2012-01-17 11:54:51
ГлавнаяИстория и историография — Правовые основы государственной службы в РСФСР



Правовые основы государственной службы в РСФСР


Служба в армии, милиции, местах заключения как особый вид государственной службы

Как уже отмечалось ранее, общие принципы и условия «гражданской» государственной службы опосредованно распространялись на военнослужащих, работников милиции, мест заключения, и в первую очередь принцип классовости, который пронизывал организацию и содержание их деятельности. Вместе с тем для данного вида государственной службы характерны и особенные принципы, в частности:

- принцип доминирования целенаправленной воспитательной работы с личным составом, в первую очередь политического воспитания, формирования личности сотрудника, преданного идеям Октября, неукоснительно соблюдающего революционную (социалистическую) законность и служебную дисциплину, и, как следствие, - создание в соответствующих ведомствах специализированных идеологических органов - политотделов, воспитательных и просветительных аппаратов, введение института политработников;

- принцип приоритетного удовлетворения материально-бытовых потребностей личного состава (обеспечение денежным, вещевым, продовольственным довольствием, льготы в социальной сфере) по сравнению со служащими гражданских ведомств;

- принцип первоочередного нормативно-правового закрепления в законодательных и ведомственных актах (уставах, наставлениях, инструкциях, приказах) требований к кадрам, условий и порядка прохождения государственной службы, иерархии служебных отношений, внутреннего распорядка, дисциплинарной ответственности.

В силу, как объективных причин, так и обстоятельств субъективного характера правовое положение работников, требования к кадрам и механизмы замещения должностей в том или ином ведомстве в рассматриваемый период постоянно менялись в зависимости от внутриполитической и международной обстановки, выполнения в данный момент тех или иных государственных задач, развития и совершенствования правовых основ института государственной службы, а также ведомственной подчиненности.

Наиболее отчетливо это проявилось после принятия 19 августа 1918 г. СНК РСФСР декрета об объединении всех вооруженных формирований в стране под эгидой народного комиссариата по военным делам. Декрет требовал, чтобы организация таких формирований осуществлялась на основе общих принципов советского военного строительства. В этой связи можно предположить, что принятый 3 апреля 1918 г. декрет СНК РСФСР о военизации милиции, согласно которому одна треть милиционеров и пятая часть командного состава находились в действующей армии, являлась следствием названного политического решения руководства страны, ибо использование работников милиции в качестве военнослужащих противоречило государственному предназначению милиции, вносило новации в условия и порядок прохождения государственной службы работниками милиции и уголовного розыска.

Единство подобного подхода для всех вооруженных формирований страны подтверждается тем фактом, что в этот период одна треть состава войск ВЧК и более половины численности продовольственной армии находились на действующих фронтах.

Как уже отмечалось, государственная служба в целом и ее особый вид на первоначальном этапе развития советского государства характеризовались правовой неурегулированностью порядка и условий прохождения: отсутствовала система требований к кадрам в различных ведомствах, не были определены способы комплектования воинских частей, органов и подразделений. Это понятно, ибо классовый характер совершенной революции обусловил ликвидацию предшествующей правовой системы.

Справедливости ради отметим, что в военных ведомствах (Красной Армии, пограничной и внутренней охране) не все правовые документы предшествующего политического режима, закрепляющие нормы прохождения службы, сразу же были отменены. В частности, в военном ведомстве в 1918-1919 гг. существовало две параллельные правовые системы (старая и вновь создаваемая). Как правило, основная масса нормативных документов, регламентировавших частные вопросы прохождения воинской службы в царской России, продолжала действовать и в советский период. Так же обстояло дело и в пограничной охране, которая до мая 1918 г. руководствовалась Инструкцией службы чинов Отдельного корпуса пограничной стражи (1912 г.).

В отдельных случаях проводилась рецепция предшествующих правовых актов, и на основе этого принимались документы ВЦИК и СНК.

Показательно, что самостоятельного правового акта, регламентирующего службу в рядах ВЧК, почти до середины 20-х гг. на всероссийском уровне не было принято. Декрет ЦИК СССР, утвердивший Положение об Объединенном государственном политическом управлении СССР (ноябрь 1923 г.), определил, что «сотрудники в своих правах и обязанностях, а также во всех других отношениях, приравниваются к лицам, состоящим на действительной военной службе». Таким образом, с правовой точки зрения эти лица рассматривались как особая категория военнослужащих.

