2012-01-17 11:00:37
ГлавнаяИстория и историография — Государственное обеспечение и охрана социальных прав работников милиции НКВД РСФСР



Государственное обеспечение и охрана социальных прав работников милиции НКВД РСФСР


Защита профсоюзными организациями социальных прав работников милиции

Важным самостоятельным институтом, независимым от ведомственной иерархии и подчиненности, призванным защищать социальные и правовые гарантии и интересы сотрудников, являлись профсоюзные организации личного состава милиции, которые инициативно стали создаваться в органах милиции в ряде крупных городов в начале 1918 г. Являясь законодательно закрепленной формой общественного воздействия на администрацию последние отстаивали интересы членов профсоюза по вопросам соблюдения законодательства о труде, предоставления различных видов государственного обеспечения и льгот в социальной сфере.

Особенностью начального периода являлось отсутствие правовой базы и механизмов формирования профессиональных организаций, негативное отношение к их деятельности руководителей органов милиции. В сущности, существование в военный период было номинальным.

Переход к мирному строительству создал условия для развития профсоюзной деятельности в органах милиции. Объективными причинами и обстоятельствами, способствующими возрастанию роли и значения профсоюзных организаций работников милиции явились:

- перевод милиции с общегосударственного финансирования на местный бюджет, который повлек резкое ухудшение материального положения работников милиции и обусловил необходимость введения законодательных установлений и правовых механизмов по защите их прав и интересов;

- ликвидация в июле 1923 г. административно-политических органов (политических секретариатов), выполнявших в определенной мере задачи по решению ряда вопросов материального обеспечения сотрудников;

- восстановление механизма комплектования личного состава способом добровольного найма, а в последующим в соответствии с Положением о службе Рабоче-Крестьянской милиции (1925 г.) распространения на работников милиции почти в полном объеме КЗОТ (1922 г.).

Деятельность профсоюза по защите социальных интересов своих членов осуществлялась в следующих направлениях:

1. Контроль за исполнением администрацией норм КЗОТ, в том числе в вопросах нормирования и оплаты труда личного состава, получения сотрудниками вещевого довольствия, реализацией нормативных предписаний о предоставлении льгот и привилегий в социально-бытовой сфере.

2. Создание и налаживание правовых механизмов по примирительному разбирательству конфликтов администрации и работников, в первую очередь через расценочно-конфликтные комиссий при органах милиции.

3. Внесение в законодательные и высшие органы государственной власти и управления проектов нормативных положений по проблемам регулирования трудовых отношений в органах милиции, социальной защиты личного состава,

4. Рецензирование подготовленных НКВД, Центральным административным управлением НКВД РСФСР проектов уставов, приказов, циркуляров, инструкций, регламентирующих условия и порядок осуществления служебно-оперативной деятельности милиции, государственное обеспечение личного состава.

5. Подача апелляций по трудовым конфликтам (между администрацией и отдельным работником) коллективами служащих в вышестоящие профсоюзные органы, органы народного комиссариата труда.

В этот период проявляется тенденция возрастания роли профсоюзов в защите социальных гарантий и льгот своих членов. Была разработана правовая база и создан механизм принятия коллективного договора и контроля за его соблюдением, разрешения трудовых споров в примирительном и судебном разбирательстве. Последнее позволяло урегулировать практически все конфликты между профсоюзной организацией, ее членом, с одной стороны, и администрацией - с другой, не доводя их до крайних мер (забастовок, локаутов), что способствовало налаживанию делового партнерства сторон, укрепляло морально-психологический климат в коллективах.

В 1922 г. принимается Кодекс законов о труде, в соответствии с которым трудовые отношения стали регулироваться договорами. Важной правовой нормой КЗОТ являлось требование о признании недействительными условия трудового договора, которые ухудшали условия труда по сравнению с теми, что были определены законодательством.

