2012-01-18 10:49:04
ГлавнаяИстория и историография — Государство и церковь в XVII столетии



Государство и церковь в XVII столетии


Церковные преобразования во второй половине XVII века.

Во всей истории России и, конечно же, в истории русской церкви реформа Никона оставила глубокий след. Остановимся лишь на отдельных аспектах реформы, которые так или иначе повлияли на взаимоотношения власти светской и власти духовной.

Прежде всего, необходимо выделить причины церковной реформы.

В.О. Ключевский видел причину реформы в «западном влиянии» на российскую действительность: «Если государству понадобился мастер-немец, то церковь почувствовала нужду в учителе-греке или киевлянине». России предстояло преодолеть свою самобытность, и преобразовательные движения в государстве и церкви, по мнению историка, начались уже в XVII столетии.

Точку зрения В.О. Ключевского разделял С.М. Соловьев. По его мнению, мысль о том, что России необходимо перенимать достижения «волшебницы-цивилизации», особенно укрепилась после новых «поражений со стороны запада, несчастного исхода борьбы с Польшею и Швециею, после смутного времени». Учиться у иноверцев для русского народа не представлялось возможным, поэтому в качестве «учителей» были выбраны православные греки. Сближение с «цивилизацией» должно было начаться с церковной реформы.

Н.М. Никольский выдвинул причину церковной реформы внутригосударственного масштаба. Он считал, что реформа была необходима для упорядочения жизни духовного сословия, введения единообразия обрядов. Государственная власть еще при Патриархе Иосифе постаралась ввести некоторые новшества. Алексей Михайлович издал несколько указов «об исправлении церковных недостатков», но в общегосударственном масштабе эти указы не действовали, поэтому требовался союз с высшей церковной иерархией. Церкви, в свою очередь, реформа была необходима для устранения недовольств духовенства.

Современный историк церкви Лев Лебедев выделяет такую причину реформы, как «дальнейшее развитие идеи единой православной монархии с Россией и русским царем во главе». Чтобы претендовать на роль заступника вселенского православия и тем более - «царя восточных православных народов», русский царь должен был иметь с ними полное религиозное единство. Лев Лебедев также предположил, что русская церковь «вынашивала идею превосходства над Церквами Востока».

Интересна точка зрения на причины церковной реформы А.В. Карташева, представленная в работе «Очерки по истории русской церкви». Он считает, что реформа с самого начала была задумана государственной властью как продолжение «большой реформы 1649 года». Цель этой реформы, по мнению А.В. Карташева, заключалась в дальнейшем подчинении церкви государству. Церковная власть (в лице патриарха Никона), в свою очередь, предполагала противоположную цель - возврат привилегий, отмененных Соборным Уложением 1649 года, и «достижение действительной покорности светской власти церковной».

Представляет интерес и точка зрения на причины церковной реформы польского историка К. Валишевского. Он считает, что реформа была необходима и светской и церковной власти для повышения авторитета новой царской династии и патриаршей власти «одинаково возникшими лишь со вчерашнего дня и старавшимися сообща пробить себе дорогу путем кропотливых нащупываний».

Немаловажной причиной реформы можно считать и тог факт, что сближение с греческой церковью должно было поднять престиж Российского государства на международной арене (в частности на православном Востоке). Н.С. Борисов считает, что уже к середине XVII столетия перед правительством начала вырисовываться идея, получившая полное развитие в XVIII-XIX веках: использование христианского населения Османской империи в качестве политического союзника.

Во внешнеполитические планы России входило также воссоединение с Украиной и война с Речью Посполитой (в 1648 году на Украине началась освободительная война против власти шляхетской Польши). Преступать к решению этих вопросов, не устранив религиозно-обрядовые расхождения между русской и греческой церквами и не преодолев отрицательного отношения русских православных иерархов к церкви Украины, было по меньшей мере неосторожно.

Таким образом, государственные и церковные интересы оказались в неразрывном единстве. Необходимость церковных преобразований приобрела особую остроту к середине XVII столетия; реформа церкви стала важнейшей задачей для русского общества.

Немаловажной предпосылкой реформы стало то, что во главе церковной иерархии в 1652 году оказался человек, чьи «мечты о грядущем величии русской церкви» были вполне созвучны претензиям молодого царя, - патриарх Никон. Никон являлся сторонником идеи вселенской миссии Москвы. Объединение всего православного мира, с точки зрения Никона, должно было осуществиться под скипетром русского царя.

Церковная власть не могла провести реформу самостоятельно (попытки унифицировать богословскую систему и церковнообрядовую практику при патриархе Иоасафе I (1634-1640) и Иосифе (1642-1652) провалились). Подготовка реформы началась при дворе, в частности это выразилось в деятельности так называемого «кружка ревнителей благочестия». В кружок входили как светские, так и духовные лица: царь Алексей Михайлович, протопоп кремлевского Благовещенского собора Стефан Бонифатьев, архимандрит Новоспасского монастыря Никон (позже - митрополит и патриарх) и т.д. Проект реформы, разрабатываемый членами кружка, вполне соответствовал интересам царской власти. Он включал в себя такие пункты как:

- реформация церкви сверху (через очищение иерархии от недостойных представителей);

- очищение культа от явных несоответствий с греческим.

Члены кружка действовали посредством замещения освобождающихся епископских вакансий, своими сторонниками, а общая церковная реформа откладывалась до того момента, когда удастся возвести на патриарший престол кого-либо из своих ставленников.

Патриарх Иосиф умер 15 апреля 1652 года. Формальными кандидатами на патриарший престол стали: митрополит Ростовский Варлаам, епископ Углицкий Антоний, архимандрит Новоспасского монастыря Никон. Однако еще при жизни патриарха Иосифа выбор царя пал на Никона.

