2012-01-18 10:38:00
ГлавнаяИстория и историография — Государство и церковь во второй половине XVI-XVIII



Государство и церковь во второй половине XVI-XVIII


Процесс подчинения церкви государству охватывает вторую половину XVI - первую четверть XVIII столетий. В этот период отношения власти светской и власти духовной неоднократно переходили от гармонии (царь Михаил Романов и патриарх Филарет) к открытым конфликтам (царь Алексей Михайлович и патриарх Никон).

XVI столетие в отечественной истории стало временем централизации власти и становления самодержавия. Церковь способствовала преодолению раздробленности, объединению русских земель. Церковные идеологи участвовали и в разработке идеологии самодержавия, представители духовенства обосновали тезис о божественном происхождении царской власти, но при этом церкви отводилась исключительная роль в государстве - должна была сохраниться сильная церковная власть, способная влиять на государственную политику.

Царская же власть стремилась к установлению единовластия, что никак не способствовало сохранению самостоятельной политической силы церковной организации. На протяжении XVI века государственной властью неоднократно предпринимались попытки подчинить церковь своему влиянию, особенно ярко это проявилось во времена Ивана IV Грозного и Бориса Годунова.

Проанализировав источники (Стоглав 1551 года, Приговорные грамоты Земских Соборов 1580 и 1584 годов) и исследования, посвященные интересующей тематике, можно сделать вывод, что во второй половине XVI столетия отношения церкви и государства строились с учетом трех основных проблем:

1) стремление царской власти к установлению единовластия;

2) борьба государственной власти за церковные земли;

3) стремление государственной власти поправить финансовое положение за счет богатств церкви.

Но в указанный период эти проблемы не были решены окончательно. Во время опричнины и в 70-80-х годах XVI века по самостоятельности русской церковной организации были нанесены существенные удары. Во главе церкви были поставлены ставленники государственной власти, чем был достигнут определенный компромисс во взаимоотношениях государства и церкви (в качестве примера можно привести отношения Бориса Годунова и патриарха Иова: в 1589 году именно Борис Годунов поставил Иова во главе русской церкви, а в 1598 году с помощью и благословения патриарха Иова Годунов занял царский престол).

Что касается проблемы церковного землевладения, то здесь государственной власти удалось лишь приостановить его рост. О важности вопроса о церковном землевладении говорит уже тот факт, что вопрос поднимался на трех Соборах второй половины XVI века - в 1551 году на Освященном Соборе, в 1580 и 1584 годах на Земских Соборах. Согласно решению Освещенного Собора церковная организация сохраняла свой основной земельный фонд (земли, которыми владели духовные иерархи и монастыри до середины 60-х годов XVI века). Однако Собор постановил конфисковать земли, приобретенные «незаконно» в период боярского правления. Это решение было принято в интересах государственной власти, так как пополнился фонд земель, раздаваемых за государственную службу и казне были возвращены налогоплательщики (крестьяне, жившие на церковных и монастырских землях не облагались государственными налогами).

Приговорная грамота Собора 1580 года во многом повторила положения Стоглава. Основные земельные владения церкви были объявлены «неотчуждаемыми». Однако церковное и монастырское землевладения полностью ставилось под контроль государства.

На Земском Соборе 1584 года, в интересах служилого сословия, церковь была лишена тарханных (податных привилегий). Эта мера сократила приток крестьян на церковные земли. Обеспечению крестьянами поместий способствовали и введенные в начале 80-х годов XVI века «заповедные лета».

Во второй половине XVI столетия материальные блага церкви неоднократно привлекали к себе внимание московского правительства. Ведение Ливонской войны, завоевательные походы и прочие требовали значительных средств, которых у государства не хватало. «Выжимание» денег у церкви государственная власть проводила с помощью различных мер. К единовременным мерам можно, например, отнести:

- разграбление богатств новгородской епархии во время опричнины;

- выкуп монастырями своих жалованных грамот в 1576 году.

К долговременным мерам относится - обложение и взимание с монастырских земель государственных налогов.

