2012-01-17 11:00:37
ГлавнаяИстория и историография — Государственное обеспечение и охрана социальных прав работников милиции НКВД РСФСР



Государственное обеспечение и охрана социальных прав работников милиции НКВД РСФСР


Расценочно-конфликтные комиссии создавалась при органах и подразделениях милиции по соглашению между профсоюзом и администрацией на паритетных началах. Как правило, они рассматривали конфликты, возникающие в связи с переводами по службе, увольнениями по профессиональной непригодности и ненадлежащему исполнению служебных обязанностей, с оплатой труда, неудовлетворительным обеспечением бытовых условий, невыполнением администрацией обязательств по коллективному договору и др.

Одновременно комиссии разбирали заявления работников милиции об оплате за сверхурочную работу, проводили тарификацию всего личного состава, а также, по ходатайству руководителей отделов и служб, персональное повышение разрядов отдельным сотрудникам; ежемесячно, согласно постановлению НКТ и НКВД РСФСР от 3 мая 1923 г., утверждали списки на дополнительную оплату в размере 50% от должностного оклада активным работникам уголовного розыска; разбирали трудовые конфликты между членами профсоюза и администрацией. Комиссии принимали решения в случае согласия обеих сторон. При разногласии дело передавалось в следующую примирительную инстанцию - примирительную камеру, а затем и в третейский суд. Решение последнего являлось окончательным и проводилось в жизнь (в случае несогласия одной из сторон) постановлением народного суда. В деятельности РКК можно выделить ряд позитивных моментов:

во-первых, занимаясь первичным разбирательством трудовых конфликтов, РКК высвобождали трудовые сессии народных судов от основной массы жалоб и заявлений о нарушениях трудовых прав работников. Это позволяло судам сосредоточивать внимание на более значимых трудовых конфликтах и трудовых спорах, связанных с пробелами в законодательстве о труде;

во-вторых, деятельность РКК являлась хорошей школой развития демократии, сдерживания авторитаризма руководящего состава милиции.

Наряду с примирительным разбирательством трудовые конфликты рассматривали и особые сессии народных судов в составе народного судьи, представителя народного комиссариата труда (НКТ), представителя профсоюзной организации. Эти сессии разбирали только те нарушения КЗОТ, за которые наступала уголовная ответственность, а также нарушения одной из сторон заключенного коллективного договора.

Защита интересов работников милиции - членов профсоюза в судебном порядке осуществлялась в следующих формах:

- представительство в суде в качестве поверенного защитника по уголовному или гражданскому делу на основании полномочий, предоставленных профсоюзной организацией;

- представительство в качестве уполномоченного, призванного прояснить точку зрения профсоюза, имеющего право совершать отдельные процессуальные действия (предъявлять иски и пр.).

Создание профсоюза в милиции поставило руководство НКВД, Центральное административное управление в такие условия, что они не могли полностью игнорировать профсоюз как общественную организацию, выражающую и защищающую интересы и права своих членов. Поэтому администрация была вынуждена идти на согласование многих нормативных документов, регламентирующих трудовые отношения в органах милиции, с профессиональным союзом. Как правило, такие основополагающие документы, как Дисциплинарный устав Рабоче-Крестьянской милиции. Положение о службе Рабоче-Крестьянской милиции, согласовывались как с ВЦСПС, так и с ЦК профсоюза совторгслужащих, менее важные - только с последним.

Как указывалось выше, НКВД РСФСР последовательно проводил линию на милитаризацию милиции, приравнивание статуса работника милиции к военнослужащему. Со стороны ЦК профсоюза советских и торговых работников, наоборот, велась последовательная борьба за повышение роли профсоюзных организаций в отстаивании трудовых прав работников, защите их материального положения, недопущения административного произвола в оплате труда, в вопросах регулирования рабочего времени, обеспечения вещевым довольствием. Примечательно, что ЦК профсоюза совторгслужащих стремился сохранить независимость от административных структур НКВД и постоянно выступал против участия членов местных комитетов в комиссиях, которые работали при администрации (комиссии по проверке знаний и определению пригодности к службе, аттестационной комиссии, комиссии по чистке и др.).

