2012-01-17 11:38:38
ГлавнаяИстория и историография — Организационные, правовые и кадровые основы прохождения службы в милиции НКВД РСФСР



Организационные, правовые и кадровые основы прохождения службы в милиции НКВД РСФСР


Работа с резервом

С позиций сегодняшних реалий нельзя идентифицировать работу с резервом комсостава милиции в начале 20-х гг. о подобной деятельностью в органах внутренних дел. Ее следует рассматривать прежде всего как совокупность организационно-штатных мероприятий, нацеленных главным образом на перераспределение руководящих кадров (начиная с самых младших должностей уездно-городского уровня) в масштабе страны, региона.

Институт резерва командных кадров начинает формироваться в органах милиции только после окончания гражданской войны в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств.

Во-первых, перевод милитаризованной милиции на функционирование в условия мирного строительства обусловил существенное сокращение штатов. Как центральным, так и местным аппаратам милиции был необходим определенный резерв времени для переназначения высвободившихся лиц командного состава в пределах РСФСР, губернии, области.

Во-вторых, в условиях хронического некомплекта квалифицированных руководителей всех уровней актуальной задачей являлось ознакомление с будущей служебной деятельностью тех лиц из других ведомств, которые принимались на службу на должности командного, политического и административного состава милиции.

В-третьих, постоянное вмешательство местных партийных и советских органов в расстановку кадров, особенно первых лиц, вынуждало Главмилицию, губернские и областные управления милиции (в случае необоснованного, по их мнению, освобождения от должности) зачислять этих лиц в резерв комсостава с дальнейшим использованием в других регионах на руководящих должностях.

Нормативное закрепление института резерва кадров при Главмилиции (ноябрь 1921 г.), а затем при губернских и областных управлениях милиции (июль 1922 г.) создало правовую основу для организации и налаживания целенаправленной деятельности с лицами, находящимися в резерве кадров. Характерно, что в составе Главмилиции НКВД РСФСР не было создано единого резерва кадров, а существовало два самостоятельных: один при отделении комсостава административно-хозяйственного подотдела отдела милиции (для лиц командного и административно-хозяйственного состава), другой - при Политическом секретариате милиции Республики (для лиц административно-политического состава). Это не только являлось следствием отсутствия в этот период в составе аппарата Главмилиции самостоятельного кадрового подразделения, но и вытекало из правового статуса лиц административно-политического состава, в частности, наделения комиссаров милиции правовыми полномочиями по осуществлению политического контроля за деятельностью лиц командного и административно-хозяйственного состава. Вероятно поэтому руководство Главмилиции не считало целесообразным их объединение. Впоследствии резерв административно-политического состава при ликвидации административно-политических аппаратов в милиции был упразднен.

Главной целевой установкой резервов являлось незамедлительное укомплектование вакантных должностей, что в современных условиях деятельности органов внутренних дел рассматривается как нахождение в распоряжении соответствующего органа. Не случайно лицам, зачисленным в резерв, выдавалось удостоверение личности всего на 7, а в случае привлечения к работе в аппарате Главмилиции - не более чем на 15 суток. Из этого следует, что изначально резерв кадров не рассматривался как институт для отбора перспективных работников с последующим выдвижением по должности.

Важным этапом, внесшим существенные изменения в целевую установку института резерва кадров, явилось принятие Инструкции по аттестованию работников милиции и уголовного розыска (1925 г.), которая предписывала аттестационным комиссиям определять сотрудников, достойных для продвижения на вышестоящую должность. Решения аттестационной комиссии не являлись актом обязательного исполнения, носили рекомендательный характер. Вместе с тем сама задача выявления круга лиц, достойных продвижения по службе, является весьма симптоматичной, ибо ее решение позволило в последующем переориентировать работу с резервом с перераспределения кадров в регионе на проверку подготовленности, способностей, личных качеств кандидатов для выдвижения, на ознакомление их с кругом должностных обязанностей более высокого уровня управления.

Зачисление в резерв кадров милиции производилось приказом соответствующего управления милиции в отношении как сотрудников из милиции, так и работников других ведомств, направленных решениями партийных и советских органов на руководящие должности в систему НКВД РСФСР.

Принципиальные изменения в этот вопрос были внесены новой редакцией Инструкции по аттестованию работников милиции и уголовного розыска (1928 г.), в которой в императивной форме предписывалось «на лиц, признанных достойными к выдвижению на высшую должность, в адмотделе составлять кандидатские списки, которые обязательны к руководству при последующих назначениях по мере освобождения вакансий».

По существу этот нормативный акт предопределил в дальнейшем развитие института резерва кадров в милиции (органах внутренних дел).


Шамаров Вячеслав Матвеевич



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112




Интересное:


К вопросу о развале СССР
Общее и особенное в русском церковном управлении в эпоху великих реформ
Кустари в теории, стратегии и тактике большевиков от империализма до НЭПа
Великая отечественная - людские потери России
К вопросу об истории становления и развития государственных финансовых институтов в России
Вернуться к списку публикаций