2012-01-17 11:00:37
ГлавнаяИстория и историография — Государственное обеспечение и охрана социальных прав работников милиции НКВД РСФСР



Государственное обеспечение и охрана социальных прав работников милиции НКВД РСФСР


Вторая половина 20-х годов характеризуется активной деятельностью правительства РСФСР по совершенствованию государственного регулирования заработной платы рабочих и служащих предприятий и бюджетной сферы. В этот период были предприняты, во-первых, постепенный, (начиная с 1924 г.) перевод зарплаты рабочих и служащих на оплату в золотой валюте (червонцах); во-вторых, введение в государственных учреждениях, состоящих как на общегосударственном, так и на местном бюджете, единообразной сокращенной номенклатуры должностей с. твердыми окладами (тарифами), а в последующем - централизованного нормирования зарплаты служащих государственных учреждений по каждой штатной должности; в-третьих, выделение из бюджета СССР субвенционных (целевых) фондов на финансовую поддержку оплаты труда низового аппарата советских органов, содержащего за счет местного бюджета (начальники районных отделов милиции в укрупненных областях и старшие милиционеры - в неукрупненных), и, в-четвертых, ежегодное установление для отдельных должностей госслужащих, состоящих на местном бюджете, в том числе и работников милиции, минимальных ставок зарплаты, ниже которых устанавливать денежные оклады запрещалось.

К этому времени в основном складывается и система денежного довольствия работников уголовного розыска. Как правило, средняя зарплата рядовых работников розыска превышала среднюю зарплату лиц рядового и младшего командного состава строевой милиции примерно в 1,5 раза. Одновременно только для этой категории личного состава совместным постановлением НКТ и НКВД РСФСР от 3 мая 1923 г. «О рабочем времени и дежурствах в учреждениях уголовного розыска» вводилась оплата за сверхурочную работу в размере 50%, от должностного оклада.

Важным элементом совершенствования системы оплаты труда работников милиции и уголовного розыска можно считать попытку введения денежной компенсации, адекватной количеству затраченного рабочего времени. Положение о службе нормативно закрепило оплату сверхурочных и предоставление отгулов за работу в праздничные и выходные дни, ночное время. Однако эта норма повсеместно не выполнялись из-за отсутствия финансовых средств и значительного некомплекта личного состава в органах и подразделениях.

В десятую годовщину образования милиции ВЦИК и СНК РСФСР впервые принимают два специальных постановления по улучшению материального положения строевого состава милиции и активных работников уголовного розыска: 3 октября 1927 г. «Об улучшении положения работников Рабоче-Крестьянской милиции и уголовного розыска» и 11 ноября 1927 г. «О мерах по улучшению быта и службы работников Рабоче-Крестьянской милиции». В результате средняя зарплата милиционеров, которая в 1926 г. составляла 30,5 руб., повышалась на 25%. В таком же размере увеличивались должностные оклады и других категорий. Одновременно вводился новый вид денежной оплаты - за выслугу лет.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 7 мая 1928 г. определялся правовой механизм оплаты за выслугу лет. Периодические прибавки полагались всему строевому и административному составу милиции, активным работникам уголовного розыска (за исключением лиц, получающих высшую ставку тарифа ответственных работников) и составляли после трех лет службы - 10%, шести лет - 20%, девяти лет - 30% должностного оклада (тарифа) работника, что, однако, было в два раза ниже оплаты за выслугу лет многих категорий гражданских государственных служащих. Необходимо заметить, что идея об оплаты за выслугу лет только при безупречной службе, высказанная рядом авторов на страницах журналов и газет милиции, не получила поддержки. По нашему мнению, это было продуманное решение, так как в тот период значительная часть руководителей не занималась индивидуальной воспитательной работой с подчиненными, проявляла администрирование, которое приводило к тому, что большая часть личного состава в течение года наказывалась в дисциплинарном порядке. Лишение большинства работников милиции денежных доплат за выслугу лет (из-за дисциплинарных взысканий) негативно сказалось бы на закреплении кадров на службе в милиции, морально-психологическом климате коллективов, отношениях руководящего состава со своими подчиненными.

Для курсантов школ административного состава подходы к оплате за выслугу лет были несколько изменены. В соответствии с постановлением СНК РСФСР от 9 июля 1930 г., в случае успешного окончания школы при исчислении прибавки к зарплате за выслугу лет засчитывался год пребывания в школе за два года службы. Видимо, в условиях низкого уровня общеобразовательной и специальной подготовки оперативно-начальствующего состава милиции нужно было найти способы повышения престижности учебы в школах и на курсах милиции, создания хотя бы какого-то конкурса при отборе кандидатов на учебу, закрепления на службе после окончания учебного заведения.

Наряду с предоставлением строевому составу милиции и активным работникам уголовного розыска основных видов государственного обеспечения законодательство устанавливало и другие ее виды (отпуска, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, социальное и государственное страхование). Нужно иметь ввиду, что названные виды государственного обеспечения распространялись практически на все категории трудящихся, а не только на работников милиции и уголовного розыска, так как они являлись материальным воплощением конституционно закрепленной политики государства в социальной сфере. К тому же анализ показывает, что в нормативных документах высших органов государственной власти и управления государственные служащие не выделялись в особую категорию и для них не устанавливались исключения из общих правил в предоставлении помощи и услуг в социальной сфере.

