2012-01-17 11:54:51
ГлавнаяИстория и историография — Правовые основы государственной службы в РСФСР



Правовые основы государственной службы в РСФСР


Следовательно, с середины 20-х гг. первоначально в отдельных народных комиссариатах, а затем и во всероссийской масштабе осуществляется политика централизованного перераспределения специалистов народного хозяйства, получивших образование (подготовку) за счет государства, независимо от их личного желания, а для лиц, прошедших переподготовку (усовершенствование) по своей специальности, устанавливается обязательный срок государственной службы в предложенной должности и в том регионе, откуда специалист был отправлен на учебу.

Как уже отмечалось ранее, регулярные трудовые мобилизации специалистов были прекращены после окончания гражданской войны, хотя практика единичных мобилизаций в порядке трудовой повинности в экстраординарных случаях, а также ведомственного, межведомственного и межрайонного перераспределения кадров не прекращалась. Особенно она усилилась в условиях реализации народно-хозяйственных планов первой пятилетки и острейшего дефицита специалистов отдельных профессий.

Перемещение специалистов проводилось «исключительно Наркомтруда РСФСР, краевыми (областными) отделами труда по согласованию с межсоюзными профессиональными организациями». Другими словами, от жесткого централизованного административно-принудительного перераспределения пришлось несколько отойти, введя в механизм распределения согласование вопроса с общественной организацией - профсоюзом.

Для механизма перераспределения характерен ряд других особенностей. Первая - если государственное учреждение или предприятие не выполняло предписание об откомандировании специалистов, отделам труда НКТ предоставлялось «право проведения непосредственного персонального отбора и перемещения». Вторая - вводилась ответственность как должностных лиц за набор специалистов сверх установленного планом потребности, так и самих специалистов за отказ выполнить предписание о перемещении. Третья - жалобы специалистов рассматривались межведомственной комиссией при соответствующем отделе труда, а окончательное решение выносил вышестоящий отдел труда.

Следовательно, судьба государственного служащего - специалиста полностью находилась в руках государства. Его трудовое использование только в сфере полученной специальности в определенной мере нарушало свободу выбора, ущемляло гражданские и трудовые права, «приписывало» к определенному роду профессиональной деятельности. И хотя насильственно-репрессивных мер по отношению к тем, кто не подчинялся административному диктату, не предпринималось, однако ограничения в трудоустройстве после увольнения со службы за отказ выполнить предписание наркомата труда и его местных органов, лишение права встать после этого на учет биржи труда, а, следовательно, получать пособие по безработице в конечном счете понуждали специалистов безропотно выполнять предписания.

Решения комиссии, утвержденные соответствующими исполкомами, могли быть обжалованы только заинтересованными ведомствами и организациями в СНК автономной республики и краевые (областные) исполкомы. Право личной жалобы специалисту не предоставлялось.

Очевидно, что порядок, при котором прокуратура и суд не могли влиять на административно-правовые решения соответствующих органов НКТ РСФСР в сфере трудовых отношений, а устанавливался лишь ведомственный механизм рассмотрения жалобы, по существу, приравнивал в этом вопросе гражданских государственных служащих - специалистов к лицам, проходящим службу в особом виде государственной службы. Кроме того, такой подход в какой-то мере воскрешал милитаризацию труда периода военного коммунизма.

Начиная с середины 20-х годов периодические переподготовки, усовершенствование и повышение квалификации служащих, именовавшиеся в ту пору «научными командировками», рассматривались, с одной стороны, как обязательное условие прохождения государственной службы, а с другой - как социальная льгота. Периодичность «научных командировок» устанавливалась различная: для санитарных и ветеринарных врачей, агрономов, судебно-медицинских экспертов - один раз в пять лет, инспекторов народного образования, научных работников высших учебных заведений - один раз в три года.

К концу рассматриваемого периода по широкому кругу должностей вводятся дополнительные обязательные условия их замещения: соответствующее образование и минимальный стаж работы на определенных должностях либо в той или иной сфере профессиональной деятельности. Например, медицинские и фармацевтические работники должны были иметь специальное образование. На педагогическую работу могли назначаться лица, пользующиеся избирательным правом в Советы и имеющие соответствующее педагогическое образование, а на должности заведующих учебными заведениями, инспекторов народного образования - педагоги, имеющие специальное педагогическое образование и педагогический стаж не менее 3-х лет.

Научные работники высших учебных заведений подлежали обязательному переизбранию: профессора - один раз в десять лет, штатные преподаватели - в семь, сверхштатные профессора, преподаватели - в пять лет, научные сотрудники - в три года пребывания в должности. Одновременно для штатного профессорско-преподавательского состава и научных работников устанавливался верхний возрастной предел замещения должности - 65 лет.

