2013-06-24 10:12:25
ГлавнаяИстория и историография — Борьба за лидерство в РКП(б) - ВКП(б) и Политическое завещание В.И. Ленина



Борьба за лидерство в РКП(б) - ВКП(б) и Политическое завещание В.И. Ленина


Содержание

  1. Дискуссии о развитии советского общества (1921-1922 гг.).
    1. Две концепции новой экономической политики советской власти.
    2. Оптимизация системы управления партией, государством и народным хозяйством.
    3. Основы объединения советских республик.
  2. «Политическое завещание» как комплекс документов.
    1. «Политическое завещание»: история создания, структура и содержание.
    2. Отражение политических дискуссий в «Завещании».
    3. Проблема авторства текстов «Завещания».
  3. Авторитет Ленина как фактор новой фазы борьбы за лидерство в РКП(б) (1923 г.).
    1. Ленинский план реорганизации системы власти и управления и его противники.
    2. Национальный вопрос как поле политической борьбы против Сталина.
    3. Борьба за контроль над ЦК РКП(б).
  4. Влияние «Политического завещания» Ленина на развитие внутрипартийной борьбы в 1924-1929 гг.
    1. XIII съезд РКП(б) перед выбором: Сталин - источник опасностей или надежд на победу.
    2. «Письмо к съезду» как средство внутрипартийной борьбы.
    3. Роль последних писем, записок и статей В.И. Ленина в формировании «генеральной линии» РКП(б) — ВКП(б).
  5. Заключение

И.В. Сталин (письма от 6, 17, 24 января 1923 г.) четко определил суть разницы между реализуемой ленинской концепцией и предложениями Троцкого: «Кто должен быть руководителем государственных хозяйственных органов, СТО или Госплан, в этом, стало быть, суть вопроса, а не в предоставлении Госплану тех или иных административных прав». Предложенный Троцким вариант он считал неприемлемым потому, что в этом случае либо Госплан превратиться в «подсобное орудие ВСНХ» и будет ликвидирован - в качестве органа, работающего в интересах всего народного хозяйства, либо, если Госплан превратится в действительно руководящий, орган работающий в интересах народного хозяйства, это разрушит всю существующую систему управления, сделав ненужными СТО и СНК. Опасность в этом случае будет состоять в том, что реальное управление экономикой перейдет из рук РКП(б) в руки буржуазных специалистов, сосредоточенных в Госплане. В отличие от Ленина, ставившего вопрос о Госплане вне связи с серьезной реорганизацией системы управления, и пытавшегося отладить его работу за счет более оптимального разделения труда между членами СТО, Сталин считал назревшим вопрос о реорганизации «некоторых наших центральных регулирующих органов». Суть его предложения сводилась к тому, чтобы «сосредоточить дело увязывания и руководства деятельностью наших хозорганов не в Госплане, а в СТО и превратить СТО из междуведомственной согласительной комиссии в надведомственную руководящую комиссию». Совет Труда и Обороны, состоящий из заместителей Председателя СТО, Наркомфина, Председателей ВСНХ и Госплана, получал в этом случае возможность преодолеть ведомственность, улучшить координацию и руководство работой отдельных ведомств с общегосударственной точки зрения, которая предполагала обязательный учет хозяйственных интересов не только промышленности, но и сельского хозяйства, не только пролетариата, но и крестьянства. Предложенная Сталиным реорганизация соответствовала ленинской концепции и развивала ее применительно к новым условиям и с учетом накопленного опыта хозяйствования. Новизна сталинского предложения заключалась в расширении права и возможности Совета Труда и Обороны для осуществления оперативного руководства народным хозяйством.

