2012-01-17 11:38:38
ГлавнаяИстория и историография — Организационные, правовые и кадровые основы прохождения службы в милиции НКВД РСФСР



Организационные, правовые и кадровые основы прохождения службы в милиции НКВД РСФСР


В рассматриваемый период развиваются и другие направления политико-воспитательной работы, в частности, нравственно-эстетическое и патриотическое воспитание. Наиболее целенаправленно осуществлялось патриотическое и интернациональное воспитание личного состава. При этом широко использовались такие формы, как избрание почетными милиционерами отличившихся работников, занесение имен погибших сотрудников на Красные и Мраморные доски, издание специальных приказов-призывов с описанием фактов героической гибели милиционеров (в том числе и приказов начальника Главмилиции), книг, буклетов о подвигах сослуживцев, оформление уголков боевой славы, создание сети кружков Международного общества помощи борцам революции (МОПР) и др.

Содержание культурно-просветительной работы в милиции основывалась на тезисе В.И. Ленина о недопущении безыдейного «культурничества», об органической связи просветительной работы с политикой. Естественно, что в органах милиции была предпринята попытка формами культурно-просветительной работы повысить прежде всего политическую подготовку личного состава, поднять общеобразовательный и культурный уровень сотрудников.

Одной из задач являлась ликвидация неграмотности и малограмотности работников милиции. Острая нехватка грамотных кадров в послевоенные годы негативно отражалась на качестве исполнения милицией своих государственных функций, тем более, что положение было почти катастрофическим. Так, на середину 1921 г. количество неграмотных в рядах милиции даже в промышленно развитых губерниях.

С конца 1922 г. повышение общей грамотности сосредоточивается в резервах милиции, в которых курсанты получали не только первоначальную служебную подготовку, но и повышали свой общеобразовательный уровень в пределах программы школ по ликвидации малограмотности.

Проблема повышения общекультурного уровня работников милиции в тех исторических условиях приобретала политическую окраску, ибо политическим руководством страны личный состав милиции рассматривался как связующее звено между государственными органами и гражданами. В то же время основная его масса имела весьма низкий культурный уровень, факты грубого и бестактного поведения по отношению к гражданам и задержанным были обыденным явлением, повсеместно не соблюдались нормы служебного этикета, в большинстве помещений милиции было грязно, отсутствовал элементарный порядок. Положение усугублялось отсутствием материального обеспечения культурно-просветительной деятельности. В среднем по милиции РСФСР одна библиотека приходилась на 300, читальня - на 455 и клуб - на 1150 сотрудников милиции. В каждой библиотеке было от 100 до 300 устаревших книг, число читателей не превышало 6% от численности личного состава.

По мнению руководства Главмилиции, НКВД, в этих условиях важную роль должны были выполнять клубы, библиотеки, читальные залы, красные уголки милиции. Наиболее распространенными формами культурно-просветительной работы являлись проведение тематических вечеров и вечеров воспоминаний, устных журналов, спектаклей, организация концертов, «литературных судов», кружковая работа при клубах милиции. Характерно, что кружки имели самую различную направленность - политические, библиотечные, художественной самодеятельности, антирелигиозные, профессионально-милицейские и др.

Значительное место в идеологической работе занимала антирелигиозная пропаганда. В современной литературе атеистическая деятельность того исторического периода освещается, как правило, лишь с позиций нарушения правящим режимом прав человека в области свободы совести. Однако данный вопрос необходимо рассматривать конкретно-исторически.

Во-первых, до 1917 г. царизм совместно с Русской православной церковью составлял единую государственно-религиозную структуру, т.е. церковь была «встроена» в государственный механизм в качестве своеобразного идеологического ведомства. Поэтому естественно, что советское правительство, определив целью государственного строительства формирование светского государства, одним из первых своих декретов отделило церковь от государства.

Во-вторых, приход большевиков к власти вызвал активное сопротивление иерархов Русской православной церкви, которое часто проявлялось в виде открытой пропаганды с амвонов церкви. А так как на момент Октябрьской революции более трех четвертей населения Российской империи было безграмотным, то для значительной части непросвещенных масс слово священника являлось зачастую программой для последующих практических действий. В этих условиях активная антирелигиозная пропаганда (в первую очередь среди коммунистов) становилась одним из способов сохранения правящим режимом своей политической власти.

Политико-воспитательную работу в милиции, организовывал и осуществлял командный и начальствующий состав милиции, На этапе становления милиции четко прослеживается идеологизированный взгляд на роль руководителя милиции в управленческой деятельности. Коммунистическая партия рассматривала руководителя любого уровня и в любой социальной сфере прежде всего как политического работника, а затем уже как специалиста, профессионала. В циркулярном письме ЦК РКП(б) всем губернским и уездным комитетам партии от 4 августа 1921 г ставилась задача добиваться, «чтобы комсостав был весь, по возможности, коммунистический».

В соответствии с этим требованием партийные органы, НКВД РСФСР обязывали руководителей милиции принимать самое активное участие в организации и проведении политико-воспитательной работы. На I Всероссийском съезде работников милиции особое внимание было обращено на более широкое применение метода убеждения в работе политаппарата и руководителей.

