2012-01-17 11:54:51
ГлавнаяИстория и историография — Правовые основы государственной службы в РСФСР



Правовые основы государственной службы в РСФСР


Принципы советской государственной службы

Анализ источниковой базы показывает, что вплоть до середины 20-х гг. прошлого века правовые и организационные основы государственной службы представляли собой неразрывное единство. Именно в таком интегрированном виде нами рассматривается исследуемая проблема.

Эволюционный ход развития государственности в России нарушили Февраль и Октябрь 1917 г. II Всероссийский съезд Советов 26 ноября 1917 г. декретом «О полноте власти Советов» законодательно провозгласил диктатуру пролетариата в форме Советской Республики и таким образом заложил правовые основы новой государственности. Съездом были избраны высший орган государственной власти - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) и правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК). Вся власть на местах передавалась съездам Советов, а между съездами - исполнительным комитетам этих Советов.

Отметим, что в своем становлении и развитии советская государственная служба, с одной стороны, базировалась на ликвидации прежнего аппарата насилия и подавления, а с другой - «унаследовала старую, во многом ориентированную «на верх» систему государственно-служебных отношений», при доминирующем принципе - централизации, строгой иерархии соподчинения между служащими высшего, среднего и низшего звеньев. Вероятно поэтому декретом СНК от 12 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» такой институт прежней власти, как государственная сословная служба. Были отменены все привилегии, связанные со статусом государственного служащего.

Необходимо иметь в виду, что предпринимаемые советским правительством меры не были направлены на ликвидацию государства как политической организации классового общества, а означали:

а) свержение политического господства правящих классов и старой власти;

б) установление политического господства рабочего класса, создание органов новой власти; в) ломку старых и формирование системы новых политических и юридических учреждений, преобразование и использование отдельных элементов старой надстройки, т.е. «овладение аппаратом»;

г) утверждение господства новой идеологии в обществе с целью изменения общественного сознания;

д) разработку новых принципов организации и работы государственного аппарата.

Общие теоретические подходы к проблеме слома государственной машины, строительству новой государственности, службы в государственных органах и учреждениях были обоснованы В.И. Лениным в дореволюционный и постоктябрьский периоды.

Исследование правовых и организационных основ советской государственной службы обусловливает выбор определенных подходов к проблеме. В наиболее общем виде они заключаются в том, что при формировании государственной организации необходимы как создание государственного аппарата - системы органов и учреждений, предназначенных для выполнения задач (функций) государства с организационно-штатной расстановкой личного состава, так и государственной службы - особого правового и социального института, регулирующего отношения государства со своими чиновниками - людьми, профессией которых является деятельность по реализации целей, задач и функций государства по его поручению и от его имени.

Заметим, что названные задачи решались в правовом пространстве ломки буржуазного и становления социалистического права, административно-правовых отношений в сфере прохождения государственной службы. Другими словами, пока не создана организационная структура, не утверждено штатное расписание с должностями и должностными окладами и не определена компетенция (объем прав и обязанностей) каждой конкретной должности, не определен правовой статус государственного служащего - прохождение государственной службы невозможно.

Исторически содержание государственной службы в России менялось в зависимости от развития самого государства, его типа и задач, которое оно выполняло. И, если в период царизма она рассматривалась как публично-правовое отправление деятельности служащими от имени государства «на его пользу», то после Октября 1917 г под государственной службой понималось практическое осуществление функций государства, либо осуществление обязанностей по должности в государственном органе, предприятии и учреждении, либо одна из сторон деятельности государства по организации и нормативно-правовому закреплению механизмов, регулирующих службу служащих этих органов по практическому и непосредственному выполнению функций и задач государства. В современных условиях государственная служба законодательно определена «как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов».

По нашему мнению, прав В.М. Манохин, отмечая, что хотя государственная служба неотделима от государственного аппарата, в рамках этого единства она, поскольку имеет определенные организационные формы и регулируется нормами права, является самостоятельным организационно-правовым институтом.

В содержание государственной службы обычно включают: правовые основы государственной службы: принципы отбора на службу и механизмы (способы) замещения должностей; условия и порядок прохождения службы; статус служащего; льготы и привилегии в социальной сфере и ряд других положений.

Обращает на себя внимание, что в литературе сложилось неоднозначное отношение к термину «прохождение службы». Так, В.М. Манохин предлагает отказаться от его использования из-за смысловой неопределенности, а также из-за того, что такой элемент института государственной службы, как поступление на службу, нельзя включать в содержание данного понятия. Вместе с тем во многих работах последнего периода с достаточными на то основаниями термин «прохождение службы» употребляется, в том числе в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». Встречающееся использование термина «государственно-служебные отношения» для характеристики всех профессиональных отношений государственных служащих, по нашему мнению, весьма спорно. Можно, конечно, согласиться с его употреблением для характеристики взаимоотношений государственных служащих как представителей государственной власти и управления, выполняющих государственные функции (задачи), с гражданами, либо служащими другого ведомства, юридическими лицами. Отношения же между государственными служащими в самом ведомстве, руководителями и подчиненными выступают обычно как административно-служебные и их следует таковыми и обозначать.

