2012-01-18 10:42:15
ГлавнаяИстория и историография — Государство и церковь в первой четверти XVIII



Государство и церковь в первой четверти XVIII


Святейший правительствующий Синод: состав, функции, место в государственном аппарате.

Утверждение абсолютизма в России в первой половине XVIII столетия обусловило радикальную перестройку государственного аппарата. Целью преобразований Петра Великого явилось создание особого регулярного государства, в котором монархическая власть с помощью развитого законодательства осуществляла все функции управления, а воля монарха являлась главной движущей силой прогресса. За образец для устройства центральных учреждений была взята шведская государственная модель, «которая считалась образцовой в Европе».

В 1718 году вместо старых приказов были учреждены первые коллегии. Коллегии от приказов отличались двумя началами:

- строгое разграничение компетенции;

- совещательный порядок ведения дел.

Функции, внутренняя структура коллегий определялись Генеральным регламентом, изданным 28 февраля 1720 года. Согласно документу «все Государственные Коллегии под Его Царского Величества особливым також и правительствующего Сената, указами обе- таются». На его основе разрабатывались регламенты для каждой коллегии.

Процесс становления абсолютистского государственного аппарата не мог обойти стороной церковное управление. Для управления русской церковью Петр I решил «учредить... коллегию по образцу протестантских духовных консисторий».

После присоединения к России Лифляндии и Эстляндии, Петр I на практике познакомился с «удобными для государственной власти» духовными учреждениями. Протестантские духовные консистории возникли в XVI веке, в эпоху реформации, когда главенство во вновь появившихся протестантских церквах перешло в руки князей. Духовные консистории имели смешанный состав из пасторов и чиновников, назначавшихся князем».

В историографии существует немало точек зрения на проблему отмены патриаршества и учреждения Синода.

С.М. Соловьев считал, что в эпоху петровских преобразований на главу церкви накладывалась огромная ответственность и «...единоличное церковное управление упразднялось, естественно, за неимением человека способного стать в уровень со своим положением, поднять бремя, слишком тяжелое для одного человека, естественно, пролагался путь к разделению этой тяжести между многими, к коллективному управлению».

П.М. Никольский связывал учреждение Синода с «политическими мотивами: ...организация нового учреждения, ...оказалась столь удобной для государства, что пережила даже всякую память о возможности церковного бунта под предводительством православных клириков».

М. Богословский считал, что основной причиной учреждения Духовной коллегии стало то, что последние патриархи Иоким и Адриан «несочувственно относились к сближению Петра с иноземцами и к его новшествам, заведенным на иностранный образец».

Л.В. Карташев связывал «новизну формы управления русской церковью» с «новизной правового и культурного принципа, внесенного в русскую историю с Запада».

25 января 1721 года Петр I подписал манифест об учреждении новой коллегии - Духовной, впоследствии переименованной в Святейший правительствующий Синод. 14 января 1721 года коллегия была открыта. Деятельность Синода регулировалась «Регламентом или Уставом Духовной коллегии» от 25 января 1721 года и «Прибавлением к Духовному Регламенту», изданному в мае 1722 года. Духовный регламент был подготовлен псковским епископом Феофаном Прокоповичем в 1720 году. Затем он был одобрен Сенатом (в присутствии шести архиереев) и утвержден Петром I. Таким образом, Духовный регламент был подготовлен при участии, как духовной, так и светской власти.

Регламент состоял из восьми глав, содержащих:

1. Причины, по которым постоянное синодальное правление предпочитается управлению церкви одним лицом, то есть патриархом.

2. Правила общие для христиан всякого чина.

3. Правила для епископов.

4. Правила для академий, семинарий, также для учителей и праведников.

5. Правила для пресвитеров, диаконов и пр.

6. Правила для монахов.

7. Правила для мирян, поскольку они подлежат церковному управлению.

8. Правила для президентов и асессоров коллегии.

Среди основных причин учреждения Синода назывались следующие:

- «Собор скорее может найти истину, чем одно лицо»;

- «определения, исходящие от Собора, авторитетнее, чем единоличные указы»;

- «при единоличном правлении дела часто приостанавливаются из-за личных обстоятельств правителя, и в случае его смерти течение дел и вовсе прекращается на некоторое время»;

- «в коллегии нет места пристрастию, от которого может быть несвободно одно лицо»;

- «коллегия имеет больше свободы в делах правления, ибо ей нет нужды опасаться гнева и мщения, недовольных судом, а одно лицо может оказаться подверженным такому страху»;

- «от соборного правительства государству нечего опасаться мятежей и смут, какие могут произойти от одного духовного правителя».

Духовный регламент был опубликован одновременно с открытием коллегии.

Состав Синода определялся Указом «О штате коллегии и о времени открытия оных» от 11 декабря 1717 года и Духовным регламентом. Также как и в состав других коллегий, в Синод входили: президент, два вице-президента, четыре советника и пять асессоров. Однако эти термины не прижились в духовной среде и в 1726 году должность президента коллегии была переименована в первоприсутствующего члена Синода, остальные стали называться членами Синода и присутствующими в Синоде. Президент (первоприсутствующий член) обладал равным с другими членами коллегии голосом. Все члены Синода, включая президента, подлежали суду коллегии.

Регламент устанавливал, что из 12 членов Синода не менее трех должны были иметь сан архиерея.

Согласно царскому указу от 18 января 1721 года членам Синода назначалось жалование: «Президенту 3000, Вице-Президенту по 2500, Советникам по 100, Ассесорам по 300». Для членов Синода устанавливались присутственные дни. Всех членов Священного правительствующего Синода назначал монарх. Следовательно, они были приравнены к чиновникам светских учреждений. Члены Синода, как и все другие чиновники, «приносили присягу на верность государю и обязывались безоговорочно выполнять все его повеления».

Первым президентом Священного правительствующего Синода Петр I назначил местоблюстителя Стефана Яворского. Одним из вице-президентов стал составитель Духовного регламента Феофан Прокопович.

В мае 1722 года Петром I издан Указ, согласно которому при Синоде учреждалась новая должность - Обер-прокурора. Эта должность соответствовала должности генерал-прокурора при Сенате, оба чиновника должны были быть «оком государевым и стряпчим о делах государственных». Полномочия Обер-прокурора Синода были закреплены в Инструкции от 13 июня 1722 года:

- подавать отрицательный голос при решении каких-либо вопросов, если он усматривал противоречия с действующим законодательством;

- вести все сношения Синода с другими государственными органами и должностными лицами;

- просматривать и подписывать все протоколы заседаний;

- предоставлять императору от имени Синода доклады и ежегодные отчеты;

- распоряжаться назначением пенсий и наград для церковнослужителей.

Как правило, должность обер-прокурора занимали лица «из офицеров»; первым обер-прокурором стал полковник Болтин И.В. Согласно инструкции, Обер-прокурор подлежал только суду императора.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Ленинские декреты и создание органов руководства высшей школой
Бородинское сражение: историография, источники, проблемы исторической реконструкции
Правовое положение и организационная структура воспитательных и кадровых служб (аппаратов) в НКВД РСФСР
Организационные, правовые и кадровые основы прохождения службы в милиции НКВД РСФСР
Великая отечественная - людские потери России
Вернуться к списку публикаций