2012-01-17 11:00:37
ГлавнаяИстория и историография — Государственное обеспечение и охрана социальных прав работников милиции НКВД РСФСР



Государственное обеспечение и охрана социальных прав работников милиции НКВД РСФСР


Вместе с тем надо иметь в виду, что повышение денежного содержания работников милиции и уголовного розыска вошло бы в противоречие с политикой правительства РСФСР на расширение государственного регулирования зарплаты всех категорий государственных служащих, превысить установленный минимум которого допускалось лишь исключительно за счет средств ведомств. Следовательно, жесткая антиинфляционная политика государства осуществлялась в первую очередь за счет централизованного установления уровня заработной платы и ограничения ее роста. В этой связи объяснимо решение СНК РСФСР об отказе утвердить подготовленный НКВД РСФСР проект декрета о минимальном размере денежного довольствия работников милиции.

Существует мнение, что в тот период «принцип социальной справедливости мог быть обеспечен лишь с передачей содержания милиции на общегосударственный бюджет». На наш взгляд, такое однозначное утверждение спорно. Конечно, при этом способе финансировании возникают объективные предпосылки улучшения материального положения личного состава. Однако они могли быть и не реализованными при субъективизме политического руководства страны, о чем убедительно свидетельствует период деятельности милиции после Великой Отечественной войны вплоть до 1968 г. Поэтому решение вопроса лежало в плоскости интеграции обоих этих факторов - объективного и субъективного.

В денежном довольствии личного состава милиции в эти годы можно выделить ряд характерных особенностей.

1. Значительная дифференциация денежного довольствия рядового и командного состава милиции в зависимости от должностного положения: чем выше был должностной уровень, тем значительней разрыв между зарплатой руководителя и той, которую выплачивали милиционерам.

2. Чрезмерная «пестрота» окладов по аналогичным должностям в пределах даже одной губернии. Объяснялось это тем, что многие губисполкомы, передав милицию на местный бюджет, не установили твердых ставок оплаты личного состава, а предоставили это право уездным исполкомам.

3. Повышение зарплаты осуществлялось за счет сокращения численности милиции и перераспределения фонда зарплаты. Такой подход имел определенный предел, после которого дальнейшее сокращение штатов приводило к полной дезорганизации органов милиции, поэтому он мог быть использован только как единовременная мера.

Выход из положения искали за счет использования нетрадиционных подходов, в частности, проведения по инициативе НКВД РСФСР месячников «Красного милиционера», разовых благотворительных лотерей, концертов, сбора добровольных пожертвований от организаций и граждан, установления шефства хозяйственных органов над милицией. Однако подобные акции не могли существенно улучшить материальное положение сотрудников, а являлись, по существу своеобразными разновидностями политических кампаний, проводимых в те годы почти ежемесячно.

В условиях уравнительности в денежном содержании симптоматичны попытки введения на местах его дифференциации в зависимости от дисциплинированности и результатов служебной деятельности работника. На первоначальном этапе такая дифференциация реализовывалась в двух направлениях. В первом - введением штрафов за нерадивое отношение к службе и формирование за счет этих сумм премиальных фондов. В другом - установлением для агентов уголовного розыска категоричности с соответствующими ставками оплаты в зависимости от процента раскрытия преступлений. При кажущейся на первый взгляд привлекательности оба подхода приводили в конечном счете к негативным результатам. В первом случае формирование премиального фонда обостряло противоречия между командным и рядовым составом ввиду явной заинтересованности руководителей выявлять любые нарушения дисциплины, чтобы поправить свое материальное положение. Во втором - установленный в 1919 г. обязательный минимум процента раскрытия в течении месяца совершенных преступлений (для I категории - 75%, для II - 55%, для III - 35%) при существовавшем уровне профессионализма работников был нереален и обусловливал нарушения законности - укрытие преступлений от учета, фальсификацию материалов.

Все это потребовало от руководства НКВД, Главмилиции нахождения нестандартного решения вопроса о повышения материальной заинтересованности работников милиции и уголовного розыска в результатах своей служебной деятельности. И такой подход был вскоре найден - введение специального вида денежного довольствия - премиального вознаграждения.

