2013-06-24 13:03:59
ГлавнаяИстория и историография — Н. Чемберлен и формирование внутренней и внешней политики Великобритании в 1916-1939 годах



Н. Чемберлен и формирование внутренней и внешней политики Великобритании в 1916-1939 годах


Новый, более удачный этап деятельности Н. Чемберлена - канцлера казначейства начался спустя почти десять лет, в 1931 г. Как известно, исторически сложилось так, что в Великобритании межвоенного периода министр финансов являлся вторым по важности человеком в правительстве после премьер-министра. И здесь Н. Чемберлен вновь был на своем месте. Это был человек, всегда имевший общение с финансами и отлично понимавший важность финансовой стабильности для процветания Британской Империи.

Его возвращение на пост министра финансов пришлось на далеко не самый простой для Британии период. Продолжался мировой экономический кризис, разразившийся в США в 1929 г. и затем парализовавший мировую экономику. Британская Империя была в числе стран, более всего пострадавших от «великой депрессии». Уровень безработицы, всегдашняя проблема Англии, достиг пугающего уровня. Импорт превысил экспорт почти на 500 млн. ф. ст. В экономике все еще слышны были отголоски Великой войны. Продолжали влачить жалкое существование люди в «депрессивных регионах», таких, например, как Южный Уэльс. В этой ситуации «национальному» правительству Макдональда необходимо было принять ряд срочных мер для оживления экономики и снятия социальной напряженности. Именно в этот момент и пригодился Н. Чемберлен со своим протекционизмом. К моменту возвращения на Даунинг стрит, 10, Невилл заработал громадный авторитет, благодаря деятельности во главе министерства здравоохранения и возглавлял исследовательский отдел консервативной партии, во многом его детище. Занимая эти должности он постоянно находился в курсе всех событий внутренней и внешней политики. Было ясно, что протекционизм необходим. Вопрос был лишь в том, будет ли это «общий протекционизм» или некоторые товары все-таки не будут облагаться пошлинами на ввоз. Проблемой любого коалиционного правительства является невозможность введения радикальных мер, этого не позволяет внутренняя оппозиция. Так произошло и с тарифной реформой 1932 г. Убежденные либералы-фритредеры, такие как Саймон (глава Форин Офис) и Ренсимен (министр торговли) а также А. Синклер и Сноуден пригрозили отставкой, если «тарифы» будут введены. В этих обстоятельствах конверваторам-протекционистам пришлось идти на уступки и был создан список товаров, ввоз которых не облагался налогом. Этим решалась проблема, ставшая причиной поражения тарифной реформы Джо Чемберлена и правительства Болдуина в 1923 г., - «дорогая еда», всегдашний козырь фритредеров.

Весной 1932 г. закон о введении протекционистских мер был принят. Вводились «имперские преференции» - система налоговых льгот для колоний и доминионов при торговле с метрополией. Вопросам имперской торговли уделялось особое внимание, так как вскоре должна была состояться очередная имперская экономическая конференция в Оттаве.

Договор о введении имперских преференций, подписанный 20 августа 1931 г. был результатом длительной и кропотливой работы многих министерств и ведомств. Но в первую очередь заслуги по оздоровлению британской экономики, начавшемуся практически сразу после установки «налоговой ширмы» нужно записать в актив канцлера казначейства Н. Чемберлена. Наконец-то, хоть и не в полной мере, но стали реальностью мечты его отца и старшего брата. История развития капиталистических отношений показала насущную необходимость усиления влияния государства на экономическую жизнь страны. Начиналась новая эпоха в торговых отношения как внутри страны, так и с зарубежными партнерами. Кроме того, в Великобритании, с ее вековыми традициями фри-треда введение преференций можно считать достижением вдвойне. Традиционалистскому государству потребовалось почти два десятилетия для того, чтобы осознать, что в новых, послевоенных обстоятельствах фри-тред необходимо ограничить.