Л.Д. Троцкий (письма от 15, 20, 25 января ) развивал свою критику существующей системы и настаивал на своем предложении, аргументировал необходимость установления режима «диктатуры промышленности» вместо «диктатуры» финансов». Иначе говоря, он возражал против того, чтобы интересы промышленности были подчиняет интересам сохранения политического союза рабочих и крестьян, как социально-политической базы диктатуры пролетариата и условия осуществления НЭПа. Он заявил, что предложенная Сталиным «реорганизация СТО совершенно не решает поднятого мною вопроса о практическом объединении хозяйства изо дня в день», что «только реорганизация Госплана из учреждения, выполняющего отдельные задания, в хозяйственный штаб способна создать нормальные предпосылки для работы СТО, Совнаркома, Финкомитета и проч.».

В полном соответствии с мыслями В.И. Ленина, изложенными в диктовках о Госплане, И.В. Сталин предложил назначить Л.Д. Троцкого заместителем Предсовнаркома (как предлагал Ленина), «отдав ему под специальную его заботу ВСНХ». Одновременно он предложил поставить во главе ВСНХ Г.Л. Пятакова. Пятаков был сильным организатором. Будучи заместителем председателя Госплана и председателя ВСНХ он мог стать серьезной помехой любым попыткам Троцкого на правах заместителем Председателя СТО взять в свои руки управление планированием и промышленностью. Предложение Сталина было выдержано вполне в духе ленинского предположения о назначении Троцкого заместителем председателя СНК РСФСР и так же, как оно, гарантировало отказ Троцкого от него. Вместе с тем, Сталин формально сделал все, что мог, для смягчения конфликтной ситуации и одновременно лишал Троцкого возможности упрекать большинство Политбюро ЦК в том, что оно не привлекает его к управлению народным хозяйством.

Л.Д. Троцкий, предлагавший «председателя ВСНХ сделать председателем Госплана», у которого, следовательно, должны были сосредоточиться все рычаги управления экономикой, отказался от предложения И.В. Сталина, которое не давало ему ни грана власти, но загружало черновой текущей работой. Аргументируя отказ, он писал, что «работа зама в нынешней ее постановке противоречит целиком всем моим навыкам и представлениям о целесообразно организованной работе». Троцкий избегал открыто предлагать себя в «экономические диктаторы», но в заключительной речи на октябрьском (1923) Пленуме проговорился: «Если бы меня сняли со всякой другой работы и посадили в Госплан, я б не возражал». Речь шла о реорганизованном на основе его предложений, Госплане, поэтому он сразу же оговорился: «Что я буду делать в СНК, если не будет реорганизован Госплан?» Отказ Троцкого раскрывал его истинные устремления: он не желал работать в экономической сфере на тех же условиях, что и другие члены Политбюро (Каменев, Рыков). Иначе бы он принял это предложение. Этот отказ говорит о его стремлении занять положение в экономике более высокое, чем занимал любой другой член Политбюро ЦК. Стать над ними. Заставить Политбюро принять свои условия. В аргументации Троцким своего отказа в завуалированной форме проявилось стремление получить фактические полномочия диктатора в области экономики.

Отказ Троцкого снял с повестки дня вопрос о его руководящей работе в экономике. Цель, поставленная и добивавшаяся Лениным была, наконец, достигнута. Он не смог объяснить своего отказа так, чтобы не раскрыть своих подлинных намерений, на поддержку которых в партии он не мог рассчитывать.

Через неделю после окончания переписки И.В. Сталина и Л.Д. Троцкого, 2 февраля, состоялось заседание Политбюро ЦК, на котором был рассмотрен вопрос об органах управления народным хозяйством. Однако его решение было отложено «до следующего заседания». Однако и на следующих заседаниях Политбюро он не рассматривался. Вернулось к нему Политбюро ЦК РКП(б) только летом 1923 г.

Такова судьба первого из вопросов, поднятых в ленинском «Завещании», ясно обозначившего антитроцкистскую направленность записок о Госплане. Эта направленность проявилась не только в тексте записок, но и в ходе политической борьбы по поставленным в нем вопросам.

