2012-01-18 10:42:15
ГлавнаяИстория и историография — Государство и церковь в первой четверти XVIII



Государство и церковь в первой четверти XVIII


Астраханская церковная организация в первой четверти XVIII века.

В первой четверти XVIII столетия в положении астраханской церковной организации произошли значительные изменения, что стало следствием государственной церковной политики.

Видится целесообразным рассмотреть в настоящем параграфе следующие вопросы:

- изменение экономического положения астраханской епархии;

- преобразование астраханской митрополии в епископию;

- изменения в управлении астраханской церковной организации.

В начале XVIII века экономическое положение астраханской епархии претерпевает негативные перемены. После восстановления в 1701 году Монастырского приказа, митрополит был отстранен от управления своим хозяйством. Со стороны Монастырского приказа устанавливается строгий контроль за доходами и расходами архиерейского дома и монастырей. Настоящим ударом для материального положения астраханского архиерейского дома стал Указ от 6 января 1704 года, согласно которому «все рыбные ловли взяты в казну» и «сданы с торгов откупщикам».

Этот Указ лишил астраханского митрополита основного источника дохода. На содержание архиерейского дома должны были выделяться «оклады». Однако «как во всяком новом деле неминуемо происходят задержки, так и этого оклада астраханскому владыке не мало пришлось дожидаться». В связи с этим митрополиту Сампсону пришлось «изыскивать на месте частные способы содержания». И. Саввинский привел несколько статей доходов астраханского архиерейского дома:

- архиерейский дом стал арендатором казенных рыбопромышленных вод, платя казне налоги;

- за счет архиерейских средств были построены торговые лавки, которые сдавались в аренду;

- ссылаясь на прежние жалованные грамоты архиерейский дом продолжал «сгребать соль» (митрополиту Сампсону удалось доказать, что указа об отмене жалованных государевых грамот на сгребание соли не было).

«Оклад» астраханскому митрополиту и соборным церквам был определен только в 1707 году.

Указом от 16 октября 1720 года монастырям было возвращено право управления своими хозяйствами, однако, доходы должны были отсылаться в Камер-Коллегию.

Как уже отмечалось выше, проводимая государством церковная политика не могла не вызвать недовольство со стороны духовенства. В 1705 году в Астрахани произошел стрелецкий бунт, в котором принимало участие и духовенство. Одним из защитников бунта стал архимандрит астраханского Вознесенского монастыря Рувим. Он «распустил нелепый слух: будто бы царь хочет переменить веру, разделить государство и выдать всех русских девиц замуж за немцев». В результате в один день было перевенчано сто пар, поэтому бунт получил название «свадебного». После подавления бунта Вознесенский монастырь был расформирован.

В управлении епархией также произошли изменения. До XVIII века при астраханском доме существовал только один приказ - Духовный. В начале XVIII столетия начал функционировать Казенный приказ. Функции, которыми наделялись Казенные приказы при архиереях. Приказы открывались и в других городах епархии. Одним из первых уездных приказов на территории астраханской епархии стал саратовский Духовный приказ, открытый в 1704 году. Деятельность саратовского приказа регулировалось «Наказом» от 30 августа 1704 года, данным астраханским митрополитом. На приказ возлагались следующие функции:

- контроль за священниками: «чтобы они ... божественное священнодействие и прочие песнопения пели по новоисправленным служебникам ... и от чрезмерного пьянственного пития удалялись и на кабаки бы не ходили»;

- надзор за духовными делами, относящимися к ведению епархиального архиерея:

- ведение домовой саратовской казны.

Пошлины с судебных разбирательств должны были отсылаться в Астрахань в Казенный приказ.

В начале 20-х годов XVIII века (более точная дата в источниках не указывается) был открыт царицынский Духовный приказ.

Реформирование церковного управления в первой четверти XVIII века затрагивало и средний эшелон церковной власти. Астраханские архиереи, потеряв титул митрополита, стали носить титул епископа. Можно привести несколько причин низведения астраханской митрополии в епископию. Во-первых, после устранения патриаршей кафедры, были понижены в рангах многие епархиальные архиереи. В итоге в 1726 году в России был всего 1 митрополит, 8 архиепископов и 11 епископов. Во-вторых, в результате успешной внешней политики к России были присоединены новые территории. Присоединение территорий в Причерноморье и на Северном Кавказе превратило Нижнее Поволжье во внутреннюю территорию, то есть Астрахань потеряла значение пограничного города. В связи с этим астраханская церковная организация перестала выполнять определенные функции:

- гарантировать принадлежность Нижнего Поволжья к Российскому государству;

- посылать с дипломатическими и торговыми представительствами священников.

Деятельность епископов регламентировалась Духовным Регламентом. Регламент предписывал не оказывать епископам особых почестей, тем самым предупреждая возможность появления в епископиях, где сохранилось единоначалие, «честолюбивого начальника». В пункте 14 раздела «Дела епископов» говорится: епископов под руки не водить, если они здоровы, и «в землю» им не кланяться.

