2012-01-17 11:38:38
ГлавнаяИстория и историография — Организационные, правовые и кадровые основы прохождения службы в милиции НКВД РСФСР



Организационные, правовые и кадровые основы прохождения службы в милиции НКВД РСФСР


Однозначно утверждать, что выборы работников милиции на местах прекратились после создания штатных органов милиции, нельзя. Документы свидетельствуют о том, что этот способ комплектования милиции использовался в 1921-1922 гг., в особенности в сельскохозяйственных губерниях, в которых на протяжении многих лет наблюдался хронический некомплект кадров. Путем выборов комплектовался в основном рядовой и младший командный состав милиции - милиционеры, участковые милиционеры, начальники волостных милиций. Почти повсеместно выбирались уездные и городские начальники милиций, в основном соответствующими местными Советами и с санкции соответствующего партийного комитета.

Нормативное закрепление в Инструкции НКВД и НКЮ РСФСР от 12 октября 1918 г. принципа добровольности обусловило и соответствующий способ комплектования - по вольному найму. Однако в обстановке гражданской войны и иностранной военной интервенции комплектование милиции этим способом осложнялось прежде всего тем, что милиционеры и командный состав на общих основаниях подлежали мобилизации в ряды Красной Армии.

Нестабильность кадрового состава усугубляло и то обстоятельство, что милиционеры - коммунисты не имели брони от часто проводимых всероссийских и региональных партийных мобилизаций в Красную Армию. Одновременно принятые на службу в милицию вернувшиеся из плена или уволенные из армии вследствие ранения солдаты или красноармейцы могли быть повторно на общих основаниях мобилизованы на фронт. Все это побудило начальника Главмилиции обратиться в коллегию НКВД РСФСР с предложением принять экстренные меры по снижению текучести кадров, ибо «частые смены мешают возможности иметь постоянный кадр милиции». Декретом СНК РСФСР «О советской Рабоче-Крестьянской милиции» от 3 апреля 1919 г. работники милиции не подлежали призыву в Красную Армию, оставались на своих местах и считались прикомандированными к отделам управления исполкомов, а определенная часть личного состава постоянно находилась в рядах действующей армии на фронте. В отношении членов партии - работников милиции несколько позже, 3 ноября 1919 г., Оргбюро РКП (б) приняло решение: «Милиционеров-коммунистов от персональной партийной мобилизации освободить».

И хотя подходы к этому вопросу в зависимости от внутриполитической и военной обстановки в стране менялись, однако в документах, определявших правовые основы прохождения службы в милиции, мобилизация, как один из способов комплектования личного состава милиции в период ее милитаризации, так и не была нормативно закреплена.

На практике комплектование милиции осуществлялось зачастую в обход этих правовых предписаний. Анализ архивных и литературных источников показывает, что вплоть до середины 1921 г. комплектование милицию осуществлялось как способом добровольного найма, так и путем получения призывного контингента из рядов Красной Армии, в том числе с «помощью принудительной передачи в милицию красноармейцев».

Постановлением СТО от 13 февраля 1920 г. было разрешено поступать на службу в милицию красноармейцам 28 лет и старше, участвовавшим в боях и эвакуированным из действующей армии в лечебные заведения или получившим отпуск вследствие ранения или болезни Тем самым в источники комплектования милиции была внесена новация: пополнение рядов за счет красноармейцев, еще не уволенных с действительной военной службы. В Инструкции по применению данного постановления СТО закреплялось, что в случае «увольнения или ухода по собственному желанию поступившего в милицию красноармейца, таковой... зачисляется на военную службу, если сверстники его по возрасту будут состоять в то время на службе».

Следовательно, можно констатировать, что с начала 1920 г. часть кадров была укомплектована другим способом - путем мобилизации или призыва на действительную военную службу. Эта правовая коллизия была вскоре урегулирована ВЦИК и СНК РСФСР в Положении о Рабоче-Крестьянской милиции. В нем нормативно закреплялся прием на службу из такого источника, «как красноармейцы, согласно постановлению СТО от 13 февраля 1920 г.».

Для сравнения интересен опыт комплектования милиции в Дальневосточной республике, которая в тот период еще не входила в состав РСФСР. Положением о народной милиции Дальневосточной республики определялось, что «в случае недостатка желающих добровольно поступать в Народную милицию военному министру предоставлялось право по соглашению с МВД ДВР укомплектовывать эти части военнообязанными».

Неудобства, связанные с комплектованием милиции по нарядам Красной Армии, постоянная зависимость от органов военного ведомства поставили на очередь вопрос о расширении источников комплектования. Одновременно среди руководителей НКВД РСФСР, местных органов милиции получает широкое распространение мнение о приоритетной роли привлечения взрослого населения (в первую очередь трудящихся) к выполнению обязанностей по охране общественного порядка на общественных началах. Резолюция 3-го Всероссийского съезда заведующих отделами управления исполкомов Советов (29-31 января 1920 г.) признавала своевременным переход от добровольческой к милиционной повинности и поручала НКВД «войти в соглашение с военным комиссариатом и разработать соответствующее положение». Не изменил позиции по данному вопросу в ноябре 1920 г. и 4-й съезд.