Предложения Л.Д. Троцкого о реорганизации механизма управления народным хозяйством находились в органической связи с критикой работы Политбюро и ЦК, за которой стояли глубокие разногласия относительно роли Компартии в системе диктатуры пролетариата. Его критика существовавшей системы управления служила отправной точкой для требований радикального изменения работы ЦК РКП(б). В предложенной им системе управления народным хозяйством не нашлось места ни для ЦК партии, ни Политбюро. Крайнее раздражение и недовольство Троцкого участием Политбюро в решении хозяйственных вопросах выплеснулось в двух его письмах (18 и 19 апреля 1922 г.), направленных в Политбюро ЦК по поводу ленинских предложений об организации работы института Замов председателя СТО, а также в письмах в ЦК РКП(б) 24 и 26 декабря 1922 г., 15 и 25 января 1923 г.

Троцкий считал неправильным, что все вопросы управления «сплошь да рядом переходят в ЦК (Секретариат, Оргбюро, Политбюро)», что в ЦК и в СТО, а не в Госплане они получали принципиальное или окончательное разрешение, причем неудовлетворительно. Говоря о необходимости улучшения работы Политбюро ЦК, он акцентировал загруженность его хозяйственными вопросами и необходимостью освободить Политбюро от них, чтобы сделать его работу более планомерной, позволить ему больше уделять внимания вопроса идеологическим и партийного строительства. Последнее утверждение дает искаженное представление о действительном положении дел. Между XI и XII съездами РКП(б) из 1322 вопросов, которые были рассмотрены Политбюро ЦК, лишь 21,4% были вопросы хозяйственные, в том числе 118 директивных и 92 текущих.

Безусловно, работа Политбюро ЦК, освобожденного от экономических вопросов, стала бы легче и планомерней, и вопросы идеологии и партийной жизни в ней заняли бы большее место. Но вместе с экономическими вопросами из Политбюро ушла бы значительная часть реальной власти в стране, переместившись в тот орган, который бы сосредоточил в своих руках решение этих вопросов. В проектах Троцкого таким органом должен был стать объединенный ВСНХ-Госплан, состоящий из «старых» (буржуазных, в подавляющем большинстве настроенных антисоветски) специалистов. ЦК РКП(б) в таком случае превратилась бы в марионетку в руках новой власти. Вот здесь Коммунистической партии и грозил тот самый термидор, которым Троцкий пугал ее. Никакой вождь партии, формально возглавляющий объединенный ВСНХ-Госплан, а на деле, находящийся в полной зависимости от своих советников-специалистов, не мог бы предотвратить такого исхода, не уничтожив свою зависимость от них вместе с этой системой. Превратившись в «экономического диктатора» и оттеснив правящую партию от реальных рычагов управления, он только бы (вольно или невольно) расчистил путь для контрреволюции.

В политическом плане вопрос сводился к тому, кто будет определять политический курс и экономическую политику социалистической революции - Ленин и его единомышленники-большевики, опирающиеся на революционную партию в деле строительства социализма и верящие в ее победу. Или небольшевик Троцкий со своими сторонниками, отрицающими способность российской революции к успешному развитию без помощи со стороны победившей международной пролетарской революции, опирающиеся на старых специалистов и социальные силы стоящие за ними, способные обеспечить лишь капитуляцию большевистской революции. Кроме того, эти предложения Троцкого означали, что он не связывал улучшение дела руководства экономическим строительством с совершенствованием работы РКП(б) и ее аппарата, возлагая все свои надежды на госорганы.

Не случайно, дискуссия по вопросу о роли и месте РКП(б) в управлении народным хозяйством развернулась в ходе обсуждения тезисов доклада XII съезду партии о промышленности. Проект тезисов и доклад готовил Троцкий. В виду принципиальных разногласий между Троцким, а также другими членами комиссии и Политбюро, работа над тезисами и докладом приобрела затяжной характер. Сохранившиеся в архивном фонде Троцкого материалы, свидетельствуют, что в ходе подготовки доклада он изучил и обобщил значительный фактический материал о ее работе. Положения и выводы, сформулированные им на базе этого материала не вызвали принципиальных возражений и составили ту часть его доклада, которая была принята ЦК партии без возражений. Однако другая часть его, содержащая предложения об организации работы промышленности вызвала принципиальные возражения.