Духовный Регламент вменял в обязанности епископа:

- надзор за поведением духовенства;

- контроль за хозяйственной деятельностью монастырей и церквей;

- надзор за состоянием просвещения (в том числе содержание школ и учителей);

- надзор за нравственным состоянием мирян.

При епископах должны были состоять «закащики», которые «все подсматривали и ему бы, епископу доносили».

Согласно Духовному Регламенту и Инструкциям Святейшего Синода от 23 декабря 1721 года и 12 декабря 1722 года «во всех епархиях всего великороссийского государства надлежит быть духовным фискалам». Провинциальные инквизиторы (фискалы) наделялись широким кругом полномочий:

- осуществлять контроль за архиереями: «... во всем ли архиереи поступают по правилам и по Духовному Регламенту и по ... Его Императорского Величества указам и из Святейшего Синода определением или установлениям»;

- осуществлять контроль «за постановлением священников и диаконов, архимандритов и игуменов»;

- осуществлять контроль за доходами духовных лиц: «...духовные персоны, как высшие так и низшие ... не получают ли от домовых и монастырских угодий и промыслов вымыслами своими скверных себе прибытков, и ни чинят ли на свои интересы домовым и монастырским доходам истощения, и не обращают ли домовых и монастырских прибылей на свои персоны».

Таким образом, основной функцией Провинциал-инквизитора можно считать функцию контроля за духовными властями на местах.

Кроме указанного выше, Провинциал-инквизитор должен был контролировать:

- сборы и работы монастырских и церковных крестьян;

- расходы архиерейских домов и монастырей;

- судебные процессы над духовными лицами.

Инструкции накладывали на духовных фискалов и определенные обязанности:

- «надлежит ему все права и артикулы твердо знать»;

- присутствовать при расследовании дел и на судебных процессах, осуществляемых архиереями если дело касалось:

1. Всяких преступлений указов.

2. Всяких взятий и краж казны и прочее, что во вред Государственному интересу быть может.

3. «Також и прочих дел народных, за которых нет челобитчика». При этом Провинциал-инквизитор должен был «только проведовать и доносить и при суде обличать»;

- доносить о состоянии дел в епархии Пртоинквизитору.

Содержание Провинциал-инквизитора и лиц, служащих при нем («При Провинциал-инквизиторах в Епархиях у инквизиторских дел быть: подъячих по 1, розсыльных по 1») накладывалось на архиерейские дома.

Провинциал-инквизиторам запрещалось вмешиваться в гражданские дела и в дела других епархий.

Первым Провинциал-инквизитором в астраханской епархии стал монах Макарий Бурцев. Он был прислан в Астрахань в 1723 году.

Согласно Сенатскому указу «О записке в подушный оклад безместных церковнослужителей» от 12 июня 1722 года и Синодскому Указу «О штатах церковнослужителей при соборах и приходских церквах и о положении излишних и безместных в подушный оклад» от 10 августа 1722 года были пересмотрены штаты церковнослужителей в епархиях.

В Астрахани пересмотр штата был произведен первым губернатором Артемием Волынским (Астрахань получила степень губернского города в 1719 году, до этого Астрахань входила в состав казанской губернии). В результате ревизии 22 человека отписаны в посад.

Петр I отводил церкви просветительские функции. Указом от 24 мая 1714 года было «повелено в астраханской митрополии и в архиерейском доме и в монастырях учредить школы для обучения дворянских детей и приказного чина». Согласно Духовному регламенту при архиерейских домах должны быть и школы «для детей священнических или протчих, в надежду священства определенных». Расходы по содержанию школ и учителей возлагались на «архиерейскую казну».

Традиционной для Нижнего Поволжья сферой взаимодействия духовной и светской властей являлось крещение иноверцев и определение их на государственную службу. В июле 1720 года астраханскому губернатору адресована инструкция, которая регулировала этот вопрос. Согласно инструкции губернатор должен был отсылать для крещения к архиерею «татар и других законов людей», которые заходят принять православную веру. За крещение губернатор выдавал жалование и определял «в чины, в которые пристойно».

Таким образом, итогами церковной реформы Петра Великого в епархиях, в частности в астраханской, стали:

- понижение рангов епархиальных архиереев; астраханская митрополия была низведена в епископию;

- строгая регламентация деятельности епархиальных архиереев;

- установление государственного контроля над епархиальной духовной властью (введение должности Провинциал-инквизитора);

- сокращение штата священнослужителей и служащих при епархиальном доме;

- лишение астраханского архиерейского дома основного источника доходов - «рыбных ловель».


Арсеньева Галина Витальевна



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Государство и церковь в XVII столетии
Британский парламентаризм в оценке Московских ведомостей (60-80-е 19 века)
Государственное обеспечение и охрана социальных прав работников милиции НКВД РСФСР
Наркомат юстиции РСФСР в условиях военного коммунизма
Борьба за лидерство в РКП(б) - ВКП(б) и Политическое завещание В.И. Ленина
Вернуться к списку публикаций