2012-01-18 10:42:15
ГлавнаяИстория и историография — Государство и церковь в первой четверти XVIII



Государство и церковь в первой четверти XVIII


Церковная реформа Петра Великого.

Реформы Петра Великого стали центральными событиями в истории России первой четверти XVIII столетия. Среди прочих реформ была проведена и церковная реформа. Церковная реформа Петра I открыла новый этап в истории русской церкви, получивший в последствии название Синодального периода.

Причины реформы разнообразны, но основными можно считать следующие.

В начале XVIII века в России получила распространение теория «естественного права». Теория сочетала в себе «почитание бога как творца вселенной» с представлением о том, что «неземная сила не может вмешиваться в единожды созданный естественный порядок вещей». Соответственно должна измениться и роль церкви. Духовная власть не только не может претендовать на преобладание над светской властью, но и быть равнозначной с ней. Церковь должна быть подчинена окончательно государству.

Необходимо также было сломить оппозицию духовенства начавшимся реформам. Недовольство духовенства проявлялось по-разному. В среде высшей церковной иерархии продолжали развиваться идеи сильной, независимой от государства церкви. Идея так называемого «никонианства» вновь «захватила умы» иерархов, не поддерживающих петровские реформы. Еще при восшествии на патриаршую кафедру, последний патриарх досинодального периода Адриан противопоставил европейской программе преобразований Петра свою программу, в которой подчеркивалось, что долг русской церкви состоит в «верности всему восточному православию». Недовольство рядовых священнослужителей проявлялось в многочисленных переходах в старообрядчество.

Церковные богатства рассматривались Петром I как один из источников государственных доходов. Особенно остро потребность в том источнике встала после неудачного начала северной войны. Во время правления Петра I развернулась деятельность так называемых «прибыльщиков». Один из них, Андрей Курбатов, «особенно настойчиво» обращал внимание молодого царя на церковные богатства. По его мнению, церковные имущества давали огромные доходы, которые «погибали в прихотях владетелей».

Еще одна причина церковной реформы состояла в «печальном нравственном состоянии духовенства». Необходимо было «поднять русское духовенство, давши ему могущество - науку, снабдивши его средствами восстановить свое учительское значение, свое нравственное влияние согласно с новыми потребностями».

Видится возможным выделить три направления, по которым развивалась церковная реформа:

- включение духовной власти в структуру государственной;

- попытка секуляризации церковного землевладения;

- правовая регламентация духовного сословия.

Преобразования в области государственно-церковных отношений Петр I проводил постепенно. Мы согласны с И.А. Булыгиным, который в статье «Особая категория феодально-зависимых крестьян в первой четверти XVII в.» выделяет четыре этапа реформы:

- первый этап - 1701 - 1705 гг., его основными событиями стали восстановление Монастырского приказа и попытка полной секуляризации церковного землевладения;

- второй этан - 1705 - 1720 гг., его основным содержанием стал отказ от полной новой секуляризации церковного землевладения и переход к частичной;

- третий этап - 1720 -1721 гг., его основными событиями стали ликвидация патриаршества и учреждение Священного правительствующего Синода;

- четвертый этап - 1722-1725 гг., его содержанием стала попытка разработать и ввести штаты для всех церковных имений.

Однако, следует отметить, что первые мероприятия Петра I, направленные на «огосударствление» церкви и подрыв ее материальной основы, проводились еще во второй половине 90-х годов XVII века. В 1697 году были приняты решения о взятии под контроль хозяйств архиерейских домов и монастырей и запрещении монастырям всякой строительной деятельности. В 1698 году царским указом прекращалась выплата казенной руги (т.е. денег и хлеба) церквам, имевшим угодья и приходские дворы.

В 1700 году умер патриарх Адриан. Местоблюстителем патриаршего престола был назначен рязанский митрополит Стефан Яворский. Местоблюстители назначались каждый раз после кончины патриархов до избрания нового патриарха, но на этот раз традиционная фаза местоблюстительства затянулась на два десятилетия.

