2013-06-24 10:12:25
ГлавнаяИстория и историография — Борьба за лидерство в РКП(б) - ВКП(б) и Политическое завещание В.И. Ленина



Борьба за лидерство в РКП(б) - ВКП(б) и Политическое завещание В.И. Ленина


Содержание

  1. Дискуссии о развитии советского общества (1921-1922 гг.).
    1. Две концепции новой экономической политики советской власти.
    2. Оптимизация системы управления партией, государством и народным хозяйством.
    3. Основы объединения советских республик.
  2. «Политическое завещание» как комплекс документов.
    1. «Политическое завещание»: история создания, структура и содержание.
    2. Отражение политических дискуссий в «Завещании».
    3. Проблема авторства текстов «Завещания».
  3. Авторитет Ленина как фактор новой фазы борьбы за лидерство в РКП(б) (1923 г.).
    1. Ленинский план реорганизации системы власти и управления и его противники.
    2. Национальный вопрос как поле политической борьбы против Сталина.
    3. Борьба за контроль над ЦК РКП(б).
  4. Влияние «Политического завещания» Ленина на развитие внутрипартийной борьбы в 1924-1929 гг.
    1. XIII съезд РКП(б) перед выбором: Сталин - источник опасностей или надежд на победу.
    2. «Письмо к съезду» как средство внутрипартийной борьбы.
    3. Роль последних писем, записок и статей В.И. Ленина в формировании «генеральной линии» РКП(б) — ВКП(б).
  5. Заключение

Авторитет Ленина как фактор новой фазы борьбы за лидерство в РКП(б) (1923 г.).

Ленинский план реорганизации системы власти и управления и его противники.

Правильную политическую оценку последних писем, записок, статей В.И. Ленина можно дать только в том случае, если не только понять и принять их как факт политической борьбы, но и увидеть их в этой борьбе. Ленин диктовал их в преддверии XII съезда РКП(б), надеясь, если не предопределить, то серьезно повлиять на решение съездом ряда серьезных вопросов. Эти работы В.И. Ленина оказались в центре внимания предсъездовской дискуссии по проблемам совершенствования управления народным хозяйством, прежде всего, организации работы промышленности.

Актуальность этих вопросов объяснялась тем, что, несмотря на очевидные успехи восстановления экономики, ситуация в промышленности складывалось тяжелая. Уже давно ожидался экономический кризис, относительно характера которого, а, значит, и способов борьбы с ним, среди руководителей экономики не было согласия. Состояние промышленности по итогам работы в 1922 г. расценивалось как предкризисное. Нарастающему кризису управления государственной промышленностью был посвящен доклад В.И. Межлаук об «Организационном кризисе нашей промышленности и методах его преодоления», направленный им Л.Б. Каменеву, который 22 ноября 1922 г. переслал его И.В. Сталину. Неделю спустя, 30 ноября 1922 г., Политбюро ЦК утвердило повестку дня предстоящего пленума ЦК РКП(б), в которой имелся пункт: «организация управления промышленности». Декабрьский (1922) пленум ЦК РКП(б) обсудил вопрос о работе промышленности. В ходе развернувшейся дискуссии Л.Д. Троцкий вновь выступил с предложениями о реорганизации управления промышленностью на плановых началах, однако, пленум ЦК отклонил их, считая, что в условиях «крайней неустойчивости нашей валюты» невозможно создать систему балансов, которая является базой любого реального плана.

В.И. Ленин, видимо, был информирован о предложении Троцкого. 23 декабря 1922 г. в письме И.В. Сталину он писал: «Я думаю предложить вниманию съезда придать законодательный характер на известных условиях решениям Госплана, идя в этом отношении навстречу тов. Троцкому, до известной степени и на известных условиях». Не уточняя ни степени уступок, ни условий, Ленин дал ясно понять, что они не должны затрагивать организационных принципов, лежавших в основе существовавшей системы управления. Это ленинское предложение никак нельзя назвать уступкой Троцкому в принципиальном вопросе. Движение «навстречу» ограниченно «известными» (возможно, известными Сталину) размерами и условиями, а самое главное - предложения Ленина относительно изменения функций Госплана имели совершенно иной характер и направленность по сравнению с предложениями Троцкого. Более того, они были направлены на укрепление той системы управления хозяйством, которую, выстраивал В.И. Ленин и разрушения которой добивался Л.Д. Троцкий.