Многие годы оставался открытым вопрос о продолжительности рабочего дня в органах милиции, хотя с правовой точки зрения постановление СНК РСФСР от 29 октября 1917 г. о 8-часовом рабочем дне полностью распространялось на работников милиции и уголовного розыска. В конце 1919 г. Главмилиция РСФСР предпринимает попытку нормативно урегулировать вопрос о продолжительности рабочего дня, направив на места специальный циркуляр, который, однако, на местах был почти повсеместно проигнорирован.

Особо остро вопрос о продолжительности рабочего времени встал на повестку дня после повторного вхождения личного состава милиции в профессиональный союз (май 1923 г.). Профсоюзы, защищая права своих членов, потребовали от руководства НКВД, Центрального административного управления НКВД РСФСР соблюдать положения КЗОТ и компенсировать личному составу переработку рабочего времени путем предоставления отгулов либо выплат денежных компенсаций. Однако юридическое разрешение этого вопроса было сформулировано лишь в Положении о службе Рабоче-Крестьянской милиции (1925 г.), а в дальнейшем конкретизировано в совместном циркуляре НКВД РСФСР и ЦК профсоюза совторгслужащих СССР от 8 июля 1926 г., согласно которому денежная компенсация производилась ежемесячно в виде процентной надбавки к должностному окладу работнику в размере 15-25%. Следует вновь констатировать, что данное решение на местах было проигнорировано ввиду явного противоречия с принятым вскоре постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 13 сентября 1926 г. «О проведении в жизнь режима экономии», согласно которому повсеместно вводилось жесткое сокращение сверхурочных работ. И хотя в милиции сверхурочные работы по объективным обстоятельствам не могли быть сокращены без дезорганизации деятельности ее подразделений, оплата этих работ была практически повсеместно прекращена, несмотря на справедливые и обоснованные требования профсоюзных организаций работников милиции.

На многолетнюю неразрешенность данного вопроса и его остроту указала комиссия ЦКК и НК РКИ, проводившая в 1928 г. обследование органов милиции. Она предложила НКВД и ЦК профсоюза советских и торговых служащих СССР в трехмесячный срок подготовить проект постановления СНК СССР о порядке введения 8-часового рабочего дня в органах милиции. В этих рекомендациях в очередной раз речь идет о распространении положений КЗОТ о продолжительности рабочего дня лишь на одну категорию строевого состава милиции - милиционеров. Для командного состава милиции и уголовного розыска вопрос о продолжительности рабочего дня продолжал оставаться открытым.

В организационном плане в деятельности любого правления профсоюза, месткома наиболее значимым и ответственным являлся вопрос о разработке, согласовании и заключении коллективного договора (или тарифного соглашения) между профсоюзом и администрацией.

В органах милиции и уголовного розыска особая значимость коллективных договоров обусловливалась следующими объективными обстоятельствами: во-первых, общей правовой неурегулированностью условий труда работников милиции и, во-вторых, недостаточным государственным обеспечением, в том числе и явно заниженной по сравнению с другими категориями рабочих и служащих оплатой труда сотрудников. В коллективном договоре оговаривались условия приема и увольнения работников милиции, рабочих и служащих, оплата их труда, социальные гарантии и компенсации, порядок проведения сверхурочных работ, предоставление очередных и дополнительных отпусков, охрана труда, организация культурно-просветительной работы и другие вопросы, механизмы рассмотрения трудовых споров.

Важнейшими механизмами разрешения трудовых и социальных конфликтов между членом профсоюза и администрацией согласно КЗОТ являлись:

- примирительное разбирательство в расценочно-конфликтных комиссиях (РКК), примирительных камерах и третейских судах;

- принудительное разбирательство через особые (трудовые) сессии народных судов.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


К истории исполнительной власти в России
Влияние традиций на управление сферой культуры на пороге ХXI века: история, современность, прогнозы на будущее
К вопросу об истории становления и развития государственных финансовых институтов в России
Борьба группировок в придворном окружении Николая II
Необходимость учреждения поста Президента в РФ в начале 90-х годов - историко-теоретический аспект
Вернуться к списку публикаций