Важнейшим событием в истории русской церкви второй половины XVI столетия стало учреждение патриаршества. Учреждение патриаршества отвечало интересам, как царской власти, так и церковной власти.

При проведении реформы высшего церковного управления, государственная власть преследовала следующие цели: повышение авторитета власти монарха (так как она будет освещаться высшим в православном мире иерархом - патриархом) и постановление в ходе церковной организации на важнейшие церковные посты ставленников государственной власти. Основной целью учреждения патриаршества для церковной власти стало установление равноправия с другими православными центрами. Общей целью государственной и церковной властей можно считать укрепление авторитета православной России на международной арене. Оценивая результаты реформы церковного управления 1598 года, можно говорить, что поставленные цели были достигнуты.

Во второй половине XVI века территория Московского государства значительно расширяется. Государство и церковь на вновь присоединенных территориях имели общие интересы - это закрепление новых земель за Московским царством у государства и распространение сферы влияния православия у церкви. Самостоятельно осуществить свои интересы не могло ни государство, ни церковь.

Первоначально астраханская церковная организация находилась под управлением казанской епархии. В 1602 году в Астрахани была открыта самостоятельная епархия.

Исследовав источники и литературу, мы пришли к выводу, что открытие астраханской епархии отвечало как интересам церкви, так и интересам государства.

Церковь преследовала такие цели как:

- увеличение числа епархиальных кафедр и создание митрополий, после принятия главой русской церковной организации патриаршего титула;

- закрепление достижений процесса распространения христианства в Нижнем Поволжье.

Государственная власть рассматривала астраханскую епархию как определенную гарантию принадлежности края к московскому государству, кроме того православные иерархи должны были выполнять роль идеологов царской власти.

На основе источников и имеющихся в отечественной историографии мнений о взаимоотношениях церкви и государства в XVII веке, можно сделать вывод, что наиболее активно процесс подчинения церкви государству проходил во второй половине столетия. Основными событиями, отразившими отношения церкви и государства, стали:

- принятие Соборного Уложения 1649 года (Уложение ограничивало привилегии церкви);

- конфликт патриарха Никона и царя Алексея Михайловича;

- реформа церковного управления начала 80-х годов.

Исследовав текст Соборного Уложения, автор сделал вывод, что оно подвергло ограничению судебные, административные и податные привилегии церкви.

Церковные иерархи лишались права суда, дела ранее попадавшие под церковную юрисдикцию были переданы под юрисдикцию гражданского суда, исключения составляли только преступления против религии. Таким образом, церковь лишилась доходов в виде судебных пошлин.

Соборное Уложение предусматривало создание специального государственного органа - Монастырского приказа, одной из основных функций которого стало вершение суда над духовенством; то есть духовенство подлежало государственному суду (по основной массе дел).

За патриархом сохранялось право суда над лицами, находившимися у него на службе и над жителями патриарших вотчин. Однако

Соборное Уложение установило, что решения патриаршего суда могут быть обжалованы в государственном суде.

Ограничения церковных привилегий в области административной относятся к уменьшению полномочий Патриаршего двора. Согласно Соборному Уложению, под управлением Патриаршего двора, оставалась только патриаршая область. Управление всеми другими территориями, принадлежащими церкви, передавалось Монастырскому приказу. Таким образом, создание Монастырского приказа включило церковное управление в общую систему государственного управления.

Соборное Уложение ликвидировало так называемые «белые слободы», жители которых освобождались от государственных налогов. Большая часть «белых слобод» принадлежала церковным иерархам и монастырям. Согласно Соборному Уложению, церковь не только лишалась податных привилегий в городах, но и лишалась самых слобод (слободы конфисковывались в пользу государства). Кроме того, земли, находящиеся во владении церковных иерархов и монастырей, выгодные для ремесла и торговли, заменялись другими.

Соборное Уложение делало исключение для некоторых патриарших слобод.

Соборное Уложение не обошло стороной и вопрос, который решался уже на протяжении более чем столетие, - вопрос о церковном землевладении. Законодатель предпринял очередную попытку остановить рост церковного и монастырского землевладения. После 1649 года землевладение церковной организации могло пополниться только за счет царских пожалований. Кроме того, контроль за церковным и монастырским землевладением передавался государственному органу - Монастырскому приказу.

