2013-06-24 10:12:25
ГлавнаяИстория и историография — Борьба за лидерство в РКП(б) - ВКП(б) и Политическое завещание В.И. Ленина



Борьба за лидерство в РКП(б) - ВКП(б) и Политическое завещание В.И. Ленина


Содержание

  1. Дискуссии о развитии советского общества (1921-1922 гг.).
    1. Две концепции новой экономической политики советской власти.
    2. Оптимизация системы управления партией, государством и народным хозяйством.
    3. Основы объединения советских республик.
  2. «Политическое завещание» как комплекс документов.
    1. «Политическое завещание»: история создания, структура и содержание.
    2. Отражение политических дискуссий в «Завещании».
    3. Проблема авторства текстов «Завещания».
  3. Авторитет Ленина как фактор новой фазы борьбы за лидерство в РКП(б) (1923 г.).
    1. Ленинский план реорганизации системы власти и управления и его противники.
    2. Национальный вопрос как поле политической борьбы против Сталина.
    3. Борьба за контроль над ЦК РКП(б).
  4. Влияние «Политического завещания» Ленина на развитие внутрипартийной борьбы в 1924-1929 гг.
    1. XIII съезд РКП(б) перед выбором: Сталин - источник опасностей или надежд на победу.
    2. «Письмо к съезду» как средство внутрипартийной борьбы.
    3. Роль последних писем, записок и статей В.И. Ленина в формировании «генеральной линии» РКП(б) — ВКП(б).
  5. Заключение

Оптимизация системы управления партией, государством и народным хозяйством.

Противостояние В.И. Ленина и Л.Д. Троцкого по принципиальным вопросам новой экономической политики предопределили их разногласия в вопросах организации управления народным хозяйством, поскольку никакая политика ничего не стоит без соответствующего ей политического механизма ее реализации. Разные варианты НЭПа, предложенные Лениным и Троцким, требовали соответствующих им органов и методов управления. В центре борьбы оказались проблема сочетания плановых и рыночных методов управления, а также вопрос о месте Госплана в системе управления, который, в свою очередь, дал новую жизнь старой дискуссии о роли и месте правящей Коммунистической партии в управлении народным хозяйством. Борьба по этим вопросам наложила сильный отпечаток не только на политические и личные отношения Ленина и Троцкого, но и на решение ряда важных политических вопросов.

Известно, что В.И. Ленин высоко оценивал план ГОЭЛРО - перспективный план развития страны. Вместе с тем, он считал, что в условиях предоставления промышленным предприятиям хозяйственной самостоятельности роль оперативного планирования в экономике страны неизбежно сократится, поэтому плановые методы управления должны уступить главенствующее положение рыночным методам. Отсюда его требования перестроить работу Госплана так, чтобы превратить его из органа оперативного планирования в экспертную комиссию при Совете Труда и Обороны (СТО), являвшейся специальной комиссией Совета народных комиссаров РСФСР, которая непосредственно занималась вопросами экономики. Необходимо было повысить способность ЦК РКП(б) обеспечить партии способность осуществлять проведение в жизнь новой экономической политики, следовательно, и руководство ключевыми хозяйственными органами. Естественно, что центральные партийные органы, а также государственные органы, ведающие хозяйственными вопросами, должны возглавляться людьми, которые разделяли взгляды Ленина на НЭП, которые пользовались его политическим доверием и могли справиться со стоящими перед ними задачами. У В.И. Ленина были свои кандидатуры на занятие этих ключевых позиций в системе власти и управления.

Реорганизация системы управления народным хозяйством проводилась в условиях быстро сокращающейся работоспособности В.И. Ленина и одновременного увеличения объема работы. Состояние его здоровья начало заметно ухудшаться с конца 1920 года, все более, сковывая его политическую активность. С середины 1921 г. начал устанавливаться особый режим работы, отдыха и лечения Ленина, который рассматривался не как его личная проблема, но как важный политический вопрос, затрагивающий интересы всей партии. В начале декабря болезнь сделала совершенно невозможной даже ограниченную работу. Об этот красноречиво говорит статистика участия В.И. Ленина в текущей работе СНК и СТО, значительно снижавшейся после 1920 г. Отныне болезнь Ленина стала превращаться в важный политический фактор жизни партии и государства.

Ленин, являясь центральной политической фигурой во власти, «замыкал» на себя решение огромного круга вопросов, поток которых все нарастал, но при этом быстро утрачивал работоспособность и не мог заниматься и «текучкой», и решать принципиальные проблемы. Поэтому новая система руководства партией, государством и управления народным хозяйством должна была обеспечить ему возможность сосредотачиваться на решении принципиальных вопросов и контролировать текущую работу, а при необходимости и вмешиваться в нее.