Выбор Петра пал на Стефана Яворского не случайно. По мнению Н.М. Никольского местоблюститель был «совершенно чужд и по образованию и по взглядам коренному русскому епископату» и «хорошим церковным оратором, но очень слабым администратором».

Таким образом, сложилась ситуация при которой, с одной стороны церковная оппозиция не получала поддержки со стороны местоблюстителя, с другой - через него можно было проводить выгодную государственной власти политику.

Полномочия местоблюстителя, по сравнению с прежними, патриаршими, значительно ограничиваются.

Первоначально за местоблюстителем в полном объеме остались так называемые «духовные дела» - «дела, возникавшие в связи с различными отступлениями от веры и неисправностями в отправлении богослужений».

Блюститель патриаршего престола также решал вопросы, связанные с назначениями на церковные должности. Но здесь его полномочия ограничивались монаршей волей, так как Стефан Яворский часто проводил решения уже принятые царем.

Патриаршие функции в экономической области были переданы восстановленному Монастырскому приказу.

Однако даже оставленную долю власти блюститель патриаршего престола не мог отправлять единолично. Церковное управление осуществлялось с помощью совещания иерархов и Монастырского приказа.

При решении всех важнейших вопросов, касающихся духовной области, местоблюститель должен был совещаться с другими церковными иерархами, которые попеременно вызывались в столицу. Собрания иерархов, как и прежде, назывались «Освященными соборами». Но даже решения «Освященных соборов» должны были подаваться на утверждение Петру I.

Монастырский приказ был восстановлен в 1701 году. Со следующими функциями:

- управление имуществом патриаршего и архиерейских домов;

- управление имущественно-хозяйственной деятельностью монастырей, в том числе и регламентация их расходов;

- сбор доходов с церковно-монастырских земель.

Кроме перечисленного, к ведению Монастырского приказа относились «суд и расправа» над «патриаршими и архиерейскими приказными людьми».

С 1707 года ведению Монастырского приказа передана патриаршая типография. С этого времени «сочинение, перевод, издание книг, даже исправление библии, порученное главному наблюдению Стефана, шло мимо местоблюстителя».

Во главе Монастырского приказа Петр I поставил своего сподвижника боярина Мусина-Пушкина И.А.

Таким образом, блюститель патриаршего престола не обладал реальной церковной властью. Уже с начала XVIII столетия прослеживается коллегиальное управление церковью и контроль со стороны государства. С. Князьков предположил удачное сравнение: «Если в обязательном освященном соборе из ежегодно созываемых по очереди архиереев при местоблюстителе можно видеть прообраз святейшего Синода, то начальник Монастырского приказа выступает совсем как предок синодского обер-прокурора».

После учреждения правительствующего Сената, в 1711 году, церковь попадает еще в большую зависимость от государственной власти. С этого времени «все управление как мирские, так и духовные должны были повиноваться указам Сената, как царским указам». Сенат наделялся некоторыми функциями в сфере церковного управления: так, например, Сенат участвовал в подборе кандидатов на должности архиереев; давал распоряжения о строительстве церквей на вновь присоединенных территориях.

В начале XVIII столетия очередной раз поднимается проблема церковного землевладения. Однако, если в предшествующие эпохи речь шла только о сдерживании роста церковного землевладения и установлении государственного контроля над церковными и монастырскими землями, то теперь речь идет о секуляризации церковного землевладения. Острота проблемы обуславливалась с одной стороны потребностью использовать церковно-монастырские имущества для нужд государства, с другой - необходимостью подорвать экономическую основу церкви, что в свою очередь должно было положительно повлиять на процесс огосударствления церкви.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


К истории исполнительной власти в России
Общественные движения в России в царствование Александра 1 и Николая 1
Государство и церковь в XVII столетии
К вопросу о развале СССР
Наркомат юстиции РСФСР в условиях военного коммунизма
Вернуться к списку публикаций