В июле 1652 года Никон был избран патриархом. Новый патриарх полностью разделял мнение царя о необходимости реформы, но имел свои совершенно иные представления о реформе. Никон не имел ничего против исправления церковной нравственности и очищения культа, но на этом и кончалось его согласие с членами кружка «ревнителей благочестия».

В отечественной историографии существует мнение, что цель церковной реформы Никон видел, прежде всего, в проведении строгого единовластия патриарха, не зависящего от царя и, даже напротив, возвышения священства над царством.

Другая точка зрения представлена Львом Лебедевым. Он считает, что целью реформы Никон видел не в полной свободе церкви от государства, а лишь в восстановлении должного канонического авторитета патриарха и всего духовенства.

После избрания Никон долго не соглашался принять патриаршество, требуя для себя исключительных полномочий. Условия, поставленные Никоном, были приняты:

- светская власть отказывалась от вмешательства в действия патриарха, касающиеся церковно-обрядовой сферы;

- патриарх мог принимать самостоятельно решения о замещении вакантных должностей в церковной организации;

- патриарх мог принимать участие в решении внутриполитических и внешнеполитических дел.

Кроме этого, Никону был дарован титул «Великого Государя», который по праву царского отца носил в свое время патриарх Филарет.

Патриаршая область получала многочисленные жалованные грамоты, как подтверждающие уже имеющиеся, так и дающие новые привилегии.

Можно предположить, что подобные уступки государственная власть рассматривала как временные, так как осуществить церковную реформу без сильной патриаршей власти было невозможно.

Следует также учитывать личные отношения царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Молодой царь находился под влиянием незаурядной личности Никона, называя патриарха «собинным другом». По мнению С.М. Соловьева «Алексей Михайлович... поставил Никона так высоко, как не стоял ни один патриарх, ни один митрополит, ни при одном царе и великом князе».

Как уже отмечалось выше, патриарх Никон проводил церковную реформу по двум направлениям:

- унификация культа;

- освобождение церкви от «опеки» государства.

В цели настоящей работы входит исследование второго направления.

Сразу после восшествия на патриарший престол Никон отошел от своих прежних единомышленников по кружку «ревнителей благочестия», которые рассматривали церковную реформу только как составную часть государственной политики. Уже в 1653 году Никон сослал некоторых из них в отдаленные монастыри; кружок «ревнителей благочестия» прекратил свое существование. Таким образом, патриарх избавился от «связующего звена» между царской и церковной властями.

Одну из задач реформы Никон видел в борьбе с положениями Соборного Уложения 1649 года. В 1653 году Никоном была издана «Кормчая книга», основанная на древних рукописях. Книга содержала различные узаконения о «церкви и древних благочестивых греческих царей». «Кормчая книга» была издана в противовес Соборному Уложению, осуждая лишение церкви привилегий. По мнению Льва Лебедева, «больше всего Никона возмущало, что светские лица - бояре Монастырского приказа - имели право судить по гражданским искам духовных лиц».

В феврале 1657 года Алексеем Михайловичем были подтверждены две грамоты, данные ранее патриархам: Жалованная грамота царя Бориса Федоровича Патриаршему Престолу «О неподсудности лиц духовного ведомства и вотчин патриарших и Монастырских Государевым наместникам и волостным начальникам, и об освобождении крестьян Патриаршего ведомства от земских повинностей» и Жалованная грамота царя Михаила Федоровичу патриаршему Престолу. «О подсудности духовенства и мирских людей в вотчинах Патриарших одному Патриарху во всех делах кроме татебных, разбойных и убийственных и о власти Патриарха определять дань и оброк на церковных землях». Таким образом, были восстановлены судебные привилегии церкви, отмененные Соборным Уложением 1649 года.

Следующая задача, стоявшая перед патриархом Никоном - «поднятие на должную высоту авторитета русского духовного сословия». По свидетельству Павла Алеппского, Никону удалось возвести духовенство над другими сословиями, он писал: «... воеводы и власти разным образом уважают и почитают духовенство».

Церковный историк Макарий свидетельствует об издании патриархом Никоном специального указа, направленного на превращение духовенства в замкнутое сословие. Согласно этому указу священнослужители должны были воспитывать своих сыновей так, чтобы они становились священнослужителями, не унижая чести духовного сословия переходом в сферу мирских занятий.

Не довольствуясь положением духовного владыки, Никон начинает вмешиваться в дела, относящиеся к компетенции царской власти. «Так, например, Никон санкционировал изготовление оружия в монастырских вотчинах и поставку оружия в войска. Во время отсутствия Алексея Михайловича в Москве Никон играл роль главы правительства и самостоятельно решал гражданские и военные дела.

Столь значимое положение в государстве патриарх Никон занимал не долго: с 1656 года Никон теряет свое влияние на Алексея Михайловича; в 1658 году Никон отказался от патриаршества; в 1666 году на Соборе, с привлечением восточных патриархов, состоялся суд над русским патриархом.

12 декабря 1666 года было принято «Соборное деяние о низложении Никона из сана патриаршего». В документе перечисляются присутствовавшие на соборе иерархи, указываются «вины» патриарха и выносится решение Собора - «снять хирувим» и определить в «простые монахи».

В январе 1667 года был избран новый патриарх, им стал архимандрит Троицкого монастыря Иоасаф.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Необходимость учреждения поста Президента в РФ в начале 90-х годов - историко-теоретический аспект
Великая отечественная - людские потери России
Правовые основы государственной службы в РСФСР
Конституционные взгляды и реформы Сперанского
Определение понятия закон в условия самодержавия - историографический аспект
Вернуться к списку публикаций