2012-01-17 11:38:38
ГлавнаяИстория и историография — Организационные, правовые и кадровые основы прохождения службы в милиции НКВД РСФСР



Организационные, правовые и кадровые основы прохождения службы в милиции НКВД РСФСР


Соответствующая инструкция о проведении занятий устанавливала обязательность внешкольной подготовки для всех категорий личного состава. По согласованию с ЦК профсоюза советских и торговых служащих, в который в тот период входили профсоюзные организации работников милиции и уголовного розыска, занятия проводились во внеслужебное время.

В деле повышении заинтересованности личного состава в овладении профессиональными знаниями и навыками важную роль сыграло Положение ЦАУ НКВД РСФСР о возможности смещения работника милиции на нижестоящую должность ввиду его неспособности освоить в полном объеме содержание программы повторно-инструкторских занятий.

Централизация профессиональной подготовки и проведение ее по единым учебным планам и программам, введение вместо внешкольной подготовки повторно-инструкторских занятий, установление комиссионного приема экзаменов от каждого слушателя после окончания обучения, правовых последствий (перевод на нижестоящую должность) в случае низкого профессионализма , а также приравнивание специального образования, полученного в стационаре школы или курсов милиции, к овладению в полном объеме программы повторно-инструкторских курсов (в случае поступления на учебу в школы НКВД административных работников) являются основанием для утверждения: с этого момента в системе НКВД РСФСР происходит становление системы профессиональной подготовки, которая с небольшими изменениями действует в органах внутренних дел и поныне.

В 1928-1930 гг. дифференцированный подход к подготовке работников милиции различных должностных категорий получает свое логическое завершение: в ряде школ НКВД административных работников вводятся специальные отделения по подготовке оперативно-начальствующего состава из представителей «коренных» наций для национально-государственных образований, а также обучение лиц для замещения должностей старшего начальствующего состава на высших курсах и в Институте административного строительства.

Открытие курсов старшего начсостава милиции явилось организационной мерой, завершающей создание системы специального профессионального обучения кадров, так как к этому времени на местах успешно работали школы милиции, дифференцированно готовящие практически все должностные категории личного состава (милиционеров, младший и средний начальствующий состав) за исключением старшего начсостава милиции. Названные курсы предназначались восполнить существовавший пробел.

Таким образом, к моменту ликвидации самостоятельного Наркомата внутренних дел РСФСР (декабрь 1930 г.) в органах милиции функционировала широкая сеть учебных заведений, в которых обучались все должностные категории административных работников НКВД РСФСР. В эту сеть входили содержавшиеся за счет государственного бюджета: институт административного строительства с трехгодичным сроком обучения, годичные высшие курсы НКВД усовершенствования административных работников и школы НКВД административных работников. За счет краевых и областных бюджетов содержались школы краевых и областных административных управлений с шестимесячным сроком обучения, трехмесячные краткосрочные курсы по переподготовке младшего комсостава и месячные - по переподготовки рядового состава милиции и работников мест заключения.

С позиций сегодняшнего дня можно признавать или игнорировать роль и значение воспитательной работы с личным составом милиции в рассматриваемый период. Вместе с тем необходимо констатировать сам факт, что выдвинутая правящей коммунистической партией в ее программе задача государственной пропаганды коммунизма, решалась в те годы комплексно и охватывала не только работу первичных партийных ячеек, парткомов различных уровней, руководящего состава, но и деятельность контролируемых государством средств массовой информации, государственных ведомств (Народного комиссариата просвещения и специализированного государственного идеологического учреждения - Главполитпросвета), а также различных по организационным формам, но приблизительно однотипных по содержания работы политико-воспитательных служб (аппаратов) в ведомствах.

Конечно, вся проводимая в этот период воспитательная работа среди личного состава милиции имела крайне политизированный характер, так как с первых дней создания советской милиции ее деятельность рассматривалась коммунистической партией как реализация особой политической функции, нацеленной на упрочение государственной власти в стране, на беспощадную борьбу с врагами социалистического строя, в связи с чем, по мнению руководства ЦК РКП(б), с поставленными задачами милиция могла справиться, лишь имея в своих рядах беспредельно преданных коммунистическим идеалам сотрудников, в первую очередь коммунистов. Подтверждением сказанному может служить анализ терминологии партийных и правительственных документов тех лет. Как правило, термин «воспитательная работа» практически не употреблялся, зато широкое распространение получили термины «политико-просветительная» и «политико-воспитательная» работа, что по сути закономерно, т.к. главенствующую роль в этой деятельности занимала идеологическая обработка масс, реализация партийных директив.

Примечательно, что воспитательная, точнее, политико-воспитательная функция как составная часть управленческой деятельности руководителя милиции любого уровня, хотя и неоднократно декларировалась в партийных и советских документах, получила свое юридическое закрепление лишь в Положении о Рабоче-Крестьянской милиции.

