2012-01-17 11:38:38
ГлавнаяИстория и историография — Организационные, правовые и кадровые основы прохождения службы в милиции НКВД РСФСР



Организационные, правовые и кадровые основы прохождения службы в милиции НКВД РСФСР


В последующие годы принципы отбора и назначения на должность получили дальнейшие развитие в принятых ВЦИК и СНК РСФСР Положении о Рабоче-Крестьянской милиции (1920 г.), Положении об НКВД (1922 г.), Положении о службе в Рабоче-Крестьянской милиции (1925 г.).

Правовой анализ содержания Положения о Рабоче-Крестьянской милиции показывает, что принцип непосредственного участия исполкомов местных Советов в кадровой работе милиции вводится в определенные юридические рамки. Правовые полномочия Советов сужаются при одновременном увеличении правомочий начальника органа милиции в назначении на должность практически всех категорий личного состава.

В Положении, как и раньше, основополагающим принципом оставался принцип классовости, закреплялся принцип добровольности, косвенно подтверждался принцип гражданства, так как согласно правовым нормам кандидат на службу принимался из числа трудящихся и должен был иметь избирательные права, а ими, естественно, мог обладать лишь гражданин РСФСР.

Ликвидация на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. НКВД союзных и автономных республик и одновременное подчинение органов милиции и уголовного розыска ОГПУ СССР позволило полностью отстранить местные органы советской власти от решения кадровых вопросов в ее рядах.

Важным этапом в закреплении ряда других принципов отбора и назначения кадров явилось принятие Положения о службе в милиции, которое вводило ряд новых принципов. К последним можно отнести комиссионную проверку знаний кандидатов и определение степени их пригодности к несению милицейской службы в приемно-испытательных комиссиях. Она была введена Главмилицией несколько раньше - в середине 1922 г. Первоначально подобную проверку проходили лишь кандидаты «со стороны» (из других ведомств) на командные, административные, политические и административно-хозяйственные должности. По итогам проверки комиссия определяла должность, на которую пригоден испытуемый, и размер его денежного довольствия.

По нашему мнению, весьма спорным является утверждение, что в советский период в органах внутренних дел (милиции) «руководители подбирались по признаку личной преданности», а «кадровая политика осуществлялась не на основе закона, а на основе усмотрения». С позиции конкретно-исторического подхода приведенные формулировки не соответствовали реалиям 20-х гг.; в какой-то степени они характерны для командно-административной системы периода культа личности. Наоборот, в первоначальный период деятельности штатной милиции появились весьма демократичные по своей сути подходы в работе с кадрами. В частности, к ним можно отнести комиссионную проверку знаний и определение подготовленности кандидатов к службе, которая в определенной степени устраняла субъективизм в отборе и расстановке кадров, так как являлась своеобразным барьером для проникновения в ряды милиции мало подготовленных лиц по рекомендациям партийных и профсоюзных организаций. Как принцип отбора на службу при приеме на все должности, кроме старшего и высшего комсостава, этот подход нормативно закреплялся в ст. 17 Положения о службе Рабоче-Крестьянской милиции и соответствующей Инструкции.

В то же время дальнейшая многолетняя практика показала, что в целом вряд ли можно положительно оценить деятельность подобных комиссий, так как их принципиальность и требовательность были скорее исключением, нежели нормой. Во многих местах приемно-исполнительные комиссии существовали лишь на бумаге или вовсе не были созданы.

Вновь вводимый принцип комплектования и назначения кадров - прохождение кандидатами испытательного срока - фактически прошел многолетнюю апробацию в ряде местных органов милиции, подразделениях уголовного розыска.

Наиболее интересным был опыт Московского уголовного розыска, обобщенный и распространенный циркуляром Центророзыска от 31 марта 1919 г. Для всех лиц, принимаемых на должность агента уголовного розыска, вводился двухмесячный испытательный срок. Сотруднику, раскрывшему 75% уголовных дел, присваивался первый разряд, раскрывшему 55% дел - второй разряд. Профессионально непригодным к службе считался сотрудник, раскрывший менее одной трети преступлений.

Прохождение кандидатами испытательного срока (двухнедельного для милиционеров и месячного - для командного состава милиции и активного состава уголовного розыска) вошло в противоречие с объективной реальностью - хроническим некомплектом и чрезвычайно высокой текучестью кадров, достигавшей в отдельных губерниях до двух-трехкратной смены личного состава в течение года. Последнее вынуждало руководителей всех уровней «закрывать глаза» на деловые и моральные качества лиц, проходивших испытательный срок, и принимать практически всех.