Существовавшая система управления (СНК — СТО - Госплан) вполне могла быть реорганизована с учетом требований ленинского варианта НЭП. Троцкий, выступая против ленинского НЭПа, настаивал на глубокой перестройке существующего хозяйственного механизма в соответствии с его представлениями о НЭПе. Троцкий изначально был согласен с той системой управления, которая сложилась ко времени принятия НЭПа, но после перехода к ней он изменил свое мнение и предложил реорганизовать хозяйственный механизм так, чтобы роль «действительного хозяйственного политического центра» играл не СТО РСФСР, а Госплан, призванный вырабатывать план и организовывать работу по его выполнению. Свои предложения он облек в форму «Тезисов о проведении в жизнь начал новой экономической политики» (7 августа 1921 г.), которые предложил августовскому (1921) Пленуму ЦК РКП(б).

Троцкий считал, что существующий Госплан не может выработать план, пригодный для оперативного руководства промышленностью. В плане ГОЭЛРО он отказывался видеть перспективный план развития народного хозяйства и настаивал на создании такового. Троцкий был против превращения Госплана из органа оперативного планирования в орган консультативный, не имеющий права принимать окончательные решения, в комиссию экспертов. Кроме того, Л.Д. Троцкий предлагал тесно связать его с ВСНХ для того, чтобы обеспечить решение всех проблем народного хозяйства под углом зрения интересов крупной государственной промышленности. Он также требовал предоставить Госплану право «идейно, организационно руководить выработкой, проверкой, регулировкой осуществления хозяйственного плана изо дня в день, из часа в час». Причем, и планирование и руководство осуществлением планов должно было осуществляться не в интересах восстановления сельского хозяйства и экономической связи между городом и деревней, в первую очередь, а «под углом зрения крупной государственной промышленности». Фактически, Троцкий предлагал использовать план для подчинения крестьянского хозяйства интересам крупной промышленности и для обеспечения этого передать главные рычаги управления из СТО в Госплан, развивая его как орган оперативного управления и администрирования. Передача всех хозяйственных вопросов в ведение специалистов, собранных в Госплане неизбежно вела к превращению СТО в орган, обеспечивающий работу Госплана и принимающий на себя решение спорных вопросов, а ЦК РКП(б) вообще устранялся от решения хозяйственных вопросов. У Троцкого, естественно, были свои представления о кандидатурах, подходящих для занятия ключевых позиций в предлагаемой им системе власти и управления.

В предложениях Троцкого об изменении роли и места Госплана в народном хозяйстве, а также об устранении ЦК партии от решения вопросов народного хозяйства, Политбюро ЦК РКП(б) увидело претензии Троцкого на то, чтобы эта работа была доверена ему, как автору проекта, и расценило их как стремление стать экономическим диктатором. Пленум ЦК РКП(б) отклонил предложения Л.Д. Троцкого и принял проект «Тезисов о поведении в жизнь начал новой экономической политики», подготовленный в июне — июле 1921 г. в ВСНХ, СНК и ЦК РКП(б) под руководством и при активном участии В.И. Ленина. В тот же день эти тезисы были утверждены СНК РСФСР как «Наказ СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики.

Обсуждение этих вопросов на заседаниях Политбюро ЦК РКП(б) нередко принимало характер не только острых политических столкновений, но и личных конфликтов. В этих условиях В.И. Ленин, чтобы избежать лишних личных контактов с Троцким, все чаще стал прибегать к практике решения того или иного вопроса опросом («вкруговую»), не созывая заседания Политбюро. И даже предлагал собираться на заседания Политбюро без Троцкого. Ленин старается избегать личных контактов с Троцким, даже по телефону, предпочитая вести их через посредников.

Показателем напряженности отношений и остроты конфликта может служить попытка Ленина отправить Троцкого на работу из Москвы в Украину. В историографии ленинского «Завещания» без должной критики принято объяснение Л.Д. Троцкого о том, что речь шла об обычной командировке. Однако документы говорят о другом - Ленин хотел убрать Троцкого из Москвы, чтобы развязать себе руки для проведения избранного курса, отделаться от назойливого критика, избавиться от дезорганизатора работы Политбюро, а в перспективе - заменить его на посту руководителя Военного ведомства.

