каждым годом увеличивался государственный долг. Вот что, к примеру, представлял собой бюджет на 1810 год: 125 млн дохода, 230 млн расхода, 577 млн долга, отсутствие резервов и дополнительных доходов, падение курса рубля до 33 копеек [6]. Способ покрытия дефицита правительство видело в выпуске все новых ассигнаций.

Для выработки путей решения финансовых проблем государства был призван Сперанский. За два месяца кропотливого труда был составлен "План финансов", который лег в основу царского манифеста от 2 февраля 1810 года. В этой ответственной работе ему помогали видные государственные деятели – М.А. Балугьянский и Н.С. Мордвинов, которые высоко ценили и уважали Сперанского и остались его верными друзьями даже в дни гонений и опалы.

В "Плане финансов" рассматривались фундаментальные проблемы экономики России, а также теоретические основы реформ в области финансов и денежного обращения, бюджетного дела, развития и укрепления российского предпринимательства [7]. Суть документа заключалась в необходимости ликвидации бюджетного дефицита. Решение подобной задачи требовало проведения радикальных мер, из которых важнейшими были: ~ прекращение выпуска обесценившихся ассигнаций; ~ изъятие из обращения ассигнаций и образование капитала для погашения; ~ сокращение расходов всех государственных ведомств; ~ установление жесткого контроля над государственными расходами; ~ устройство монетной системы; ~ упорядочение внутренней и внешней торговли; ~ введение новых налогов, в том числе на дворянские имения (впоследствии дворяне не простят Сперанскому этого).

Первым шагом на пути реализации "Плана финансов" явилось сокращение государственных расходов на 20 млн рублей. Необходимый капитал погашения создавался за счет, можно сказать, приватизации, т.е. распродажи государственного имущества в частную собственность. Продаже подлежали казенные леса, арендные имения и др. Купцам первой гильдии, государственным крестьянам, иностранным подданным разрешалось покупать казенные имения с крестьянами и владеть ими на основе крепостного права. Была проведена новая перепись, выявившая число налогоплательщиков, вводилась пошлина на винокуренное производство. Государство расширило прямые займы у населения, повысив процентную ставку по облигациям государственных займов. Одним из первых М.М. Сперанский выдвинул идею расширения кредитных операций, справедливо увидев в коммерческом кредите мощную двигательную силу экономики.

Наконец, в "Записке о монетном обращении" М.М. Сперанский обосновал положение разменной монеты. Серебряный рубль предлагалось сделать главной монетной единицей; мелкую медную монету – заменить серебряной, для чего увеличить ее количество в обращении. Конечная задача – введение кредитных денег вместо ассигнаций. Подобные меры способствовали выравниванию курса серебра и ассигнаций, восстанавливали доверие к последним, облегчали их размен на монету. (Теоретические исследования и идеи великого реформатора в области монетного обращения были использованы министром финансов Е.Ф. Канкрином при проведении денежной реформы и введении серебряного монометаллизма в 1839-1843 годах.)

Реформаторские старания Сперанского дали быстрые результаты. Уже в 1811 году дефицит государственного бюджета сократился до 6 млн рублей, доходы возросли до 300 млн [8]. Сперанский также занимался разработкой таможенного тарифа и торгового уложения. Заслуга его в развитии и улучшении функционирования отечественной финансово-экономической системы состояла еще и в том, что впервые при нем были положены начала отчетности и проверки состояния финансовых дел в стране. Впервые вводилась практика обсуждения бюджета страны Государственным Советом. Это обеспечивало контроль и уменьшало произвол в финансовых делах.

Многие идеи М.М. Сперанского – как политические так и экономические – значительно опережали время, в которое он жил. Одним из первых он выступил с идеей и обоснованием необходимости создания центрального банка страны. Только в 1860 году, через 21 год после ухода из жизни великого реформатора, в России бы создан Государственный банк. Творческие замыслы и наследие М.М. Сперанского явились большим вкладом в формирование российской финансово-экономической мысли и не потеряли своей актуальности и полезности и в наши дни.

5. Идеи государственного переустройства на основах конституционной монархии, финансовые преобразования и вся реформаторская деятельность М.М. Сперанского вызывали резкое неприятие значительной части дворянства, сановников и чиновничества. Интриги, сплетни и немыслимые измышления в адрес М.М. Сперанского пошатнули его положение при дворе. К тому же в это время шло активное насаждение в общественном сознании доктрины политического консерватизма. Даже поэтапный и постепенный характер реформ пугал и отталкивал дворян, видевших в них прежде всего потерю льгот и привилегий. Реформаторский маятник качнулся вправо, наполеоновская угроза подкрепила эту тенденцию. Сам М.М. Сперанский позднее писал: "Существенные преобразования, и особенно преобразования финансов, везде влекут за собой важное неудобство: прикосновение к частным интересам. Людей и интересы их никогда нельзя затрагивать безнаказанно. Наиболее опасны такие столкновения в таких государствах, где общественное мнение слишком слабо, чтобы защитить усердие и талант от нападений, зависти и невежества. Вопиют против нововведений, не вникая ни в их свойства, ни в настоятельность причин"[9].

