2012-01-17 11:38:38
ГлавнаяИстория и историография — Организационные, правовые и кадровые основы прохождения службы в милиции НКВД РСФСР



Организационные, правовые и кадровые основы прохождения службы в милиции НКВД РСФСР


Анализ тематической направленности учебных планов и количества часов, отводимых на учебные дисциплины в губернских милицейских школам (со сроком обучения 3 и 8 месяцев), позволяет сделать вывод о том, что профессиональная направленность этих учебных заведений была недостаточно высокой. Как и прежде, количество учебного времени по общеюридическим и специальным милицейским дисциплинам составляло одну треть. Остальное учебное время примерно в такой же пропорции делилось на изучение двух циклов: общеобразовательных и политических предметов, военной и строевой подготовки.

Вопросам военной подготовки работников милиции уделялось первостепенное внимание. В этом, видимо, отражалось сложившееся в обществе и государстве мнение, что при переходе к мирному созидательному труду органы милиции должны выступать в роли «тыла Красной Армии, стража на внутреннем фронте, готовых в любую минуту выступить с винтовкой в руках против всяких посягательств на Рабоче-крестьянскую власть». Поэтому можно согласиться с мнением, что в военном отношении существовавшие курсы милиции представляли собой хорошо вооруженные, мобильные милицейские подразделения, способные при необходимости решать серьезные оперативные задачи. Отголоски военизации милиции явно прослеживаются и в наборе преподаваемых дисциплин учебного плана. Военная и строевая подготовка курсантов хотя и была относительно сокращена при обучении на 8 месячных курсах, однако продолжала оставаться профилирующей учебной дисциплиной, на которую отводилось от трети до четверти всего учебного времени.

Состояние учебной работы на этом этапе подвел. I Всероссийский съезд работников милиции (6 - 8 марта 1922 г.). В его резолюции констатировалась слабая политическая и профессиональная подготовка личного состава в 1921 г. и предполагалось объявить ее на следующие годы первоочередной задачей.

Управление школами милиции, готовящими командный состав милиции, осуществлялось, как уже отмечалось выше, отделением подготовки отдела милиции Главмилиции, а школы резерва были «всецело отнесены к заботам губернских отделов управления». Наиболее распространенными формами управленческой деятельности являлись ежегодные совещания начальников школ совместно с начальниками учебно-строевых частей в НКВД РСФСР, а также периодическое инспектирование школ и курсов милиции сотрудниками отдела инспекции, отделения подготовки.

На этом этапе в системе профессионального обучения и подготовки кадров происходит становление самостоятельного ее вида - внешкольной подготовки. Ее организационные формы базировалось на опыте ликвидации неграмотности и малограмотности работников милиции, повышении их политического уровня в период деятельности политических секретариатов милиции (1921-1923 гг.). Вместе с тем внешкольная подготовка в этот период не была идентична появившейся несколько позднее служебной подготовке личного состава. Главное отличие заключалось в том, что не усвоение работником милиции программы обучения не влекло для него правовых последствий при дальнейшем прохождении службы.

Первоначально внешкольная подготовка рассматривалась как способ ликвидации правовой безграмотности личного состава для решения задач милиции с минимальными финансовыми и материальными затратами и предназначалась для компенсации низкой «пропускной способности» сети школьно-курсовой подготовки, а в дальнейшем - как наиболее распространенная форма поддержания на должном уровне профессионализма работников милиции без отрыва от выполнения служебных обязанностей. Подготовка основывалась на временных программах, разрабатываемых каждым адмотделом губернии самостоятельно с последующим утверждением в ЦАУ НКВД РСФСР. В органах милиции она проводилась без отрыва от служебной деятельности. На занятиях работники милиции и уголовного розыска знакомились с текущими законодательными и другими нормативными документами, приемами и способами выполнения оперативно-служебных задач.

Во время второго этапа развития системы профессиональной подготовки (1921-1926 гг.) происходит становление основ системы школьно-курсовой подготовки, в которую входили все типы учебных заведений, дифференцированно готовящих различные категории личного состава (за исключением старшего комсостава). Вместе с тем отсутствие государственных мер по социальной защите личного состава приводило к массовой и хронической текучести кадров. Школы и курсы милиции практически работали «вхолостую», готовя специалистов не столько для своей системы, сколько для других ведомств, слабо влияли на изменение общего уровня профессиональной подготовленности кадров.

Дезорганизацию в создание профессионального ядра вносили и правовые нормы о призыве на службу в Красную Армию допризывников, окончивших специальные учебные заведения милиции. Последнее обусловило подготовку и внесение НКВД РСФСР в октябре 1922 г. в РВС проекта постановления СТО, в котором предлагалось установить, чтобы для допризывников и призывников прохождение обучения в школе милиции зачитывалось «как состояние на действительной военной службе». Все сказанное детерминировало низкий профессиональный уровень личного состава. На начало 1925 г. лишь 0,81%. работников милиции окончили школы среднего комсостава, а 4,5% - младшего комсостава и резерва.

Принятое ВЦИК и СНК РСФСР Положение о службе Рабоче-Крестьянской милиции (1925 г.) по существу явилось началом третьего, завершающего этапа становления системы профессионального обучения и подготовки кадров милиции (1926 - 1930 гг.).

Уже к 1926 г., ЦАУ НКВД РСФСР располагал сетью школьно-курсовой подготовки, в которую входили 20 школ резерва, 3 губернских школы младшего командного состава и 5 школ среднего комсостава (2 - за счет средств местного бюджета), 8 краткосрочных курсов. Однако, как и прежде, беспокоила хроническая болезнь - отсутствие в местных бюджетах средств на содержание школ милиции, что сказывалось на их численности, приводило к дальнейшему сокращению. В 1928 г. осталось на содержании местного бюджета всего 5 школ со сроками обучения: 3 года (Оренбург), 1 год (Вятка), остальные - 6 месяцев. Примерно в двадцати регионах периодически организовывали 3-4 месячные курсы (школы резерва).