16 июля 1921 г. В.И. Ленин внес в Политбюро предложение «о назначении тов. Троцкого НКПродом Украины». Л.Д. Троцкий протестовал. По его словам, он убедил В.И. Ленина нецелесообразности этой командировки. Однако против этой версии свидетельствует следующее постановление Политбюро ЦК РКП(б): «Назначить т. Троцкого НКПродом Украины... В виду протеста т. Троцкого не приводить в исполнение этого решения до созыва Пленума», который было решено созвать «в возможно более короткий срок». Это постановление фиксирует чрезвычайное происшествие: отказ Троцкого подчиниться решению Политбюро ЦК РКП(б) означал грубое нарушение партийной дисциплины. 27 июля 1921 г. у Ленина с Троцким состоялась еще одна беседа о направлении его на Украину и о предстоящем Пленуме ЦК РКП(б). На следующий день В.И. Ленин написал очень интересный документ - «Проект единогласного постановления Пбюро» - который направил Троцкому и другим членам Политбюро. В нем предлагалось отменить «решение Пбюро о назначении т. Троцкого на партработу в Украине». Троцкому рекомендовалось уделить «больше сил военной работе», одновременно ему разрешалось осуществить хозяйственный эксперимент с целью проверки «правильности и целесообразности» принятых декретов и т.д.. Идея проведения такого эксперимента исходила, судя по всему, от Троцкого, а не от Ленина, который рассматривал его в качестве своеобразного компромисса, на который ему пришлось пойти. Троцкий подверг критике ленинское предложение, как недостаточное, и требовал придать своему- хозяйственному эксперименту гораздо больший размах, однако Пленум ЦК РКП(б) под держал предложение Ленина.

Хозяйственное детище Троцкого получило название Московский комбинированный куст (МКК). Поскольку В.И. Ленин понимал истинное назначение этой организации, он сразу же после создания МКК поставил его под специальный контроль. И не зря. Проведенная в первые месяцы 1922 г. проверка деятельности МКК выявила быстрое разрушение производства переданных ему предприятий и расширение масштабов торговой деятельности, с помощью которой государственные средства «перекачивались» на «вольный рынок», где бесследно исчезали. Этому способствовала такая постановка бухгалтерского учета, которая не позволяла отслеживать финансовые потоки. Опыт хозяйствования МКК был признан неудавшимся. Справедливость наблюдений и сделанных выводов были признаны руководящими экономическими и финансовыми работниками МКК, а также председателем его правления — т.е. самим Троцким.

Основные выводы, к которым пришли инспектора НК РКИ РСФСР, были известны членам Политбюро (в т.ч. и Ленину, и Троцкому) еще до начала XI съезда партии, а в конце мая все члены ЦК были ознакомлены с «Заключением» инспекторов НК РКИ. История хозяйствования Троцкого в МКК, могла лишь укрепить сомнения Ленина в его способности к серьезной хозяйственной работе. Более того, она давала основания для сомнений в личной честности Троцкого и его политической лояльности тому курсу, который проводил ЦК РКП(б). Все это не могло способствовать ни человеческому, ни политическому сближению Ленина с Троцким, наоборот, как показывают документы, их контакты, уменьшаясь с середины 1921 г., с весны 1922 г. почти полностью прекращаются. Более того, они характеризуются такими шагами Ленина, которые нельзя оценить иначе, как стремление заблокировать попытки Троцкого пройти к главным рычагам управления народным хозяйством.

28 ноября 1921 г., оказавшись на грани полной утраты работоспособности, Ленин предложил «в дополнение к должности зампредСТО Рыкова (с правом решающего голоса в СНК)» учредить «на равных правах» с ним «должность второго зампредСТО» и назначить на нее А.Д. Цюрупу. Заместители председателя СНК должны были иметь решающий голос в СНК и СТО и право председательствовать в отсутствие Ленина. Им предоставлялись «все права Председателя в отношении работы в коллегиях и учреждениях «по вопросам объединения и направления работы экономических наркоматов». Смысл расширения института заместителей состоял в том, чтобы, во-первых, «объединить» и «улучшить экономическую работу в ЦЕЛОМ, особенно в связи и через Госбанк (торговля) и Госплан». Во-вторых, «освободить СНК от мелочей; точнее разграничить его функции от функций СТО и малого СНК (коллегия, состоящая из заместителей наркомов и работавшая под председательством одного из заместителя председателя СНК РСФСР), поднять авторитет СНК привлечением к участию в нем руководящих товарищей, наркомов, а не только их замов». Политбюро 1 декабря 1921 г. приняло это предложение. Тогда же оно приняло решение о создании Высшей экономической комиссии «для объединения всех экономических и финансовых вопросов в составе т.т. Каменева, Цюрупы, Курского, Преображенского и Шмидта...». Председателем ВЭК был назначен Л.Б. Каменев. 26 декабря 1921 г. В.И. Ленин написал «Наказ по вопросам хозяйственной работы» и провел его чрез Политбюро. «Наказ» был принят IX Всероссийским съездом Советов 28 декабря 1921 г.