Помимо давления консервативных кругов есть еще одна существенная причина, помешавшая проведению реформ в жизнь. Разработка проектов Сперанского в сфере общественно-политических преобразований проходила втайне от общества, что не давало возможности передовой его части выступить в поддержку реформ и защиту реформатора. Испытывая враждебность со стороны аристократии и чиновничества, М.М. Сперанский мог обращаться за поддержкой только к своему патрону – императору Александру I. "Странная вещь, – пишет современный автор В.А. Томсинов, рисуя исторический портрет М.М. Сперанского, – он, придававший в писанных на бумаге произведениях огромное значение при осуществлении реформ общественному мнению, когда дело дошло до самой практики осуществления их, совершенно исключил "дух народный" из числа своих союзников. Он не сделал ни малейшей попытки ознакомить со своими проектами реформ широкие круги общественности, показать своим соотечественникам подлинные цели и смысл своей деятельности" [10]. Отсутствие гласности (слово, введенное в оборот самим же Сперанским), погубило его. Пал не просто сановник, но реформатор. И Россия в очередной раз выбрала не самый лучший путь своего развития.

М.М. Сперанский был сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь, где принял должность сибирского генерал-губернатора. В 1821 году возвратился в Петербург, вновь заняв высокие посты в бюрократической иерархии. Прогрессивное значение имело создание в 1826 году II отделения Собственной его императорского величества канцелярии, занимавшегося кодификацией законов. За подготовку "Полного собрания законов" и "Свода законов Российской империи" М.М. Сперанский незадолго до своей кончины был пожалован Николаем I графским титулом. В последние годы жизни произошло окончательное изменение политических взглядов М.М. Сперанского, что нельзя поставить ему в упрек, – напротив, это свидетельствовало об остроте восприятия конкретной исторической ситуации.

6. Почти не получившие практического воплощения при жизни, идеи великого реформатора оказали в дальнейшем большое влияние на развитие России, утвердив в общественном сознании представления о конституционном образе правления. Хорошо известно влияние идей М.М. Сперанского на декабристов –для участия в учреждаемом ими после победы Временном правительстве, которое тщательно разрабатывалось руководством Северного общества, они предполагали пригласить только М.М. Сперанского и Н.С. Мордвинова. Ирония же судьбы в том, что великий реформатор, будучи членом Верховного уголовного суда, вынужден был участвовать в вынесении приговора декабристам.

Михаил Михайлович Сперанский скончался 11 февраля 1839 года. Весть о его кончине пронеслась по всей России и достигла Европы. Солидные периодические издания поместили отклики на это печальное событие. В дневнике будущего биографа Сперанского М. Корфа на следующий день после кончины реформатора появилась запись: "Светило русской администрации угасло".

Идеи М.М. Сперанского продолжали жить и будоражить передовые умы России второй половины XIX века. Свою частичную реализацию они нашли в реформах Александра II, на много десятилетий предвосхитив судебную реформу и Манифест 17 октября 1905 года.

В лице Михаила Михайловича Сперанского Россия потеряла истинно государственного человека.



[1] См.: Корф М.А. Жизнь графа М.М. Сперанского. СПб., 1861; Середонин С.М. Граф М.М. Сперанский. Очерк государственной деятельности. СПб., 1909; Сперанский М.М. Проекты и записки. М.-Л., 1961; Чибиряев С.А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. М., 1993; Томсинов В.А. Светило российской бюрократии. М., 1991 и др.

[2] Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М., 1995. С. 94.

[3] Цит. по: Чибиряев С.А. Великий русский реформатор… С. 63.

[4] Сперанский М.М. Проекты и записки. С 43.

[5] Там же. С. 56-67.

[6] Чибиряев С.А. Великий русский реформатор… С. 116.

[7] Семенкова Т.Г., Семенков А.В. Денежные реформы России в XIX в. СПб., 1992. С. 16-17.

[8] Чибиряев С.А. Великий русский реформатор… С. 118.

[9] Цит. по: Томсинов В.А. Светило российской бюрократии. С. 174.

[10] Там же. С. 168.







Интересное:


Общее и особенное в русском церковном управлении в эпоху великих реформ
Государство и церковь во второй половине XVI столетия.
Корректность применения понятия губернаторская власть в исследования истории аппарата государственного управления российской империи
Британский парламентаризм в оценке Московских ведомостей (60-80-е 19 века)
Локальные цивилизации и взаимодействие в них культурных и экономических факторов
Вернуться к списку публикаций