В соответствии с решением коллегии НКВД РСФСР от 1 февраля 1927 г. «продолжать линию по сосредоточению подготовки начсостава в школах ЦАУ ввиду того, что практика показала несостоятельность и кустарничество большинства местных школ», принимаются меры по передаче содержания отдельных школ милиции с местного на государственный бюджет. К трем школам среднего начальствующего состава милиции прибавилось еще четыре школы младшего командного состава. С октября 1928 г. школы среднего и младшего начсостава милиции были переименованы в школы НКВД административных работников.

Необходимо особо подчеркнуть, что на этом этапе был решен ряд важных организационных и методических задач, в том числе и такая, как превращение НКВД РСФСР в центр по руководству школами и курсами милиции как опосредствованно через губернские (областные) управления милиции, так и непосредственно. В центральном аппарате этим вопросами продолжало заниматься отделение подготовки отдела милиции ЦАУ НКВД РСФСР. Позднее (1930 г.) постановлением коллегии НКВД РСФСР оперативное руководство учебными заведениями было возложено на вновь организованное Управление кадров НКВД РСФСР.

Именно в это время централизация руководства школами и курсами милиции гипертрофируется. Она проявляется не только в тенденция переподчинению непосредственно НКВД учебных заведений милиции, но и в мелочной опеке и контроле за их деятельностью: увеличение количества нормативных документов, регламентирующих второстепенные вопросы учебной и методической работы.; установление порядка обязательной отсылки в центр протоколов заседаний педагогических советов, сведений о посещаемости курсантами занятий, данных о распределении после окончания учебы. Другими словами, закладываются первичные элементы бюрократизации в управлении учебными заведениями, так как значительная часть представляемой с мест информации была излишней и не влияла на анализ действительного состояния школьно-курсовой подготовки.

По мере развития профессионального обучения в системе НКВД РСФСР происходит трансформация требований к кандидатам на учебу.

Во-первых, повышаются требования к общеобразовательной и специальной подготовке кандидатов на учебу. Так, если в 1918-1920 гг. во Всероссийскую школу инструкторов милиции и на курсы уголовного розыска принимали на учебу с «достойной общеобразовательной подготовкой», а в 1922-1925 гг. - о образованием в объеме школы I ступени, школы взрослых, то к концу третьего этапа для зачисления на учебу требовалось иметь подготовку в объеме программы совпартшколы I ступени. Одновременно для абитуриентов устанавливается обязательный предварительный стаж работы в системе НКВД. На старший курс школы НКВД (подготовка лиц для замещения должностей среднего комсостава) принимаются только работники, имеющие специальное милицейское образование либо профессиональную подготовку, в том числе и в системе служебной подготовки - усвоение в полном объеме программы «инструкторско-повторных занятий».

Во-вторых, вводятся ограничения для лиц, поступающих на учебу «со стороны». Если до 1928 г. разрешалось принимать на учебу желающих при наличии рекомендации партийной организации либо личных поручительств двух членов ВКП(б), то в последующие годы предписывалось зачислять подобных лиц в школы в исключительных случаях (только выдвиженцев на руководящую работу в органы милиции).

В-третьих, в 1925-1930 гг. вводится в обязательном порядке прохождение кандидатов через мандатные комиссии до сдачи вступительных экзаменов.

В-четвертых, с 1928 г. членство абитуриента в партии становится обязательным условием, а для лиц, поступающих на Высшие курсы усовершенствования начальствующего состава, вводится и трехлетний партийный стаж.

Весьма примечательно, что результатом завершающего этапа становления системы профессионального обучения и подготовки кадров стало два важных обстоятельства.

1. Происходит становление системы переподготовки кадров. Начало было положено открытием в 1926 г. краткосрочных (двухмесячных) губернских (областных) курсов, которые изначально в соответствии со складывающейся внутриполитической обстановкой в стране и выдвинутого коммунистической партией лозунга «Лицом к деревне» осуществляли переподготовку не всех категорий работников милиции, а лишь одной - младшего командного состава волостной милиции.

В последующем переподготовка младшего командного состава проводилась путем организации: вечерних девятинедельных курсов с освобождением от службы - при губернских резервах, стационарных губернских (областных.) трехмесячных курсов по переподготовке младшего начальствующего состава. Это определило начало развития сети учебных заведений НКВД РСФСР по переподготовке и других категорий работников милиции, уголовного розыска, исправительно-трудовых учреждений.

2. Внешкольная подготовка ввиду изменения организационных и содержательных начал трансформируется в служебную подготовку. В 1926 г. приказ ЦАУ НКВД РСФСР отменил все временные программы и ввел единую программу повторных занятий вначале с работниками уголовного розыска, а затем с младшим начальствующим составом милиции, которая наряду с общеюридической и специальной милицейской подготовкой предусматривала освоение основ военного дела, приобретение навыков обращения с оружием, повышение общей политической грамотности.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112




Интересное:


Борьба за лидерство в РКП(б) - ВКП(б) и Политическое завещание В.И. Ленина
Источники и историография в истории правления Августа
Наркомат юстиции РСФСР в условиях военного коммунизма
Мобилизация населения в красную и белую армию в период гражданской войны - сравнительный анализ
Необходимость учреждения поста Президента в РФ в начале 90-х годов - историко-теоретический аспект
Вернуться к списку публикаций