Таким образом, ограничив церковные привилегии в Соборном Уложении, государственная власть предприняла очередные меры в процессе подчинения церкви государству.

При патриархе Никоне была сделана попытка восстановить положение церкви. Еще до вступления Никона на патриарший престол велась подготовка церковной реформы. В отечественной историографии преобладающим является мнение, что церковная реформа отвечала интересам и церкви и государства. Однако следует отметить, если внешние цели реформы совпадали, то внутригосударственные цели светской власти и власти духовной были различны. Одной из основных общих целей можно считать поднятие авторитета России на международной арене и в частности на православном Востоке. Государство в процессе проведения реформы, предприняло попытку дальнейшего подчинения церкви. Церковь, в свою очередь, предполагала вернуть привилегии, отмененные Соборным Уложением 1649 года. Несоответствие целей реформы во многом обусловило конфликт патриарха Никона и царя Алексея Михайловича.

Несмотря на поражение Никона, церковь в некоторой степени восстановила свое положение. В частности на церковном Соборе 1666-1667 годов были приняты решения:

- о закрытии Монастырского приказа;

- об уничтожении подсудности духовенства по гражданским делам светскому суду;

- о невмешательстве царя в дела церковные.

В 80-х годах XVII столетия была предпринята еще одна неудачная попытка подчинения церкви государству. К 1681 году был составлен проект преобразований, предполагавший дробление крупных епархий и введение окружного управления церковной организации. Проект предусматривал, что митрополичьи кафедры будут располагаться в тех же городах, что и царские наместники. Следовательно, предполагалось установление государственного контроля над церковными иерархами.

Несмотря на то, что церковный Собор 1681-1682 годов утвердил некоторые положения проекта (о создании новых епархий, о введении окружного управления), реформа не удалась.

Таким образом, реформы церковного управления второй половины XVII века не привели к желаемым для государства результатам. Наоборот церковь восстановила некоторые утраченные права.

Одним из реализованных (хотя и не в полном объеме) предложений проектов реформ стало предложение увеличения количества епархий и возведение в сан митрополита иерархов наиболее крупных и важных в идеологическом плане епархий. Так, в 1667 году была учреждена астраханская митрополия. Астраханская митрополия заняла третье место в церковной иерархии, обойдя старшинством две существующие с 1589 года митрополии - крутницкую и ростовскую. Этот факт свидетельствует о значении, предаваемом государством церковной организации в Нижнем Поволжье.

На первую четверть XVIII столетия приходится последний этап процесса подчинения церкви государству. В этот период проводится ряд церковных реформ. Исследовав литературу, посвященную проблеме взаимоотношений церкви и государства в указанный период, можно сделать вывод, что цели реформ сводились к следующим:

1) секуляризация церковных имуществ;

2) правовая регламентация духовенства;

3) окончательное подчинение церкви государству (включение церковного управления в общую систему государственного управления).

Секуляризационная политика в начале XVIII века проводилась непоследовательно, что можно объяснить несколькими причинами:

- не готовность государственного аппарата взять на себя ответственность управления огромным церковным и монастырским землевладением. Монастырский приказ с возможными на него функциями не справлялся;

- нежелание государственной власти вызвать еще большие недовольства со стороны духовенства (политика правительства, ориентированная на Запад, духовенством не поддерживалась).

Полная секуляризация церковного и монастырского землевладения была произведена во второй половине XVIII века при Екатерине II.

В первой четверти XVIII века, в рамках процесса консолидации сословий, духовенство подверглось правовой регламентации.

Черное духовенство было разделено на две категории, каждая из которых имела четко определенные цели. Целью первой категории черного духовенства стало «служение страждущему человечеству» (уход за больными, раненными и т.д.), целями второй категории стали - поставление из своей среды архиереев и «распространение истин религиозных в народе».

В отношении белого духовенства также были предприняты определенные меры, в частности в 1724 году были введены штаты для церквей. Все безместное духовенство облагалось податью и обязывалось нести рекрутскую повинность.