Есть информация о том, что Троцкий в тот же день узнал от Сталина о содержании ленинского письма. Соответствует ли это действительности, не известно, но на следующий день, 24 декабря, он направил членам ЦК РКП(б) письмо, в котором воспроизвел и развил свои предложения, высказанные на Пленуме ЦК РКП(б), и их аргументацию. Вслед за ним - 26 декабря - он направил письмо-дополнение, в котором развил некоторые мысли, высказанные в первом письме. Эти письма представляли собой попытку поставить свои предложения о принципиальной перестройки всей системы управления народного хозяйства для обсуждения на XII партийном съезде. Так В.И. Ленин и Л.Д. Троцкий фактически открыли предсъездовскую дискуссию по давно разводившему их вопросу.

В этих письмах Троцкий в качестве центральной поставил проблему расширения прав Госплана. При этом он заявил, что не добивается расширения административных прав Госплана. Он считал, что «основной задачей государства в хозяйственной области» является налаживание планового руководства промышленностью. Необходимо «учреждение, которое держало бы в своих руках, изо дня в день, все хозяйственные нити, которое на основании своей практически руководящей работы создавало бы общий хозяйственны план..., фактически руководило бы проведением этого плана, вносило бы в него необходимые поправки в процессе проведения». Существующую систему управления он расценивал и критиковал с точки зрения ее неспособности решить эту задачу.

Троцкий не только подверг критике Ленина как руководителя, но и попытался самый факт его болезни использовать в качестве важного аргумента в пользу принятия своих предложений. Для того чтобы «общее хозяйственное руководство» сохранить в руках ЦК и Ленина, писал Троцкий, «необходима правильная система изо дня в день действующих учреждений, руководящих хозяйством». Он предлагал в основу хозяйственного плана положить интересы развития «объединенной государственной промышленности, как основы всего нашего социалистического строительства», а председательствование в Госплане» поручить «лицу, на которое возложено руководство нашей промышленностью». «При этом, - писал он, - я не настаивал бы вовсе на том, чтобы Госплану сразу же дать какие-либо широкие права. Единственное и неотъемлемое право Госплана состоит в том, что ни один центральный хозяйственный вопрос не проходит мимо него». Вот, очевидно, то требование расширения прав Госплана (сформулированное Троцким и в выступлении на декабрьском (1922) Пленуме ЦК), которому В.И. Ленин выразил готовность пойти навстречу в письме И.В. Сталину («К съезду») от 23 декабря 1922 г.

В этом письме Л.Д. Троцкий возобновил свои притязания на положения «экономического диктатора». Конечно, он не требовал себе таких прав прямо и открыто, но из логики его рассуждений это следовало с неизбежностью. «Председательствование в Госплане, - писал он, - должно принадлежать лицу, на которое возложено руководство нашей промышленностью. В этом смысле я и заметил в своей речи (очевидно, на декабрьском (1922) Пленуме ЦК РКП(б)), что, если вообще можно говорить о «диктатуре» по отношению к хозяйству, то не о диктатуре финансов, а о диктатуре промышленности.... Как достигнуть этого: назначить ли нынешнего председателя ВСНХ также и председателем Госплана, или нынешнего председателя Госплана назначить также и председателем ВСНХ, или же одного из замов назначить и председателем ВСНХ и председателем Госплана — это уже вопрос принципиальный и в обсуждение его я сейчас не вхожу». Представляется естественным, что члены Политбюро ЦК партии эти предложения расценили как заявку Троцкого на то, чтобы именно он был назначен на эти должности — ведь он автор идеи и разработчик принципиальной схемы, ему и «карты в руки». Сам Троцкий не отрицал своего желании возглавить Госплан, если будет проведена его реорганизация по предложенному им варианту. Об этом он говорил на октябрьском (1923) Пленуме ЦК РКП(б).