Характерным фактором являлось опережающее (по сравнению с другими ведомствами) принятие нормативных документов по прохождению военной службы в Красной Армии. Уже в конце 1918 – начале 1919 гг. были утверждены ВЦИК такие основополагающие правовые акты, как уставы внутренней и гарнизонной службы (29 ноября 1918 г.), Дисциплинарный устав Рабоче-Крестьянской Красной Армии (30 января 1919 г.).

В условиях продолжения мировой войны, вооруженных контрреволюционных выступлений правительство приняло ряд организационных мер по привлечению на свою сторону солдат действующей армии, в том числе и за счет коренной ломки основ прохождения воинской службы в царской армии. Последнее было проведено по нескольким направлениям.

Во-первых, путем демократизации воинской службы, в том числе:

- переходом к добровольческим началам в комплектовании личного состава;

- созданием представительных органов (комитетов, советов), наделенных властно-распорядительными полномочиями во всех воинских частях, на кораблях, в экипажах;

- предоставлением всему личному составу таких гражданских и политических прав, как: «... быть членом любой политической, национальной, религиозной, экономической или профессиональной организации, общества или союза,.. свободно и открыто высказываться и исповедовать устно, письменно и печатно свои политические, религиозные и прочие взгляды»;

- уравниванием всех военнослужащих в правах, упразднением воинских чинов и званий (последние сохранялись только по занимаемой должности).

Во-вторых, введением в воинских частях неполного единоначалия.

В-третьих, уравниванием материального обеспечения командного и рядового состава. Решение же вопроса о материальной помощи нетрудоспособным членам семей военнослужащих было отнесено к компетенции местных Советов.

Декреты СНК от 15 января 1918 г. «О Рабоче-Крестьянской Красной Армии», от 28 мая 1918 г «Об учреждении советской пограничной охраны», от 15 июля 1918 г. с объявлением Положения о формировании войск ВЧК установили минимум требований при приеме на службу: достижение 18 лет (в войсках ВЧК - 19 лет) и наличие коллективных либо индивидуальных поручительств (рекомендаций) от воинских комитетов или общественных демократических организаций, стоящих на платформе советской власти, партийных и профсоюзных организаций или, по крайней мере, от двух членов этих организаций. Требование о предоставлении рекомендаций являлось, по нашему мнению, своеобразным фильтром для недопущения в ряды Вооруженных Сил тех, кто по своим политическим взглядам мог стать противником существующего политического режима, обернуть в критический момент оружие против власти Советов.

При вступлении в Красную Армию всего коллектива воинской части устанавливалась круговая порука и поименное голосование. Конечно, круговая порука, когда каждый отвечал за проступок сослуживца как за свой собственный, в определенной мере укрепляла дисциплину. Однако вне системы воспитательной работы эта мера оказывала слабое воспитательное воздействие на сплоченность и моральный дух личного состава.

Для лиц, поступающих на командные курсы РККА, обязательным требованием являлась грамотность: для первого курса - умение бегло читать, пересказывать, писать и считать, для второго - иметь образование в объеме начальной школы. В требованиях к кандидатам на учебу на курсах командного состава пограничных войск преобладал принцип политического подхода: членство в РКП(б) или рекомендации от коммунистических, советских или других организаций.

Срок непрерывной службы в Красной Армии, пограничной охране сразу же после Октябрьской революции устанавливался в 6 месяцев. Для лиц, окончивших курсы комсостава Красной Армии, - не менее одного года. В военный период срок срочной воинской службы решением Совета обороны был удлинен до одного года. Однако даже после истечения означенного срока военнослужащие впредь до окончания военных действий, как правило, не увольнялись со службы.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213




Интересное:


К истории исполнительной власти в России
Бородинское сражение: историография, источники, проблемы исторической реконструкции
Правовое положение и организационная структура воспитательных и кадровых служб (аппаратов) в НКВД РСФСР
К вопросу об истории становления и развития государственных финансовых институтов в России
Усиление монархических тенденций при преемниках Августа
Вернуться к списку публикаций