Используя право законодательной инициативы, ЦК профсоюза вносил в законодательные и правительственные органы проекты нормативных документов об улучшении материальной обеспеченности работников милиции, защите их социального и правового положения. Только в 1925-1927 гг. ЦК самостоятельно или совместно с НКВД внес более десятка проектов документов: о льготном пенсионном обеспечении работников милиции; об уравнении в правах служащих милиции с рабочими на получение пособия по безработице в случае увольнения из НКВД; о государственном страховании работников милиции; об установлении минимума зарплаты на 1927-1928 гг.; о периодических прибавках к зарплате за выслугу лет; о дополнительных отпусках активным работникам уголовного розыска и др.

Важным этапом в разработке правовых основ организации взаимодействия между руководством органов милиции (администрацией) и профсоюзными органами явился совместный циркуляр (1927 г.), внесший существенный вклад в механизм разрешения конфликтных ситуаций в трудовых спорах, устранивший многие недоразумения и неясности. В частности, он регламентировал:

- порядок компенсации за работу в ночное время, праздничные и выходные дни;

- оплату сверхурочной работы в случае выполнения оперативных задач;

- порядок взаимодействия руководства органа милиции с местными комитетами в разрешении конфликтных ситуаций, в том числе незаконных увольнений работников милиции, рассмотрении жалоб членов профсоюза на дисциплинарные взыскания, на неправильные действия администрации в части определения условий и оплаты труда;

- внутриведомственные способы привлечения к ответственности руководителей органов милиции, виновных в незаконном увольнении работников милиции, наложении дисциплинарных взысканий.

Начало ускоренной индустриализации страны в конце 20-х годов объективно требовало укрепления трудовой дисциплины на предприятиях, в системе государственного управления. Именно под этим углом зрения проводилась проверка работы милиции и уголовного розыска в 1928 г. комиссией Рабоче-Крестьянской инспекции. Значительное место проверяющие уделили изучению влияния профсоюзной организации на укрепление служебной дисциплины среди личного состава. По нашему мнению, что в данном случае четко обозначилась тенденция по переориентированию содержания деятельности профсоюзных организаций с защиты интересов его членов на активное содействие администрации в активизации работы по воспитанию работников.

Можно констатировать, что в 1928-1930 гг. в целом общая политическая обстановка в стране отодвинула на второй план главную функцию профсоюза - защиту социальных и правовых интересов своих членов. Профсоюз под давлением НКВД, партийных и советских органов утрачивает многие позиции. На первое место в его деятельности выдвинулась работа по содействию партийным органам в воспитании «классового сознания» работников милиции и уголовного розыска, укреплении дисциплины и организованности личного состава. В таких условиях месткомам, профорганам было трудно проявлять самостоятельность и инициативу даже в выборе форм и методов работы, которые, как правило, директивно устанавливались сверху. Сверхжесткая централизация работы профсоюзных организаций достигла своей цели. Профсоюзные организации утратили демократическую суть, из защитника трудовых прав членов профсоюза от произвола администрации превратились в своего рода «карманную» политизированную общественную организацию при руководителях органов милиции.

В последующий период Положение о Рабоче-Крестьянской милиции (1931 г.), Временное положение о профсоюзных комиссиях в органах РК милиции (1931 г.), фактически лишив профсоюзные организации защитной функции, по существу, превратили профсоюз в некоторую ассоциацию культурно-просветительного и воспитательного плана, в своеобразный «приводной ремень» от партии к личному составу для решения задач государства.


Шамаров Вячеслав Матвеевич



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Влияние традиций на управление сферой культуры на пороге ХXI века: история, современность, прогнозы на будущее
Кустари в теории, стратегии и тактике большевиков от империализма до НЭПа
Борьба группировок в придворном окружении Николая II
Необходимость учреждения поста Президента в РФ в начале 90-х годов - историко-теоретический аспект
Государство и церковь во второй половине XVI-XVIII
Вернуться к списку публикаций