Благодаря предпринятым действиям в 1934 году ситуация начала выправляться. Был констатирован небольшой, но постоянный рост оптовых цен, увеличивался экспорт промышленной продукции. До этого снижавшиеся дотационные выплаты служащим начали повышаться. Уменьшались налоговые ставки на кратковременные кредиты. Наметилось наращивание темпов выпуска промышленной продукции, экспортный торговый оборот вырос до 30 млн. ф.ст., были отмечены улучшения в жизненном уровне обычных граждан. Как шутливо отмечал Н. Чемберлен в бюллетене за 1935 финансовый год, народ Великобритании «подсластил свою жизнь» на 80000 тонн сахара, выкурил на 2.600.000.000 сигарет больше, потратил на 2,75 млн. ф. ст. больше на развлечения и «разбавил свои грустные мысли» 270.000.000 пинт пива. Все это со всей ответственностью можно записать в актив собственных достижений Н. Чемберлена. Деятельность Невилла на столь важном посту была крайне разносторонней. Он по привычке добросовестно относился к своим обязанностям, что было особенно заметно на фоне терявшего интерес к политике и экономике Болдуина. «Мне интересно решать проблемы не только своего ведомства, но и помогать в этом другим».

Что же касается 1936 года, то здесь, по практически всем показателям, экономическая жизнь Великобритании входила в русло «прилива». Показатели безработицы продолжали падать, заработная плата повышалась, а темпы строительства выросли настолько, что не были побиты вплоть до начала войны. Национальная экономика почти восстановила свой довоенный уровень и продолжала развиваться. И практически за всеми этими улучшениями стоял либо сам министр финансов, либо его инициатива. За три с половиной года деятельности Н. Чемберлена на посту министра финансов наблюдались непрерывные и устойчивые улучшения в экономической ситуации.

В период деятельности Н. Чемберлена были приняты важные документы, касающиеся стабилизации экономического развития Великобритании. Основой его экономической политики было использование финансовых возможностей государства для поднятия общего уровня жизни граждан, и здесь, наиболее ярким примером его стиля работы является деятельность по улучшению положения «депрессивных регионов». Такими являлись в то время регионы, которые принято было считать центрами угледобычи, металлодобычи и кораблестроения (Западный Кьюберленд, Дирхэм, Тинсайд, Южный Уэльс, Шотландия и др.). В 1935 г. начал обсуждаться проект национализации угледобывающих регионов на основе компенсационных выплат. Многие отрасли (тяжелая промышленность, кораблестроение, сельское хозяйство), которые более других пострадали от кризиса и иностранной конкуренции, обеспечивались государственными дотациями. Все эти решения принимались в русле последовательной политико-экономической деятельности по усилению влияния государства в экономической жизни страны под руководством Н. Чемберлена. Кроме того, здесь важнейшими действиями являлись принятие закона о безработице и создание комитета по помощи безработным, который, в свою очередь, позволил жителям «депрессивных регионов» найти работу и стать полноправными участниками экономической жизни страны.

Еще одним столпом политики Н. Чемберлена являлся сбалансированный бездефицитный бюджет, который гарантировал вожделенную финансовую стабильность. «Я установил, что бюджетный дефицит, повторяющийся из года в год сопровождается глубокой депрессией и падением уровня цен» - вот слова министра финансов в стенографическом отчете о деятельности палаты в 1933 году, - «мы должны быть обязанными избавлением нас от страха перед внезапным ухудшением ситуации сбалансированному бюджету».