6 марта 1923 г. Троцкий представил комиссии «окончательный текст тезисов. В нем он говорил о необходимости придания Госплану законодательных функций, что означало вынужденный отказ от требований предоставить Госплану административные права и признание, что Госплан сохраняется в качестве комиссии экспертов. 8 марта Политбюро ЦК рассмотрело эти тезисы, постановило поработать над ними еще, учесть сделанные членами Политбюро и комиссии поправки и через неделю представить доклад Политбюро. Доработка потребовала большего времени. Кроме принципиальных разногласий, замедлявших работу комиссии, ее тормозило также болезнь Троцкого. Лишь 28 марта Политбюро приняло поправки к тезисам Л.Д. Троцкого и представила их Пленуму ЦК РКП(б).

30 марта Пленум ЦК рассмотрел поправки и принял предложение Г.Е. Зиновьева, касающееся политически наиболее важного вопроса о роли партии в управлении народным хозяйством. В «Тезисы о реорганизации и улучшении центральных учреждений партии» был включен пункт, в котором, в частности, говорилось: «Съезд должен поручить новому ЦК принять ряд необходимых мер для улучшения работы Политбюро в области руководства со стороны Политбюро государственными и, в частности, хозяйственными органами Республики». Это положение было направлено против давних домогательств Троцкого изъять хозяйственные вопросы из сферы деятельности Политбюро. Пленум ЦК также утвердил поправки Политбюро к параграфу 1 (единогласно) и параграфу 12 (при 3-х воздержавшихся) тезисов Троцкого. К принятой поправке по параграфу 12 Троцкий внес дополнение: «Правильность и систематичность планового руководства партии должны и будут вести к все большему уменьшению случаев непосредственного административного вмешательства партийных органов по отдельным и частным вопросам. С другой стороны, руководство партии будет обеспечено тем полнее, чем правильнее будет идти административная и хозяйственная работа государственных органов по выполнению плановых задач, выдвигаемых партией и под ее постоянным контролем».

Эта поправка имела принципиальное значение не только для дальнейшего строительства хозяйственного механизма, но и для системы диктатуры пролетариата в целом, т.к. она с неизбежностью вела к изъятию из рук РКП(б) функций управления страной, передавая их исключительно в руках хозяйственных органов государства. Это предложение говорило о том, что представление Л.Д. Троцкого о политической системе диктатуры пролетариата, о взаимодействии партии и государства в это время, как и прежде, радикально отличались от тех, которые развивал В.И. Ленин, в т.ч. и в последних уже опубликованных статьях его - «Как нам реорганизовать Рабкрин» и «Лучше меньше, да лучше». Пленум ЦК РКП(б) отклонил поправку Л.Д. Троцкого и создал комиссию для окончательного редактирования тезисов в составе И.В. Сталина (председатель), Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков.

На следующий день, 31 марта, Пленум ЦК заслушал доклад редакционной комиссии, с которым выступил Л.Б. Каменев и утвердил ее предложение о поправке к 12 параграфу тезисов (вставка между первым и вторым абзацами) следующего содержания: «Наряду с необходимыми и неизбежными в данных условиях директивами хозорганам со стороны парторганизаций по конкретным вопросам, необходимо неуклонно стремиться придать руководству хозорганами со стороны парторганизаций широкий и всесторонний плановый характер, что должно вести к уменьшению случаев необходимости непосредственного административного вмешательства по отдельным и частным вопросам текущей практики.

Руководство партии будет обеспечено тем полнее, чем правильнее будет идти административная и хозяйственная работа самих государственных органов по выполнению плановых задач, выдвигаемых партией». Эту вставку подписали Рыков, Троцкий, Сталин, Зиновьев, Каменев. Подпись Троцкого говорит о его политическом маневрировании, а не об изменении им своей позиции и признании правильности ленинского курса.