В условиях крайней ограниченности финансовых и материальных средств развитие системы здравоохранения в стране хотя и провозглашалось политическим руководством страны, однако практическое решение этого вопроса отодвигалось на перспективу. В этой связи объяснимы попытки руководства НКВД, Главмилиции частично решить неотложные вопросы на ведомственном уровне. Уже в декабре 1917 г. постановлением правительства в аппарате НКВД РСФСР было создано Управление медицинской части, на которое возлагалось организация в губернских управлениях милиции приемных медицинских покоев, снабжение их медикаментами и медицинским оборудованием, проведение совместно с органами здравоохранения санитарно-просветительной работы среди личного состава. В военный период этого так и не произошло в силу ряда объективных обстоятельств, в первую очередь из-за отсутствия на местах медицинского персонала, почти поголовно мобилизованного в ряды действующей армии.

Послевоенный период характерен тем, что, во-первых, совместным приказом Реввоенсовета Республики, народного комиссариата здравоохранения и НКВД РСФСР от 29 января 1921 г. на наркомздрав и его органы на местах была возложена задача осуществления лечебно-санитарной работы во всех видах милиции, а также финансирования ее по своей смете.

Во-вторых, для работников милиции устанавливались определенные льготы в медицинском обслуживании; выдача лечебным учреждениям, обслуживающим работников милиции, полуторной нормы медикаментов; проведение в первоочередном порядке обследования и освидетельствования врачебно-контрольными комиссиями; внеочередной прием в общегражданских лечебных заведениях; установление квот для лечебных учреждений - одна больничная койка стационара на сто человек личного состава. Таким образом регламентировалось медицинское обеспечение в крупных городах. Намного сложней решался вопрос в сельских районах, в которых работники милиции практически оставались вне медицинского обслуживания как из-за неразвитости медицинской инфраструктуры, так и из-за отсутствия в сельских уездных отделах милиции (адмотделах) финансовых средств на приобретение лекарств, на оплату расходов на лечение в стационарах своих работников.

В-третьих, с середины 1923 г. при аппаратах республиканского, губернского, областного уровней создавались врачебно-санитарная службы. Согласно Положению об этой службе она являлась органом народного комиссариата здравоохранения. Содержанием ее деятельности являлись контроль за проведением в милиции мероприятий и распоряжений наркомата здравоохранения, наблюдение за санитарным состоянием в подразделениях милиции и арестных домах, за работой медицинских комиссий при отборе кадров на службу в милицию, за санитарно-просветительной деятельностью среди личного состава. Таким образом, данная служба являлась контрольно-информационным подразделением другого ведомства и ее нельзя рассматривать как своеобразный прообраз медицинской службы Главмилиции, так как даже на январь 1927 г. на 46 344 штатные должности работников милиции приходилось 12 врачей и 4 лекпома.

Для трудящихся законодательно устанавливалась система отпусков, которая включала в себя: ежегодный оплачиваемый основной двухнедельный отпуск, дополнительный отпуск за особые условия работы, а также возможность получения отпуска без сохранения содержания в связи с семейными обстоятельствами.

В исследуемый период работники милиции не выделялись в особую категорию работающих, и продолжительность предоставляемого им отпуска не была адекватной ни переработкам во времени, ни затраченным физическим усилиям, не учитывала опасности служебной деятельности для жизни и здоровья, не компенсировала негативные морально-психологические воздействия.

Как правило, в милиции отпуск предоставлялся лицам, прослужившим не менее шести месяцев, сроком не более чем на две недели без учета времени в пути следования к месту отдыха и обратно. Расходы на проезд к месту проведения отпуска оплачивались отпускником за свой счет. Оплата основного и дополнительного отпусков исчислялась из расчета среднего заработка за предыдущие три месяца работы.

Законодательно установленные дополнительные двухнедельные отпуска за особые условия работы, постоянную переработку во времени согласно постановлению НКТ и НКВД РСФСР от 3 мая 1923 г. «О рабочем времени и дежурствах в учреждениях уголовного розыска» предоставлялись только весьма узкому кругу лиц, непосредственно занимающихся оперативно-розыскной работой, а льготы на оплату транспортных расходов в соответствии с декретом СНК РСФСР от 7 июля 1922 г. «О выдаче низшим служащим и рабочим, едущим в очередной отпуск, 50% стоимости проезда» распространялось лишь на одну категорию личного состава милиции - милиционеров. Предоставление отпусков по семейным обстоятельствам не отличалось стабильностью и зависело в основном от внутриполитической обстановки в стране (в период войны отпуска были отменены, в послевоенный период - восстановлены).

Положение о службе Рабоче-Крестьянской милиции (1925 г.) нормативно закрепило за работниками милиции не только право на ежегодный оплачиваемый отпуск, но и определило основания для внеочередных отпусков. В отличие от ранее установленных правил, последние могли предоставляться лишь в связи со смертью или тяжелой болезнью ближайших родственников или с постигшим семью стихийным бедствием. Продолжительность подобных отпусков не должна была превышать одного месяца.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Большая общеевропейская война и финансово-экономический потенциал России 19-20 век
Источники и историография в истории правления Августа
Бородинское сражение: историография, источники, проблемы исторической реконструкции
Корректность применения понятия губернаторская власть в исследования истории аппарата государственного управления российской империи
Личность, общество, история. Субъект исторического процесса.
Вернуться к списку публикаций