Письма Л.Д. Троцкого поступили в ленинский секретариат (зарегистрированы 29 декабря 1922 г. ). Поскольку иногда документы, направлявшиеся Ленину, сначала поступали ему для работы, и лишь потом регистрировались в секретариате, то можно предположить, что он был ознакомлен с ними, или с их содержанием (во время одного из рабочих контактов с секретарем). В этом случае, есть основания считать, что продиктованные им 27-29 декабря записки о Госплане являются ответом не только на выступление Троцкого на декабрьском (1922) Пленуме ЦК РКП(б), но и на эти письма Троцкого. Это предположение находит опору самих текстах ленинских записок.

27-29 декабря 1922 г. В.И. Ленин продиктовал три текста, посвященных проблемам организации работы Госплана и определению его места в системе органов управления народным хозяйством. Они известны под названием «О придании законодательных функций Госплану». В них Ленин развил идею, высказанную в письме Сталину от 23 декабря 1922 г. Он считал, что в предложениях Троцкого имеется «здоровая мысль», состоящая в том, что ни один вопрос хозяйственной жизни не должен проходить мимо Госплана. По мнению Ленина «в этом отношении... можно и должно пойти навстречу тов. Троцкому». Так Ленин определил характер и размеры движения «навстречу», которую нельзя назвать уступкой в принципиальном вопросе.

С этим предложением о движении «навстречу» Троцкому связана загадка. Нам не известны подобные предложения Троцкого, относящиеся до времени до 23 декабря 1923 г. В письме 24 декабря 1922 г. Троцкий прямо заявлял о том, что он не требует таких прав. Таким образом, сама эта постановка вопроса у Ленина выглядит не такой ясной, как ее представлял позднее Троцкий, трактуя данное положение как уступку. Первый документ, в котором Троцкий определенно говорил о необходимости придания Госплану законодательных функций содержится в его тезисах о госпромышленности, датированных 6 марта 1923 г., в которых он (вольно, а, скорее всего, невольно, под давлением подавляющее большинство членов Политбюро и ЦК партии) воспроизвел это ленинское положение.

Истинная цена ленинской «уступки» несуществующим требованиям Троцкого будет яснее, если мы учтем, что ни в одном требовании, которые Троцкий действительно выдвигал, Ленин навстречу ему не пошел. Напротив, всячески подчеркивал свою неуступчивость, развивая свою аргументацию против предложений Троцкого, или просто обходил их молчанием. В.И. Ленин, прекрасно понимая политическую подоплеку организационных предложений Троцкого, выступил против них. Предложив пойти на «уступку» Троцкому в вопросе придания законодательных функций Госплану, он тут же добавил: «но не в отношении председательства в Госплане либо особого лица из наших политических вождей, либо председателя Высшего совета народного хозяйства и т.п.». Эта оговорка была направлена не просто против предложений Л.Д. Троцкого реорганизовать систему управления народного хозяйства, но и против его домогательств занять эту должность.

О том, что Ленин был противником домогательств Троцкого особого положения в системе управления народным хозяйством свидетельствует та поддержка, которую он оказал действовавшему в то время руководству Госплана (Председатель - Г.М. Кржижановский и заместитель председателя - Г.Л. Пятаков). Свои предложения объединить руководство промышленности и Госплана в одних руках Л.Д. Троцкий аргументировал особой важностью умелого администрирования в работе Госплана и отсутствием такового в его работе. В.И. Ленин не только взял Кржижановского и Пятакова под свою защиту от критики Троцкого, но и настойчиво развивал мысль о важности соединения в руководстве Госплана специальных знаний и административного навыка, отводя последнему вспомогательную роль. Из контекста записок ясно, что Ленин не считал, что Троцкий обладал тем набором качеств, которые нужны были для работы в Госплане. А чтобы внести полную ясность в этот вопрос, он, не указывая персонально на Троцкого, добавлял: «Соединение этих двух качеств в одном лице вряд ли будет встречаться и вряд ли будет необходимо». Получается, что на должность председателя Госплана Троцкий никак не подходит, а подходящий заместитель у председателя Госплана уже есть. Следовательно, в записках «О придании законодательных функций Госплану» Ленин развивает систему аргументов, позволяющих блокировать попытки Троцкого стать экономическим диктатором. Более того, поскольку тезис о подчиненном значении качеств администратора настойчиво акцентируются Лениным и в первой части диктовки, и во второй и третьей частях ее, то мы можем сделать вывод, что мысль о том, что Троцкий не подходит для руководства Госпланом - проходит красной нитью через весь ленинский текст.

