2012-01-18 10:49:04
ГлавнаяИстория и историография — Государство и церковь в XVII столетии



Государство и церковь в XVII столетии


Церковная организация астраханского края в XVII столетии.

В XVII веке Нижнее Поволжье окончательно закрепилось за московским государством. Однако Астраханской церковной организации по-прежнему отводилась важная роль.

Наибольший интерес в истории астраханской епархии XVII столетия представляют следующие проблемы:

- управление епархией;

- пределы административной и судебной власти архиерея;

- учреждение митрополии.

В 1605 году астраханская епархия была возведена в ранг архиепископии. Соответственно, и астраханский архиерей стал архиепископом.

В средневековой России архиереи (епископы и архиепископы) наделялись в рамках своих епархий большой властью, не только духовной, но и судебной и административной. Поэтому процессу выбора кандидатур и назначению архиереев придавалось особое значение.

Согласно акту «Чин постановления епископа» в XVII столетии назначение епископов и архиепископов происходило следующим образом. Патриарх подбирал трех или четырех кандидатов на архиерейство во «вдовствующую» епархию и созывал на совет всех архиереев. Прежде чем объявить собору имена кандидатов, патриарх спрашивал «совета и согласия» царя. Если царь одобрял выбор патриарха, то имена кандидатов оглашались собору, и происходило избрание.

В управлении епархиями архиереи опирались на приказы и специальных должностных лиц.

Духовные приказы при кафедрах начали формироваться в XVII веке. Иван Перов, исследуя епархиальные учреждения в России, называет два приказа, которые существовали в епархиях в интересующий период:

- Казенный приказ;

- Духовный приказ.

Основная функция Казенного приказа заключалась в «заведывании различными сборами, шедшими в казну архиереев». Казенный приказ уполномочивался:

- назначать лиц, которые собирали пошлины;

- описывать имущество монастырей и церквей, когда нужно было эти церкви и монастыри вновь обложить данью;

- выдавать церквам и монастырям, находящимся на территории епархии, льготные грамоты;

- разбирать жалобы духовенства на нарушение предоставляемых ему льгот.

Духовный приказ выполнял функции церковно-административные. Духовный приказ уполномочивался:

- определять лиц белого и черного духовенства на разные должности;

- выдавать грамоты на построение церквей;

- ведать делами о церковном благочинии.

При астраханской епархии в XVII веке существовал только один Духовный приказ. Функции Казенного приказа были возложены на казначея; он управлял всеми денежными расходами и доходами архиерейского дома.

Помимо должности казначея, при архиерейских кафедрах существовали должности дворецкого и прикащиков. В обязанности дворецкого входило заведование всем имуществом архиерейского дома. Прикащики управляли церковным недвижимым имуществом, находившимся вдали от епископских и архиепископских домов.

Следует отметить, что на службе у архиереев находились не только духовные, но и светские лица. Дмитровский А. исследуя состав астраханского Духовного приказа в XVII столетии, пришел к выводу, что большую его часть составляли «люди светские, главным образом из детей боярских».

Присутствие светских лиц на службе у церковных иерархов стало характерной чертой русской православной церкви. В восточных православных церквах «все помощники епископов... были лица духовные». Перов И. обосновал присутствие светских лиц в церковном управлении тем, что на них было возложено попечение о материальном положении церкви и функции связанные с хозяйственным управлением епархией: «они распоряжались землями и другими угодьями, ...собирали дани с духовенства, объявляли архиерейские указы, с которыми посылались в разные места епархии, исполняли при архиереях должность писцов, и, после образования приказов, составляли их канцелярию». Все перечисленное не могло быть возложено на духовных лиц, потому что эти заботы отвлекали бы их от их прямых пастырских обязанностей.

Можно предположить, что поступление светских лиц на службу к церковным иерархам объясняется и материальным могуществом церкви. Иерархи выплачивали жалование служившим им людям. Например, Саввинский И. в одной из своих работ приводит выдержку из отчета астраханского митрополита, который был дан патриарху в 1699 году: «А приказных людей в Духовном приказе: приказные Герасим Смирнов и дьяк Иван Барминцев, окладу им денежного по 15 рублей».