Текст этой вставки представляет интерес для нашей темы. Л.Д. Троцкий в своей поправке правильность партийного руководства ставил в прямую зависимость от правильности работы госорганов, выдвигая, таким образом, деятельность последних как условие самоустранения партии от решения экономических проблем. Поправка редакционной комиссии, принятая Пленумом ЦК РКП(б) предлагает диаметрально противоположный подход: компартия не отодвигается от хозяйственного руководства, а осваивает его и помогает государственным органам обеспечить необходимый уровень и качество руководства народным хозяйством. Участие парторганизаций на данном этапе социалистического строительства в решении хозяйственных вопросов прямо провозглашалось как необходимое условие развития социалистической экономики. Курсу Троцкого на понижение роли партии в хозяйственном строительстве был противопоставлен курс на повышение ее роли. Не вытеснение ее из сферы решения хозяйственных вопросов, а совершенствование ее работы должно было стать предпосылкой сокращения административного вмешательства по отдельным мелким вопросам. Последний (второй) абзац этого дополнения к поправке воспроизводит соответствующую часть поправки Троцкого с одним, но очень важным исправлением - именно, снят тезис о работе госорганов под «контролем» партии. Л.Д. Троцкий допускал контроль, но не управление. Редакционная комиссия высказались за управление и поэтому, естественно, было снято упоминание о контроле.

Поэтому логично выглядит решение Пленума ЦК РКП(б) поручить Троцкому «перередактировать тезисы на основе принятых Пленумом поправок», и внести их на утверждение Политбюро. Тогда же Пленум ЦК принял предложение Г.Е. Зиновьева о включении в Тезисы «О реорганизации и улучшении центральных учреждений партии» пункта, в котором, в частности, говорилось: «Съезд должен поручить новому ЦК принять ряд необходимых мер для улучшения работы Политбюро в области руководства со стороны Политбюро государственными и, в частности, хозяйственными органами Республики». Это положение было направлено против предложений Троцкого.

Только после завершения всех этих доработок доклада о промышленности, 31 марта, Политбюро ЦК приняло решение поручить его Л.Д. Троцкому. Завершение обсуждения тезисов было намечено на 5 апреля, но пришлось перенести вплоть «до получения ответа т. Троцкого на шифротелеграмму т. Сталина». И только 6 апреля Политбюро опросом по телефону приняло решение: «Принять редакцию первой главы тезисов по промышленности, предложенную тт. Бухариным и Сталиным», тезисы в целом утвердить и опубликовать как одобренные ЦК РКП(б). Реальная история подготовки вопроса о промышленности для XII съезда разительно отличается от того, что рассказывал о ней Троцкий. На XII съезде РКП(б) ему пришлось делать доклад, ряд принципиальных положений которого, он должен был провозгласить против собственной воли, не разделяя их.

XII съезд поддержал предложенный ЦК РКП(б) курс. В политическом отчете ЦК XII съезду, с которым выступил Зиновьев, принципиальный подход к проблеме взаимодействия партии и государства был сформулирован так: «Разделение труда - да, разделение власти - нет. Вот наша формулировка». В этом виде она направлена против Троцкого и его сторонников и выражала мнение не только лично Зиновьева, но и Сталина, и других сторонников Ленина, большинства Политбюро и ЦК партии.

Позиция, которую Ленин отстаивал в борьбе против Троцкого, получила закрепление в решениях съезда партии.