Для сотрудников милиции премирование начинает постепенно вводиться с 1922 г. Как правило, премии выплачивались из сумм штрафов, взысканных в административном порядке за нарушения законодательных актов или обязательных постановлений местных органов власти и отчисляемых местными Советами в пользу милиции.

В 20-е годы премиальное вознаграждение работникам милиции выплачивалось за: раскрытие незаконного изготовления, хранения и сбыта спиртных напитков и спиртосодержащих веществ: за взыскание в административном порядке штрафов за нарушение обязательных постановлений исполкомов местных Советов; борьбу с контрабандой, с незаконными лесорубками; приведение в исполнение решений народных судов по гражданским искам; выявление нарушителей правил рыболовства; взыскание недоимок по окладному страхованию; раскрытие имущественных преступлений и др.

Идея взимать определенный процент от суммы разысканного и возвращенного потерпевшему имущества и ценностей впервые получила свое практическое воплощение в Петрограде в конце 1921 г. - начале 1922 г. Этот опыт был закреплен в декрете СНК РСФСР от 20 июля 1922 г. «О введении процентного отчисления с разысканного при содействии уголовного розыска похищенного имущества». Нельзя оценивать этот нормативный акт однозначно. Конечно, он материально заинтересовывал работников уголовного розыска в раскрытии имущественных преступлений, но в то же время создавал предпосылки «трений» во взаимоотношениях между уголовно-розыскной и строевой милицией, так как в нем не оговаривалось, применима ли подобная система поощрения к личному составу уездно-городской милиции в случае раскрытия подобного рода преступлений. Догматическое исполнение документа могло породить односторонность в деятельности уголовного розыска: сосредоточение всех сил и средств на раскрытии именно такого рода преступлений, даже в ущерб раскрытию иных тяжких противоправных деяний.

Управление уголовного розыска в Инструкции по реализации положений декрета СНК РСФСР от 15 августа 1922 г. в значительной мере устранило названные недостатки. Деньги стали поступать в единый фонд, из которого решением руководителей административного отдела и отдела уголовного розыска поощрялись как оперативные работники, так и работники строевой милиции за активную оперативно-служебную деятельность по раскрытию преступлений любого вида.

Многочисленные жалобы граждан на прямую заинтересованность местных советских органов и работников милиции в проведении жесткой штрафной политики обусловили принятие специального постановления СНК РСФСР о запрете премирования работников милиции из средств штрафов, взысканных в административном порядке.

Премиальные выплаты не сыграли существенной роли в улучшении материального положения основных категорий личного состава. Так, агентам уголовного розыска, раскрывшим имущественные преступления, выдавалась лишь одна треть от процентного отчисления. К тому же надо иметь в виду, что в этот период крупные кражи ценностей в структуре имущественных преступлений составляли незначительную долю. Постоянным фактором являлся и отказ потерпевших уплачивать денежную сумму процентного отчисления. И хотя в Инструкции было закреплено право уголовного розыска обращаться с гражданским иском в суд, в большинстве случаев аппараты уголовного розыска его не реализовывали. По сведениям ЦАУ НКВД РСФСР, за 1924-1925 гг. размеры премирования работников милиции к их общему годовому фонду зарплаты составили; за раскрытие преступлений имущественного характера - 0,36%. (данные по 28 губерниям), по борьбе с изготовлением и хранением спиртных напитков - 8,1% (данные по 36 губерниям), по борьбе с незаконными лесопорубками - 0,26% (данные по 21 губернии), по борьбе с контрабандой - 0,02% (данные по 8 губерниям), по содействию госстраху - 0,004% (данные по 15 губерниям).



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Новая интерпретация истории Киевской Руси
Государственное обеспечение и охрана социальных прав работников милиции НКВД РСФСР
Государство и церковь во второй половине XVI-XVIII
Усиление монархических тенденций при преемниках Августа
Личность, общество, история. Субъект исторического процесса.
Вернуться к списку публикаций