Следующей неотъемлемой частью экономической политики Н. Чемберлена на посту министра финансов Великобритании в 1931-1937 годах было трехстороннее валютное соглашение между Великобританией, Францией и США. Дело в том, что, начиная с 1931 года, в русле мирового кризиса, в частности из-за обменных фондов, деловые международные отношения потеряли стабильность. Необходимо было заключить международное соглашение, которое смогло бы объединить три министерства финансов в стремлении к форсированию трехсторонних экономических отношений. Стоит отметить, что внешнеэкономическая политика Соединенных Штатов в тот период проводилась в изоляционном стиле. Одним из камней преткновения в сотрудничестве двух государств, более других пострадавших от «великой депрессии» был вопрос о военных долгах. После Первой мировой войны Великобритания попала в необычное положение одновременно и кредитора и должника. Основная часть национального долга должна была быть выплачена Америке. К 1933 г. Британия выплатила по долгам почти в 3 раза больше, чем остальные американские должники. Другой проблемой являлась тарифная политика США. Америка, настаивая на выплате долгов, отказывалась принимать их товарами и услугами. Англии приходилось «вытряхивать» деньги из Франции и других континентальных стран, которые не спешили расплачиваться по долгам. В результате соглашения, между тремя министерствами финансов был достигнут компромисс, сутью которого являлось возвращение к международным механизмам, если не к золотому стандарту, то к избавленной от его естественных опасностей системе. Это значительно облегчило экономическое сотрудничество западных демократий.

Что касается военных долгов внутри страны, это также не осталось без внимания казначейства. Н. Чемберлен провел конвертирование военного займа, снизив процент, получаемый держателями облигаций. Это также помогало экономить государственные средства в значительной мере.

Однако, ничто так не выделяет Н. Чемберлена из ряда министров финансов Британской Империи в межвоенный период, как его деятельность по вопросам перевооружения, резкое изменение отношения к которому со стороны канцлера Казначейства началось еще в 1935 году. Невилл Чемберлен, будучи финансистом, а, следовательно, сторонником стабильности, изначально был против мер по увеличению расходов на оборону, мысли о необходимости которых начали витать в английских правительственных кругах (в основном в среде либеральной оппозиции) еще с начала 30-х годов. Однако, развитие международной ситуации в Европе к середине десятилетия заставило его перестать называть эти мысли «паническими», и резко изменить свою позицию. Важно представлять себе политический климат, в котором развивалась ситуация. В январе 1933 г. к власти в Германии пришел национал-социализм во главе с А. Гитлером, а в октябре того же года Германия перестала быть членом Лиги Наций. В то же время, это был период наибольшего распространения пацифистских настроений в английском обществе, начинавшем постепенно оправляться от последствий испытаний границы 1920-х — 1930-х гг. И в этой далеко не благоприятной атмосфере, именно Н. Чемберлен становится автором первой «Белой Книги», документа, представлявшего расходы на оборону в 1936 году. И это, скорее всего, было сделано с двоякой целью: во-первых, начать полнокровную программу перевооружения, чтобы сделать Британию сильной в изменившейся международной ситуации, а во-вторых, дать правительственные заказы, а, значит возможность трудоустройства «депрессивным регионам». Кроме всего прочего, в качестве призмы, через которую следует рассматривать деятельность Невилла Чемберлена на посту министра финансов Великобритании в 1936-1937 годах, необходимо описать ситуацию в правительстве, в которой приходилось действовать канцлеру Казначейства. Практически без сомнений можно заявить о том, что Н. Чемберлен был самым способным деятелем в консервативном правительстве и Макдональда и Болдуина. К 1936 году на его плечах фактически лежало все управление страной. В письме к своей сестре он говорил: «Я все больше и больше взваливаю это правительство себе на шею... Как ты видишь, я стал чем-то вроде действующего премьер-министра, только без положенной ему власти. Мне приходиться обходиться фразами типа «Вы не думаете?» и «Что бы вы сказали?», хотя дело без сомнения шло бы быстрее, если бы я говорил «Вот то, что вы обязаны выполнить!». Итак, в мае 1937 года, после долгой карьеры министра финансов, Невилл Чемберлен становится премьер-министром Великобритании. С этого момента начинается особый и противоречивый этап во внутри и внешнеполитической жизни этой страны.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415161718




Интересное:


Государственное обеспечение и охрана социальных прав работников милиции НКВД РСФСР
Государство и церковь во второй половине XVI столетия.
Государство и церковь в XVII столетии
Борьба за лидерство в РКП(б) - ВКП(б) и Политическое завещание В.И. Ленина
Государство и церковь в первой четверти XVIII
Вернуться к списку публикаций