Кроме того, как для черного, так и для белого духовенства предусматривалось:

- усложнение условий поступления в духовенство;

- привлечение к государственным повинностям.

В области управления церковь лишилась некоторых прерогатив уже с назначением местоблюстителем Стефана Яворского. Так, например, патриаршии функции в экономической сфере были переданы Монастырскому приказу; полномочия местоблюстителя в вопросах назначения на церковные должности ограничивались волей монарха.

Оставленную долю власти местоблюститель осуществлял при помощи Освященного Собора и Монастырского приказа. То есть уже с 1700 года в высшем церковном управлении присутствует принцип коллегиальности. Церковное управление также находилось под контролем государства:

- Монастырский приказ являлся государственным органом;

- решения Освященных Соборов подлежали утверждению императора.

В 1721 году с целью управления церковной организацией была открыта Духовная коллегия (впоследствии коллегия была переименована в Святейший правительствующий Синод). Единоличная власть патриарха была заменена коллегиальным государственным органом.

Синод строился по принципу других коллегий:

- имел свой регламент (Духовный регламент);

- члены Синода приносили присягу монарху;

- структура Синода повторяла структуру других коллегий (президент, два вице-президента, четыре советника и пять ассесоров).

Синод наделялся широким кругом полномочий, важнейшими из которых являлись:

- управление духовных вотчин и контроль за доходами с этих вотчин;

- управление Синодальной областью (бывшая патриаршая область);

- судебные полномочия;

- нормотворческие полномочия;

- поддержание связей с другими православными церквями.

Всеми этими полномочиями ранее обладали патриархи. Среди несвойственных для бывшей патриаршей власти полномочий можно назвать управление иноверческими церквами (в частности лютеранской и католической).

Учреждение Святейшего правительствующего Синода окончательно поставило церковь под контроль государства. В пользу этого можно привести следующие факты:

- члены Синода назначались императором и приносили ему присягу;

- все решения Синода подлежали утверждению императором;

- в состав Синода входили светские лица, в частности непосредственный контроль за деятельностью Синода осуществлялся обер-прокурором.

Однако следует отметить, что Синод выдвигался из ряда других коллегий. По значению Священный правительствующий Синод приравнивался к правительственному Сенату.

Реформа первой четверти XVIII века изменила положение и местных церковных организаций. Основными итогами реформы для астраханской церкви стали:

- частичная секуляризация имущества;

- понижении статуса: митрополия была преобразована в епископию.

Таким образом, во второй половине XVI - первой четверти XVIII века происходил процесс огосударствления церкви. Во взаимоотношениях церкви и государства в исследуемый период мы выделили несколько этапов:

1. 1551-1589 гг. На этом этапе во взаимоотношениях церкви и государства прослеживается определенный компромисс. Уступив некоторые позиции государству (ограничения роста церковного землевладения, отмена податных привилегий), церковь оставалось влиятельной политической силой.

2. 1589-1649 гг. на этом этапе существовал союз церкви и государства, при главенстве государства. Высшие церковные иерархи выбирались соборно, но по указу монарха.

3. 1649-1667 гг. На этом этапе церковная организация находилась под государственным контролем, осуществляемым Монастырским приказом (ведение церковно-монастырским землевладением, вершение суда над духовенством).

4. 1667-1700 гг. На этом этапе церковь восстанавливает некоторые утраченные позиции. Собор 1666-1667 годов принял решение «царь имеет преимущества в делах гражданских, а патриарх - церковных». Монастырский приказ закрыт.

5. 1700-1721 гг. На этом этапе, в результате церковных преобразований, церковное управление включается в структуру государственного аппарата. Церковь окончательно подчинена государству.


Арсеньева Галина Витальевна







Интересное:


Ленинские декреты и создание органов руководства высшей школой
К истории англо-франко-советских переговоров летом 1939 года
Об османском влиянии на Российскую государственность
Правовое положение и организационная структура воспитательных и кадровых служб (аппаратов) в НКВД РСФСР
Организационные, правовые и кадровые основы прохождения службы в милиции НКВД РСФСР
Вернуться к списку публикаций