Таким образом, есть основание считать, что В.И. Ленин включился в полемику с Троцким по вопросу о системе управления народным хозяйством и месте Госплана в ней. Есть основание считать, что он привлек к этой борьбе Сталина, который прежде в обсуждении данного вопроса не участвовал. В ленинском секретариате 27 декабря 1922 г. было зарегистрировано отправление Сталину запечатанного конверта. Так поступали, если содержимое документа хотели скрыть даже от работников секретариата. Что было в нем, нам не известно. Можно предположить, что в нем находилась первая из трех диктовок о Госплане, продиктованная как раз 27 декабря. В пользу этого говорит заявление Зиновьева, сделанное на XIV съезде ВКП(б), о том, что в период подготовки XII съезда партии «тройке» (Зиновьев, Сталин, Каменев) было известно мнение Ленина относительно придания Госплану законодательных функций и оно было учтено при подготовке проектов решений. Общая постановка вопроса о необходимости придании законодательных функций Госплану имеется в письме Ленина Сталину от 23 декабря 1922 г., однако, в нем ничего не говорится относительно назначения Троцкого на посты председателей Госплана или ВСНХ.

Этот вопрос поставлен Лениным только в записках о Госплане. Поскольку этот вопрос был решен в соответствии с предложениями Ленина, то есть основание считать, что Зиновьев имел в виду именно диктовки о Госплане.

Продиктовав 29 декабря 1922 г. последний фрагмент записок о Госплане, В.И. Ленин оставляет эту тему, однако к ее разработке подключается Сталин, который взял на себя всю тяжесть и ответственность ведения полемики Троцким. Между ними завязывается переписка по вопросам реформирования системы управления народным хозяйством. В этой переписке Сталин взял на себя защиту тех принципов строительства системы управления народным хозяйством, которые Ленин отстаивал против Троцкого.

Эта дискуссия, очевидно, повлияла на формирование повестки дня XII съезда. Примерно в это время (не ранее последних чисел декабря и не позднее 11 января) И.В. Сталин составил второй вариант повестки дня съезда, в котором предусматривалось рассмотреть вопрос «о центральных регулирующих органах по народному хозяйству». Этого пункта не было в первом варианте повестки дня. 11 января Политбюро утвердило повестку дня XII съезда партии, в ней это вопроса «о центральных регулирующих органах по народному хозяйству» уже не было, его место занял вопрос «организация государственной промышленности». Докладчика по нему решили «пока не назначать», а создали комиссию в составе Л.Д. Троцкого (председатель), Л.Б. Каменева, А.И. Рыкова, Г.Я. Сокольникова и Г.Л. Пятакова. Этой комиссии поручалось выработать тезисы по данному вопросу и в 3-х недельный срок представить их в Политбюро. Поэтому переписку Сталина и Троцкого мы вправе рассматривать в контексте подготовки вопроса к XII съезду, как органическую часть той дискуссии, которую прежде вел с Троцким В.И. Ленин.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
26272829303132333435363738            




Интересное:


Мобилизация населения в красную и белую армию в период гражданской войны - сравнительный анализ
Определение понятия закон в условия самодержавия - историографический аспект
Корректность применения понятия губернаторская власть в исследования истории аппарата государственного управления российской империи
Новая интерпретация истории Киевской Руси
Государство и церковь во второй половине XVI-XVIII
Вернуться к списку публикаций