К принципам отбора и назначения кадров, закрепленным в Положении о службе рабоче-крестьянской милиции, можно также отнести преимущественный прием на строевые должности лиц, проходивших действительную военную службу в Красной Армии. Этот принцип сформировался на основе эпизодической практики передачи из военного ведомства в милицию определенных контингентов военнослужащих. При приеме на службу командного состава Красной Армии Главмилиция предъявляла к последним повышенные требования: являться членом Коммунистической партии (для беспартийных иметь две рекомендации коммунистов), иметь образование не ниже школы второй ступени, специальную военную подготовку, стаж работы в советских гражданских учреждениях, а в армии - службу в должности не ниже командира роты. Позже в специальном циркуляре от 28 сентября 1925 г. НКВД РСФСР еще раз обязал административные отделы на местах в первоочередном и обязательном порядке принимать демобилизованных красноармейцев на вакантные должности милиционеров, агентов уголовного розыска, надзирателей мест заключения.

К сожалению, нормативные предписания о преимущественном вовлечении бывших красноармейцев в ряды милиции зачастую оставались лишь на бумаге. Как отмечалось в докладной записке в ЦК ВКП(б), подготовленной комиссией ЦКК - НК РКИ, проводившей проверку и обследование в 1928 г. деятельности милиции и уголовного розыска страны, «ввиду отсутствия необходимой организационной связи между органами милиции и военным командованием комплектование происходит самотеком. Чрезмерная текучесть кадров понуждает комплектовать за счет случайного элемента... подчас принимаются лица, абсолютно не удовлетворяющие по своей грамотности и развитию предъявляемым к ним требованиям».

К концу 20-х годов установка ВКП(б) на усиление борьбы с классовым врагом нашла свое нормативное закрепление и в документах по вопросам работы с кадрами НКВД РСФСР. Как и прежде, милиция должна была комплектоваться трудящимися, т.е. оставайся незыблемым принцип классовости. Однако содержание понятия «трудящиеся» уточняется - рабочие и трудовое крестьянство (бедняки и батраки). Инструкцией от 4 июля 1929 г. «Об укомплектовании РК милиции и регулировании ее социального состава» устанавливался механизм замещения вакантных должностей милиционеров и начальствующего состава в зависимости от принадлежности к определенной социальной группе населения. В данном случае, по мнению руководства коммунистической партии первоочередность в приеме в милицию в зависимости от социального положения являлась тем наиболее важным элементом принципа классовости, который мог сыграть решающую роль в формировании классово выдержанного кадрового состава милиции в условиях перехода страны к индустриализации и коллективизации крестьян, усиления борьбы с так называемыми классово чуждыми элементами.

Таким образом, к концу 20-х гг. в законодательных документах советского государства о деятельности милиции нормативно закрепляются принципы отбора и назначения на должность, которые с полным основанием можно рассматривать как методологическую основу кадрового обеспечения института прохождения службы в милиции.

Наряду с нормативным закреплением принципов отбора система кадровых основ государственной службы в милиции включала в себя источники и способы комплектования кадров.

Полагаем, что источники комплектования - это те социальные группы населения, коллективы трудящихся, из которых пополнялись кадрами органы и подразделения внештатной и штатной милиции.

Механизмы комплектования личным составом органов и подразделений милиции можно именовать способами комплектования. И хотя в литературе механизмы комплектования подобным термином не обозначаются, их научное обобщение проведено А.Я. Малыгиным. К последним он относит: создание в органах милиции института резерва кадров, партийные мобилизации, выдвижение трудящихся на работу в милицию.

Безусловно, способы комплектования вытекали из принципов отбора и являлись организационной формой их воплощения. Поэтому в первые месяцы деятельности рабочей милиции принцип классовости предопределил и наиболее распространенный в этот период способ комплектования - выборность кандидатов на службу в вооруженные формирования трудящихся (отряды, дружины).

Видимо, выборность основывалась на правовых нормах и недавнем практическим опыте комплектования органов народной милиции Временного правительства, руководители которых избирались, а в ряде мест (Костромская, Енисейская, Приморская губернии) избранию подлежали и отдельные категории рядового и младшего командного состава. При этом примечательно, что механизм комплектования и увольнения кадров был формально весьма демократичен. Так, в Красноярской губернии личный состав органа милиции по решению сельского собрания либо избирался, либо набирался по вольному найму. Милиционеры увольнялись со службы «не иначе, как по постановлению общих собраний» (волостных). В Приморской губернии в милицию избирали по принципу равного представительства от рабочих, солдат и местного населения.

В послеоктябрьский период - период диктатуры пролетариата - демократический механизм отбора кадров (выборы) хотя и использовался, но по сравнению с предыдущим периодом имел существенные особенности:

во-первых, такая социальная общность, как «местные жители» (а в нее входили представители имущих слоев, т.е. буржуазия, мещане, интеллигенция), правом выбора наравне с трудящимися не обладала;

во-вторых, выбирались не все категории личного состава, а в первую очередь руководители милиции;

в-третьих, путем выборов органы милиции комплектовались весьма непродолжительный период.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112




Интересное:


Усиление монархических тенденций при преемниках Августа
Общественные движения в России в царствование Александра 1 и Николая 1
Британский парламентаризм в оценке Московских ведомостей (60-80-е 19 века)
Общее и особенное в русском церковном управлении в эпоху великих реформ
К вопросу о развале СССР
Вернуться к списку публикаций