На наш взгляд, обоснованно предложение Д.Н. Бахраха о классификации государственной службы на два вида: гражданскую (общую и специальную - службу в судебных органах и прокуратуре, дипломатическую службу) и милитаризованную (воинскую, милицейскую и военизированную). Вместе с тем заметим, что термин «милитаризованная служба» не вполне адекватно отражает правовое положение Милиции в рассматриваемый нами период. Общепринято характеризовать распространение на нее статуса «частей особого назначения» в условиях гражданской войны как ее милитаризацию. Для мирного времени подобный термин обычно не употребляется. В этой связи полагаем, что вместо термина «милитаризованная служба» правильнее использовать выражение «особый вид государственной службы».

Принимая за основу предложенную выше классификацию государственных служащих, подчеркнем, что она не в полной мере отражает реалии исследуемого периода и, как нам представляется, требует уточнения, поскольку порядок и условия прохождения служащими государственной службы в учреждениях разных сфер государственной жизни существенно разнились в зависимости от их роли в политической системе, значимости в государственном строительстве, правомочий, предоставленных личному составу политическим руководством страны.

Реорганизация части надстроечных учреждений и отношений требовала разработки, определения и закрепления таких принципов государственной службы, которые бы выражали классовую сущность новой политической власти, проистекали из новых политических реалий, отражали сущностную природу советского государства и его предназначение, определяли подходы к работе с кадрами, статус (положение) служащих при реализации ими государственных задач и функций в пределах своей компетенции.

Необходимо отметить, что до конца 30-х гг. разработка вопросов советской государственной службы не выделялась из общих административно-правовых проблем. Предметом самостоятельного исследования она стала только после окончания Великой Отечественной войны, в том числе и в таком частном вопросе, как принципы государственной службы. Большинство авторов в 50-60-х гг. выделяли следующие ее принципы: государственные служащие - слуги народа, исполнители государственных поручений; подконтрольность и подотчетность служащих всех степеней Советам; сменяемость в любое время и без всяких изъятий должностных лиц; равные права граждан на государственную службу независимо от пола и национальности; отсутствие правоограничений государственных служащих, кроме тех, которые неизбежно вытекают из факта осуществления ими государственных функций.

В.М. Манохин деятельность в интересах народа и для народа, подконтрольность и подотчетность Советам и, как следствие, сменяемость госслужащих относит не к принципам, а к статусу государственного служащего. Общими принципами государственной службы, по его мнению, являются: постоянное и полное соответствие советской государственной воле и интересам народа; демократический централизм; равноправие национальностей; социалистическая законность; планирование. Тем самым, по существу, В.М. Манохин принципы государственной службы сводит к принципам социалистического управления, а также к конституционной норме - равноправию национальностей. Одновременно наряду с общими принципами государственной службы выделяются специальные принципы, которые присущи ее составным элементам (сторонам) - подбору и расстановке кадров, правовому регулированию деятельности служащего и пр.

В 70-80 гг. большинство авторов к основным принципам государственной службы относили следующие: общедоступность государственной службы при равном праве на нее всех граждан СССР; осуществление служащими социально необходимых функций от имени, по поручению и в интересах государства; выборность работников ведущих звеньев государственного аппарата представительными органами власти, а в ряде случаев народом; отсутствие каких-либо привилегий или правоограничений служащих, кроме тех правоограничений, которые вытекают из характера государственно-служебной деятельности.

Эту позицию разделяет и В.А. Воробьев. Однако наряду с государственно-правовыми принципами службы он выделяет и комплекс политических принципов - преемственность и сменяемость кадров, гласность в работе с ними, реализацию национально-государственных начал.

Несколько иную точку зрения высказывает Д.Н. Бахрах. По его мнению, к принципам советской государственной службы следует отнести: общедоступность; соответствие службы воле народа и интересам советского общества; подконтрольность и подотчетность всех служащих; сменяемость; служебную перспективу.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213




Интересное:


Конституционные взгляды и реформы Сперанского
Общество соединенных славян и его участие в выступлении черниговского полка в 1825 г.
Н. Чемберлен и формирование внутренней и внешней политики Великобритании в 1916-1939 годах
Конституционные демократы начала 20 века - экономическая и политическая программа
Государство и церковь в XVII столетии
Вернуться к списку публикаций