В условиях массовой коллективизации коммунистическая партия и советское правительство предприняли ряд организационных мер по укомплектованию должностей государственных служащих в сельской местности. К таким мерам, в частности, можно отнести:

- массовое направление выпускников вузов и техникумов на работу в сельскохозяйственные районы без их согласия, хотя и с наделением в соответствии с нормативными актами ВЦИК и СНК льготами в социальной сфере, установленными для государственных служащих сельской местности;

- мобилизацию на основании постановления ЦИК СССР от 16 февраля 1930 г. членов горсоветов на руководящую работу в сельсоветы и райисполкомы районов сплошной коллективизации;

- предоставление отсрочки по призыву на действительную военную службу учителям сельских школ на время состояния в должности;

- формирование института выдвиженцев для замещения руководящих должностей государственных служащих;

Можно констатировать, что с середины 20-х гг. в сельской, местности начинает формироваться система участкового обслуживания населения с предоставлением значительных социальных льгот специалистам. В то же время характерно, что в эту систему не были включены участковые милиционеры сельской местности и все названные льготы и привилегии на эту категорию служащих не распространялись.

Образование Союза ССР обусловило постепенную замену нормативно-правовой базы, регулировавшей государственную службу в отдельных ведомствах РСФСР, правовыми актами ЦИК и СНК СССР. В частности, были приняты Основы судопроизводства Союза ССР и союзных республик, утвержденные ЦИК СССР 29 октября 1924 г. Требования к государственным служащим - народным судьям оставались практически идентичными тем, которые были определены предшествующими нормативными актами РСФСР.

В связи с изложенным небезынтересен, на наш взгляд, и такой факт: постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 января 1930 г. утверждается Положение о службе в пожарных организациях СССР, в связи с чем утратило юридическую силу постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 30 июня 1929 г., которым регулировалась служба в пожарных подразделениях РСФСР.

Нельзя однозначно утверждать, что социальная защита существенно изменилась во время этого этапа развития государственной службы. Она продолжала оставаться актуальной и трудноразрешимой проблемой, в том числе и потому, что правительственными органами не были предприняты попытки по приведению ее в систему. Наиболее полно было разработано централизованное нормирование оплаты труда служащих в государственных учреждениях, которое начинает внедряться в масштабе страны с середины 20-х годов. Оно получило наименование «государственное нормирование заработной платы» и включало в себя:

- наделение народного комиссариата труда совместно с наркоматами финансов, рабоче-крестьянской инспекции, соответствующими отраслевыми профсоюзами правом дифференциации служащих на ряд тарифных категорий и введения окладов в зависимости от сложности, ответственности и квалификации работ, утверждения по каждому ведомству штатных расписаний;

- сокращение номенклатуры должностей государственных служащих, состоящих как на общегосударственном, так и на местном бюджетах, введение твердых окладов содержания в каждой группе и по каждой должности;

- установление минимальных ставок заработной платы для некоторых групп работников, состоящих на местном бюджете.

По нашему мнению, действенными мерами, направленными на совершенствование системы оплаты труда государственных служащих, являлись, с одной стороны, расширение круга лиц, которым устанавливались периодические прибавки за выслугу лет, введение льготной оплаты труда в отдаленных районах (Крайний Север, Дальний Восток и пр.), а с другой - возложение на наркомат РКИ контроля за правильной и своевременной выплатой заработной платы на местах, «установления виновности управляющих органов и лиц, привлечения виновных к ответственности». Как правило, прибавки за выслугу лет для довольно широкого круга государственных служащих устанавливались в размере 20% с периодичностью в три года. Всего таких прибавок могло быть три. Таким образом, через девять лет государственной службы работник мог получать на 60% больше основной тарифной ставки.

Весьма значимой и действенной правительственной мерой явилось предоставление детям специалистов, направленных на работу в отдаленные районы, права льготного поступления на учебу. Дело в том, что ограничение возможностей детям служащих поступать в учебные заведения среднего и высшего уровня, по сути, являлось дискриминационной мерой.

Отметим, что к середине 20-х годов произошла апробация ряда механизмов социальной защиты государственных служащих. В том числе были установлены правовые основы пенсионного обеспечения, которые по сравнению с предшествующим периодом претерпевают существенную трансформацию. Сохраняется пенсионное обеспечение лиц, получивших трудовое увечье, хотя в отличие от предыдущего периода инвалидам труда пенсии выплачивались вне зависимости от имущественного положения пенсионера, а ее размер зависел от тяжести болезни: инвалидам I группы инвалидности выплачивалось 100%, II - 75%, III - 50% полного заработка. Для ряда профессий (медицинские, ветеринарные и судебные работники сельской местности, агрономы, учителя, преподаватели и научные работники, военнослужащие, работники милиции и уголовного розыска) вводятся пенсии по выслуге лет, а также (при соответствующем трудовом стаже, в том числе и в советский период) пенсии по достижению предельного возраста.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213




Интересное:


Государство и церковь во второй половине XVI столетия.
Кустари в теории, стратегии и тактике большевиков от империализма до НЭПа
Бородинское сражение: историография, источники, проблемы исторической реконструкции
Правление Октавиана Августа
Организационные, правовые и кадровые основы прохождения службы в милиции НКВД РСФСР
Вернуться к списку публикаций