В результате возникла система управления экономикой, которая не только разгрузила В.И. Ленина от текущей хозяйственной работы, но и могла функционировать в его отсутствие. При этом она позволяла ему осуществлять общий надзор за ходом работ, брать под свой контроль решение того или иного вопроса, а, при необходимости, непосредственно включиться в его решение. Наиболее значимую роль в этой системе занял Л.Б. Каменев, который, как председатель Высшей экономической комиссии, превратился в ближайшего помощника Ленина в решении текущих экономических вопросов. В руководстве ее Троцкому места не было.

В августе-сентябре 1921 г. Ленин предпринял ряд шагов направленных на укрепление политических позиций своих сторонников в ЦК партии, на повышение способности Центрального комитета РКП(б) руководить не только партией, но и направлять деятельность государственных и хозяйственных органов. Ключевые позиции здесь принадлежали Секретариату ЦК, который вел всю текущую работу Центрального комитета РКП(б). Укрепление позиций ЦК РКП(б) в решении текущих не только партийных, но и государственных, в т.ч. и хозяйственных, дел, выразилось в кадровых перемещениях в составе его руководящих органов. Политически наиболее значимые из них были связаны с И.В. Сталиным, который в это время практически полностью переключается на партийную работу и сосредоточил в своих руках руководство как организационно-партийной, так и агитационно-пропагандистской деятельностью.

В состав Секретариата ЦК, избранного X съездом РКП(б), входили В.М. Молотов, Ем. Ярославский и В.М. Михайлов. Молотов был старшим среди них и считался ответственным секретарем. В.И. Ленин стремился превратить Секретариат ЦК в политический орган, однако выполнить это требование не удавалось, т.к. все время и силы забирала текущая организационно-партийная работа. В.М. Молотов свидетельствует, что решение о введении И.В. Сталина в состав Секретариата ЦК РКП(б) было принято В.И. Лениным после того, как он пришел в выводу, что без включения в состав Секретариата крупной политической фигуры он не сможет превратиться в орган политического руководства. Сталин был введен в состав Секретариата ЦК РКП(б) вместо Ем. Ярославского, направленного на работу в Сибирь.

Точное время и обстоятельства назначения его Секретарем в литературе не указываются. Нам также не удалось найти документ, фиксирующий решение ЦК партии о его назначении. Секретариат ЦК работал в тесном контакте с Оргбюро ЦК, членом которого И.В. Сталин был избран на X съезде РКП(б), и остался в нем после его реорганизации 8 августа 1921 г. Главенствующее положение Сталина в Оргбюро ЦК предопределялось тем фактом, что он был единственным членом Политбюро ЦК в его составе. 22 августа 1921 г., вскоре после возвращения И.В. Сталина из отпуска, Оргбюро поручило ему (несмотря на возражения с его стороны) осуществлять общее руководство агитпропотделом ЦК партии, который руководил всей идеологической работой. Через день это решение было утверждено Политбюро с уточнением (по требованию Сталина) о временном характере этого назначения. Данное назначение не только расширяло сферу деятельности Сталина, но и значительно укрепляло его политические позиции.

Отныне центр тяжести деятельности Сталина окончательно переносился на партийную работу, что было закреплено 13 сентября 1921 г. решением Политбюро. Заслушав вопрос «О работе т. Сталина», Политбюро постановило: «Обязать т. Сталина около трех четвертей своего времени уделять партийной работе, причем не менее 1 1/2 часа Агитпропотделу; из остального времени большую часть посвящать Рабкрину». Его работа на должностях наркомов НК РКИ и Наркомнаца все больше сводилась к осуществлению общего руководства ими. Одновременно его освобождают от второстепенной работы в комиссии, занятой выяснением наличности золотого фонда. Он начинает заниматься вопросами организации работы Политбюро. Показательно следующее решение Политбюро (16 сентября 1921 г.): «назначить днем заседаний Политбюро среду 11 часов» и «предложить тов. Молотову по соглашению с тов. Сталиным определять дни экстренных заседаний Политбюро».

Не позднее 26 сентября 1921 г. создается секретариат Сталина, о чем свидетельствует письмо И.В. Сталина в адрес руководителей ВНИК РСФСР, СНК РСФСР, НКВоен, ВСНХ, НКПрод, НК РКИ с просьбой о пересылке ему корреспонденции, поступающей на его имя. После этого появляются документы, на которых Сталин подписывается как «Секретарь ЦК РКП(б)».



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
26272829303132333435363738            




Интересное:


Большая общеевропейская война и финансово-экономический потенциал России 19-20 век
Кустари в теории, стратегии и тактике большевиков от империализма до НЭПа
Источники и историография в истории правления Августа
Великая отечественная - людские потери России
К вопросу об истории становления и развития государственных финансовых институтов в России
Вернуться к списку публикаций