Эти решения предопределили реорганизацию системы управления народным хозяйством в духе предложений И.В. Сталина, которая была проведена летом 1923 г. 4 июля Пленум ЦК РКП(б) по отчетам Политбюро ЦК и СНК принял специальное решение, в котором, в полном соответствии с предложениями Сталина, предписывалось: «провести эту реорганизацию в направлении слияния СТО и Финкомитета и образования из СТО единого направляющего органа в составе Замов и представителей необходимых ведомств или же персонально». На домогательствах Троцкого переделать на свой лад систему управления был поставлен «крест». 5 июля Политбюро утвердило состав СНК СССР (председатель - В.И. Ленин, пять заместителей - Л.Б. Каменев, А.И. Рыков, А.Д. Цюрупа, В.Я. Чубарь, М.Д. Орахелашвили. Как видно, среди пяти замов есть представители от двух республик (кроме РСФСР: от Украины и Грузии), что в принципе соответствует сталинскому предложению и критиковалось Троцким. Состав СНК РСФСР (Ленин - председатель, Цюрупа, Рыков и Каменев - заместители) соответствовал ленинским предложениям. На следующем заседании, 12 июля, в соответствии с решениями последнего Пленума ЦК, Политбюро рассмотрело вопрос «О реорганизации и составе СТО» и утвердило СТО СССР (Ленин — председатель, три заместителя - Каменев, Рыков (с заместителем в лице Пятакова) и Цюрупы. Членами СТО СССР были назначены Л.Д. Троцкий, (с заместителем в лице Склянского), Ф.Э. Дзержинский, Г.Я. Сокольников, Г.М. Кржижановский. Кандидатами в члены СТО стали В.Я. Чубарь и Э.М. Орахелашвили. Последние представляли Украину и Грузию, следовательно, предложение Сталина о введение в состав СТО представителей от республик тоже было принято. Тогда же Политбюро ЦК поручило И.В. Сталину и Л.Б. Каменеву подобрать и утвердить членов коллегии наркоматов СССР и РСФСР. 2 августа 1923 г. Политбюро ЦК утвердило Президиум Госплана СССР. В его «заглавную тройку» вошли Г.М. Кржижановский, И.Т. Смилга, П.С. Осадчий. И здесь предложения Троцкого не были приняты, места в Госплане для него не нашлось.

Состав новых органов свидетельствует, что в вопросе их состава и структуры Л.Д. Троцкий потерпел полное поражение, а линия, намеченная В.И. Лениным и развитая И.В. Сталиным, победила. Требование Ленина - не пускать Троцкого в Госплан было учтено и выполнено. Троцкий попал в СТО, но не в том качестве, в каком хотел, не в качестве вождя и «экономического диктатора» и даже не в качестве одного из политических лидеров, а лишь в качестве рядового члена СТО — как руководитель военного ведомства (на это указывает возможность его замены заместителем Председателя РВСР Склянским). Это было отмечено в письме членов Политбюро ЦК от 19 октября 1923 г., в котором говорилось: «С целью правильного руководства хозяйственной жизнью страны из одного центра и внесения максимальной планомерности в это руководство, ЦК летом 1923 года реорганизовал СТО, введя в его состав персонально ряд крупных хозяйственных работников республики. В состав СТО Центральным комитетом был введен также тов. Троцкий». Большинство членов Политбюро, как и Ленин, не видели в Троцком «крупного хозяйственного работника».

Еще одной проблемой, поднятой В.И. Лениным в «Завещании», которая оказалась в центре политической борьбы, стала проблема реорганизации центральных органов РКП(б) и НК РКИ. В ходе ее обсуждения возник уже знакомый нам фронт противостояния: Ленин и его сторонники против Троцкого и его сторонников.

К концу 1922 г. назрела необходимость реорганизации высшего эшелона партийного и государственного руководства в целях повышения эффективности его работы. Работа над новым Уставом РКП(б) началась еще в начале 1922 г., накануне XI съезда партии. В августе 1922 г. XII партийная конференция специально рассмотрела этот вопрос. В преддверии XII съезда РКП(б) свои предложения по реорганизации и совершенствовании работы центральных органов партии внес Ленин.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
26272829303132333435363738            




Интересное:


Корректность применения понятия губернаторская власть в исследования истории аппарата государственного управления российской империи
Бородинское сражение: историография, источники, проблемы исторической реконструкции
Усиление монархических тенденций при преемниках Августа
Государство и церковь во второй половине XVI столетия.
К вопросу о развале СССР
Вернуться к списку публикаций