Как уже отмечалось выше, епархиальные архиереи в средневековой России наделялись достаточно широкими судебными полномочиями. Перов И. классифицировал дела, подлежащие епархиальному суду на три вида:

- дела духовные;

- дела гражданские;

- дела уголовные.

Дела, относящиеся к разряду духовных (к тем относились преступления против церкви и против религии), рассматривались только епархиальными иерархами. К духовным делам относились, например, идолослужение, отступничество в иную веру.

Круг дел относящихся к разрядам гражданских и уголовных был ограничен теми делами, которые, так или иначе, относились к браку и семье. Эти дела могли рассматриваться либо духовным судом, либо «сместным». К гражданским делам, подлежащим ведению архиереев относились, например, такие как дела о незаконных браках, дела о наследстве, споры между супругами об имуществе. К уголовным делам относились такие дела, как преступления против брачного союза, преступления детей против родителей.

После вступления в силу Соборного Уложения 1649 года епархиальные архиереи лишились права рассматривать и решать все дела, относящиеся к разряду гражданских и уголовных. Такое положение сохранилось до 1667 года, когда был расформирован Монастырский приказ.

Согласно решению Собора 1666-1667 годов при епархиальных архиереях должны были состоять лица, знающие законы для оказания помощи при решении судебных дел: «Повелеваем во всех архиерейских домах быть духовным искуснейшим мужем, судить духовных лиц и духовные дела».

Основным источником доходов астраханского духовенства (как монастырей, так и архиерейского дома) в XVII столетии являлась «рыбная ловля». Об этом свидетельствуют грамоты, полученные духовенством (например, Жалованная грамота Астраханскому троицкому монастырю на учуг Иванчуг и на рыбные ловли, от 17 августа 1622 года; Царская грамота Астраханскому воеводу князю Никите Приимкову Ростовскому, об отводе рыбных ловель тамошнему Вознесенскому монастырю от 15 февраля 1690 года ).

Согласно царской грамоте от 13 июля 1673 года, астраханскому воеводе необходимо было собрать тарханные грамоты, сравнить их с подлинниками и обложить пошлинами «продажа рыбы» архиерейского дома и монастырей. Однако грамота подтверждала все более ранние грамоты на «рыбные ловли».

Одним из наиболее важных событий в истории астраханской церкви XVII столетия стало возвеличивание архиепископа в сан митрополита.

Начиная с 1589 года в Московском государстве неоднократно поднимается вопрос об увеличении количества епархий и о возведении иерархов отдельных, уже существующих, епархий в сан митрополита. Очередной раз этот вопрос решался на соборе 1666-1667 годов, было решено открыть три новых митрополии, в том числе в Астрахани. Выбор на Астрахань пал не случайно, для учреждения здесь митрополии имелись веские причины.

Важнейшая причина учреждения митрополии заключалась в политико-экономической роли Астрахани как пограничного города. Близкое географическое положение к соседним государствам, при усилившихся торговых и политических сношениях, давало Астрахани особое значение. В XVII столетии Астрахани принадлежала ведущая роль в восточной внешней торговле. Через Астрахань Россия торговала со Средней Азией (Бухара, Хива) и Ираном, а также в Астрахани была образована колония индийских купцов, через которую Россия была связана торговлей и с Индией. Через Астрахань в восточные государства направлялись и дипломатические представительства.

На астраханских владык была возложена обязанность, посылать с торговыми и дипломатическими представительствами священников. Священники назначались по жребию из наличных священников астраханской епархии. Однако эта обязанность для астраханской церкви стала непосильной, священников не хватало. Учреждение же митрополии предполагало и увеличение штата церковных служащих.