Отметим, что в тех конкретно-исторических условиях политико-воспитательной работе в милиции были присущи следующие черты:

- соответствие ее идейной направленности и содержания задачам, решаемым органами милиции;

- преобладание форм массово-политической работы над индивидуальными;

- доминирующая роль политического воспитания над другими направлениями воспитательной работы;

- осуществление личным составом милиции политико-просветительной работы среди широких слоев населения;

- зависимость оперативно-служебных показателей органа милиции от действенности политико-воспитательной работы среди личного состава.

Анализ политико-воспитательной работы в милиции показывает, что в ее процессе в единстве решались три основные задачи: во-первых, реализовывалась генеральная линия коммунистической партии по политическому воспитанию личного состава - превращению каждого работника милиции в сознательного и активного борца за претворение в жизнь идей Октябрьской революции; во-вторых, укреплялась дисциплина и законность в рядах милиции, и на этой основе совершенствовалась оперативно-служебная деятельность органов и подразделений; в-третьих, повышался общеобразовательный и культурный уровень сотрудников. В этом плане можно согласиться с тезисом, что «сегодня нет возможности определить действительную эффективность проводившейся политико-воспитательной и культурно-массовой работы. Однако тот факт, что ей уделялось столь серьезное внимание сам по себе примечателен».

Главными субъектами проведения воспитательной работы являлись партийные ячейки, руководители органов и подразделений милиции, административно-политические органы (в период их деятельности), политсостав и профсоюзные организации работников милиции.

В период становления и развития милиции именно партийные ячейки играли превалирующую роль в идеологической и просветительной работе среди личного состава. Особенностью исследуемого периода являлась невысокая по сравнению с ВЧК-ОГПУ, Красной Армией партийная прослойка в рядах милиции. Среди коммунистов основную массу составляли лица командного состава. Так, в 1925-1928 гг. партийная прослойка находилась в уголовном розыске на уровне 26 - 271, в госмилиции - 21 - 231, в ведомственной 10 - 12%. В то же время все еще оставался значительный разрыв между численностью коммунистов в милиции промышленно развитых и сельскохозяйственных губерний и республик. В промышленно развитых губерниях РСФСР (Екатеринбургской, Брянской, Челябинской) коммунисты среди личного состава милиции составляли 40 - 50%, в то время как в милиции Орловской, Костромской, Псковской губерний - от 8 до 12%.

Для устранения этой диспропорции ЦК РКП(б) принял решение об освобождении от персональных партийных мобилизаций работников милиции, а затем запретил местным партийным органам отзывать коммунистов из милиции без согласия НКВД РСФСР. На местах периодически проводились мобилизации коммунистов для службы в милиции. Главмилиция НКВД РСФСР установила ежемесячную отчетность местных органов милиции о количестве партячеек, численности коммунистов.

Необходимо подчеркнуть, что вопросу усиления партийной и политико-воспитательной работы в милиции Центральный Комитет РКП(б) уделял повышенное внимание. Только в течение 1920-1922 гг. на места было направлено два письма и принято специальное решение по этому вопросу. В письме ЦК РКП(б) от 21 января 1920 г. местным партийным органам предлагалось неустанно вести партийную и просветительную работу среди милиционеров. В циркулярном письме от 4 августа 1921 г. указывалось, что необходимо партийную работу в милиции рассматривать не менее важной областью, чем другие.

Разумеется, приоритетным, доминирующим направлением воспитательной работы являлось идейное воспитание, формирование убежденных сторонников советской власти, готовых в критический момент с оружием в руках отстаивать завоевания революции.

В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны в политико-воспитательной работе преобладала агитационная деятельность, что «вызывалось остротой, срочностью и ударностью стоящих перед Советским правительством проблем, требующих быстрого и решительного их выполнения перед угрозою самого существования Советской России». В этой работе наибольшее распространение получили такие формы, как участие в агитационных кампаниях, именовавшихся «днями», «неделями», «месячниками» и проводившихся во всероссийском масштабе либо на региональном уровнях, митинги, политические суды, «живые» газеты, вечера вопросов и ответов, дискуссии, выпуск стенных газет, организация деятельности «красных столов и уголков», агитколлективов милиции.

При переходе страны к новой экономической политике превалирование агитационных форм над другими в политико-воспитательной работе уже не отвечало объективным потребностям времени. Поэтому в политическом воспитании сотрудников стали диалектически сочетаться, с одной стороны, формы агитационной работы, а с другой - более широкое использование арсенала средств пропагандистской и культурно-просветительной работы.

Как известно, главное предназначение пропагандистской работы в те годы заключалось в формировании марксистко-ленинского мировоззрения личного состава. Для этого использовались политические занятия, партийная учеба коммунистов, чтение лекций, проведение занятий в кружках, на курсах, в школах политграмоты, теоретические конференций и пр.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112




Интересное:


К вопросу об истории становления и развития государственных финансовых институтов в России
Лыцарство
Личность, общество, история. Субъект исторического процесса.
Конституционные демократы начала 20 века - экономическая и политическая программа
К истории исполнительной власти в России
Вернуться к списку публикаций