Отметим, что образовательный и политический уровень большинства руководителей милиции был низким, основная масса их не владела педагогическими методами. В результате значительная их часть вместо проведения индивидуальной воспитательной работы занимались администрированием, отдавая приоритет в дисциплинарной практике взысканиям, вплоть до увольнения из рядов милиции за малозначительные упущения по службе и проступки. Журнал «Рабоче-Крестьянская милиция» в 1922 г. отмечал, что неподготовленность комсостава к проведению политработы, недооценка роли воспитания сотрудников вели к постановке работы в коллективах не на основе сознательной дисциплины, а на «палочных началах».

Опыт и навыки организации политико-воспитательной работы основная масса руководителей приобретала в повседневной практической деятельности, при выполнении общественных поручений, в работе комиссий исполкомов, участии в семинарах, съездах работников милиции, где рассматривались эти вопросы.

Анализ показывает, что одним из важнейших направлений деятельности руководителей всегда оставалось политико-воспитательное обеспечение укрепления законности и служебной дисциплины среди личного состава. К сожалению, в научных публикациях эта проблема не получила достаточного освещения. В работах В.М. Курицына, Н.П. Максименко рассматриваются лишь вопросы совершенствования законодательства, кодификации права, деятельность прокуратуры и Рабоче-крестьянской инспекции. Н.М. Кучемко хотя и рассматривает эту проблему, но охватывает только период с 1921 по 1923 г. в одном регионе страны - Сибири.

Вопросы обеспечения законности требовали комплексного решения. С одной стороны, необходимо было широко использовать различные формы политико-воспитательной работы с работниками милиции, а с другой - проводить мероприятия, которые, не являясь «чисто» политико-воспитательными, во многом определяли успех решения проблемы законности - тщательный подбор кадров в милицию, переводы работников милиции из одной местности в другую в целях предупреждения «сживания» с нарушителями правопорядка, усиление контроля за подчиненными со стороны командного состава, повышение общеобразовательного и культурного уровня личного состава, дальнейшая правовая регламентация всех сторон деятельности различных служб милиции. Перечисленные меры служили базисом, на котором строилась политико-воспитательная работа по формированию у сотрудников правосознания, правовой культуры и привития навыков правомерного поведения.

В те годы одним из эффективных средств повышения уровня правосознания работников милиции было налаживание проверки жалоб и заявлений граждан на действия сотрудников, принятие по ним соответствующих мер. В подразделениях милиции вывешивались специальные ящики для жалоб и предложений, руководители органов милиции регулярно отчитывались перед Главмилицией о преступлениях, совершенных личным составом. Была введена практика периодического информирования населения, личного состава о принятых мерах по подобным жалобам, а также выступлениям печати. Своеобразной формой воспитательного воздействия являлось занесение фамилий сотрудников, привлеченных к уголовной ответственности или уволенных по служебному несоответствию, на так называемые «черные доски» органа, подразделения милиции.

Действенными средствами укрепления законности и повышения результатов служебной деятельности являлись конкурсы на звание «Лучшее отделение», «Лучший сотрудник», проведение тематических занятий в рамках системы служебной подготовки. Например, в Московской милиции в программе юридического обучения, рассчитанной на 60-80 часов, изучались Конституция РСФСР, трудовое законодательство, УК и УПК РСФСР.

Особое значение вопросы укрепления законности в деятельности административных органов приобрели после принятия III съездом Советов СССР (20 мая 1925 г.) резолюции «О твердом проведении революционной законности». В ней отмечалось, что «задача требует двоякого рода мероприятий: по борьбе с нарушениями революционной законности и по ознакомлению населения с законами и порядком обжалования незаконных действий властей». Специальная Инструкция НКВД РСФСР о рассмотрении жалоб на действия административных органов и должностных лиц закрепляла механизм подобного разбирательства. На страницах периодической печати милиции появился ряд статей, посвященных названной проблеме.

Необходимо отметить, что проводимые в комплексе мероприятия нормотворческого, управленческого и воспитательного плана обеспечили снижение в последующее годы административного произвола со стороны работников милиции. Так, если в 1924 г. за преступления по должности к уголовной ответственности было привлечено 13% лиц командного состава и 10% младших милиционеров, то в 1926 г. 8,1%, в 1927 г. - 5,4% всего личного состава.

Итак, политико-воспитательная работа среди личного состава в рассматриваемый период осуществлялась субъектами воспитательной работы в соответствии с задачами, которые решала Коммунистическая партия и советское государство на том историческом этапе своего развития. В работе с личным составом использовался широкий арсенал разнообразных форм и средств политико-воспитательной работы. Клубы, красные уголки превратились в опорные пункты идеологической обработки работников милиции, в которых формы идеологической работы органически сочетались с методами и средствами культурно-просветительной деятельности.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112




Интересное:


Необходимость учреждения поста Президента в РФ в начале 90-х годов - историко-теоретический аспект
Британский парламентаризм в оценке Московских ведомостей (60-80-е 19 века)
Большая общеевропейская война и финансово-экономический потенциал России 19-20 век
Об османском влиянии на Российскую государственность
Правление Октавиана Августа
Вернуться к списку публикаций