Еще одной причиной открытия митрополии в Астрахани стало увеличение числа городов и других населенных пунктов на территории епархии. В XVII веке наблюдался процесс так называемой «народной колонизации». Движение крестьян на окраины находилось в прямой зависимости с процессом закрепощения и усилением феодальной эксплуатации. Правительство пыталось задержать уход крестьян, беглецы преследовались, и жестоко наказывались. Однако, освоение необжитых территорий имело важное значение как для хозяйства страны, так и для обороны. Поэтому правительство использовало «народную колонизацию» в своих интересах, строя новые города и оборонительные линии по границам.

Наиболее крупными населенными пунктами, основанными в первой половине XVII века, в Нижнем Поволжье стали Кизляр, Гурьев, Красный Яр. В 1627 году был заложен город Черноярск (Черный Яр); в 1630 году был выстроен острог, который в 40-х годах превратился в город Гурьев, во второй половине 40-х годов в дельте Волги был основан Красный Яр. Следует отметить, что строительство городов велось в стратегических целях (Астрахань и Гурьев стали передовыми постами, сторожившими Юго-восточную границу).

Поволжье стало объектом колонизации и со стороны монастырей. Например, московские монастыри - Троице-Сергиева лавра, Новосспаский и Чудов - были пожалованы рыбными ловлями и высылали на Волгу целые артели. Летом монастырские крестьяне жили на островах, а затем перебирались на берег: вначале устраивался поселок и строилась церковь, а со временем вырастал город, в котором помимо монастырских крестьян селились и беглые крестьяне.

Причиной открытия митрополии в Астрахани послужил и тот факт, что церкви в Нижнем Поволжье по-прежнему отводились важные идеологические функции. Религия и церковь использовались для сдерживания народных волнений. О «неблагонадежности» Нижнего Поволжья свидетельствует, например, царский наказ астраханским воеводам Федору Куракину и Ивану Коровину, относящийся к первой половине XVII столетия. В нем говорится: «...и усторожливо про воинских людей и про воровских казаков разведывать... чтоб на Волге воинские люди и воровские казаки... каково дурна не учинили...».

Событием, непосредственно предшествовавшим учреждению митрополии, стало посещение Астрахани восточными патриархами - Иерусалимским и Антиохийским. Патриархи были приглашены в Москву для участия в церковном соборе (собор имел важное значение по случаю суда над московским патриархом Никоном). Астраханский архиепископ Иосиф «привлек расположение к себе Восточных патриархов..., которые взяли его с собой в Москву».

На соборе 1666 - 1667 годов, в котором участвовал и астраханский архиепископ, учитывая выше изложенные причины, было принято решение об открытии в Астрахани митрополии.

Настольной грамотой Патриархов, Александрийского Паисия, Антиохийского Макария и Московского Иоасафа, Астраханскому Архиепископу Иосифу, на митрополию от 8 июня 1667 года была учреждена астраханская митрополия и астраханский архиепископ Иосиф был возведен в сан митрополита. Грамотой от 2 июля 1667 года астраханский митрополит наделялся теми же привилегиями, что и другие русские митрополиты. О значении, которое придавалось астраханской митрополии, свидетельствует тот факт, что она заняла в русской церковной иерархии высокое третье место. До 1667 года в России существовало четыре митрополии: новгородская, казанская, ростовская и крутицкая. В 1667 году вместе с астраханской были учреждены еще белгородская и тобольская митрополии. Астраханская митрополия была поставлена «не только выше вновь образованных, но и превзошла старшинством древнейшие и исторически более почетные ростовскую и крутицкую кафедры». Кроме этого, астраханский митрополит поучил право ношения саккоса, который являлся богослужебной принадлежностью только патриарха.


Арсеньева Галина Витальевна



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Организационные, правовые и кадровые основы прохождения службы в милиции НКВД РСФСР
Государство и церковь во второй половине XVI столетия.
Психоисторическая характеристика жизненного пути П.А. Столыпина
Мобилизация населения в красную и белую армию в период гражданской войны - сравнительный анализ
Усиление монархических тенденций при преемниках Августа
Вернуться к списку публикаций