К середине 20-х гг. отношение партии и правительства к милиции как действующему резерву Красной Армии в значительной степени было пересмотрено. Поэтому в Положении о службе Рабоче-Крестьянской милиции нормативно закреплялась не прямая мобилизация личного состава в действующую армию в период военных действий, а только «закрепление» работника милиции (без его согласия), когда ему продлевался срок обязательства (подписки) и запрещалось в этот период увольняться со службы. Подобное «закрепление» можно с полным основанием рассматривать как скрытую форму мобилизации личного состава на продолжение службы в органах милиции.

Положение о службе Рабоче-Крестьянской милиции, установив принцип преимущественного приема на строевые должности лиц, служивших в Красной Армии, предопределило такой способ комплектования, как создание при милиции института резерва кадров. Последнее включало в себя открытие при воинских частях специальных ознакомительных курсов о деятельности милиции и особого учета в органах милиции лиц, принявших решение после демобилизации поступить на службу. На базе оборонно-спортивных организаций создавались кружки для кандидатов на службу. Окончившие их зачислялись в запас милиции, с ними ежегодно проводились учебные сборы. Эти лица вовлекались в работу общественных организаций содействия милиции (бригадмил, осодмил). В дальнейшем наиболее подготовленным и активным общественникам предлагалось перейти в милицию на штатные должности.

Содержание деятельности института резерва существенным образом трансформировалось после введения в действие 1923 г. Инструкции НКВД РСФСР «О подготовке поступающих в Рабоче-Крестьянскую милицию». Инструкция предусматривала для всех кандидатов на службу (в том числе и бывших военнослужащих) обучение на месячных (несколько позже - трехмесячных) подготовительных курсах, организуемых при административных отделах.

Необходимо отметить широко распространенный в те годы такой способ укрепления правоохранительных органов, в том числе и рабоче-крестьянской милиции, усиления партийного влияния и укрепления кадрового состава как направление на работу в эти органы коммунистов, в том числе и в ходе проведения так называемых партийных мобилизаций. Партийные мобилизации, проводимые ЦК РКП (б) и местными партийными органами, нельзя оценивать однозначно. В ряде мест в кадры направлялись лица, имеющие опыт работы в партийно-государственном аппарате, в хозяйственных органах. В других - они не сыграли позитивной роли в укреплении кадрового состава, ибо уездные (районные) комитеты партии направляли в милицию не лучшие свои силы, а тех, «кого девать было некуда». К тому же подобные партийные мобилизации широко практиковались и в других сферах государственного управления. Поэтому неплохо проявившие себя в милиции коммунисты перебрасывались на другие, более ответственные, участки.

Наряду с вышеприведенными основными источниками комплектования кадров милиции использовались и другие. К ним можно отнести:

- перевод оперативных и руководящих работников из ВЧК в милицию и уголовный розыск;

- прием на службу лиц призывного возраста, освобожденных от призыва в Красную Армию, но годных для работы в милиции;

- пополнение путем приглашения добровольцев из голодающих губерний, безработными через биржу труда.

Хронический дефицит грамотных работников для замещения должностей технических служащих аппарата управления милиции национальных образований приводил иногда к весьма оригинальным источникам комплектования органов милиции.

На основании постановления ВЦИК РСФСР «О пересмотре и доукомплектовании личного состава милиции» от 23 ноября 1922 г. широкое распространение на местах получило зачисление в кадры работников, командируемых на службу в милицию партийными и профсоюзными организациями, советскими органами. В данном случае источником комплектования выступали общественные организации, а также местные органы государственной власти. Положительный аспект данного подхода состоял в том, что он опирался на учет мнения общественности о личности кандидата на службу, его способностях и возможностях успешно исполнять милицейские обязанности. Позже он трансформировался в «выдвиженчество» трудящихся в органы государственной власти и управления, которое также можно рассматривать как один из способов комплектования. Выдвиженчество в принципе являлось целенаправленным и управляемым процессом, находящимся под пристальным вниманием ВКП(б), местных партийных комитетов, средств массовой информации. Вместе с тем эта кампания проходила с большим трудом, значительная часть выдвиженцев не отвечала элементарным требованиям, предъявляемым испытательными комиссиями. К тому же, как правило, социальная защита и материальное положение в связи с переходом на работу в милицию значительно ухудшались.

Наряду с вышеназванными способами комсостав (начсостав) милиции пополнялся: лицами, окончившими милицейские школы и курсы; уволенными в долгосрочный отпуск командирами РККА; гражданами, прошедшими обучение в школах НКВД; продвижением милиционеров по должности; трудящимися, выдержавшими испытание по особой программе.

Таким образом, к концу 20-х гг. в системе прохождения службы в милиции прошли апробацию и были нормативно закреплены различные способы комплектования кадров, ряд из которых использовался кадровыми аппаратами продолжительный период.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112




Интересное:


Влияние традиций на управление сферой культуры на пороге ХXI века: история, современность, прогнозы на будущее
Об османском влиянии на Российскую государственность
Конституционные демократы начала 20 века - экономическая и политическая программа
Корректность применения понятия губернаторская власть в исследования истории аппарата государственного управления российской империи
К вопросу о развале СССР
Вернуться к списку публикаций