2012-01-17 11:00:37
ГлавнаяИстория и историография — Государственное обеспечение и охрана социальных прав работников милиции НКВД РСФСР



Государственное обеспечение и охрана социальных прав работников милиции НКВД РСФСР


Для каждого государства продуманная политика в социальной сфере служит важным средством укрепления политического строя, серьезным фактором упрочения власти. Естественно, что после Октября 1917 г. Советскому правительству требовалось с классовых позиций пересмотреть социальную политику царской России, Временного правительства.

Становление и развитие системы государственного обеспечения

Конституция РСФСР (1918 г.) закрепила ряд экономических, политических, правовых и социальных гарантий для граждан (трудящихся) России. На этой основе разрабатывались и утверждались нормативно-распорядительные акты высших органов государственной власти и управления, определявшие механизм реализации конституционных положений.

С первых месяцев советской власти политика правящего режима была нацелена на приоритетное материальное обеспечении различными видами довольствия, наделение льготами и привилегиями в социальной сфере личного состава особого вида государственной службы, а также отдельных категорий служащих государственного аппарата, так как создание для них привилегированного положения обусловливалось необходимостью не только решения задач советского государственного строительства, поддержания соответствующего физического состояния, но и формирования среди лиц, разделявших социалистические идеалы, необходимого морально-психологического настроя на защиту завоеваний революции.

В литературе материальное положение работников милиции обозначается разными терминами, например, «соблюдение принципа социальной справедливости», «социальное обеспечение», «социальная защита личного состава». Представляется, что широко используемый в настоящее время термин «социальная защита сотрудников органов внутренних дел» не может быть использован для описания рассматриваемого периода, ибо нельзя считать удовлетворение минимальных потребностей работников милиции в питании, обмундировании, денежном довольствии социальной защитой со стороны государства личного состава. Не отражает содержания рассматриваемого явления и понятие «социальное обеспечение», которым обычно характеризуют предоставление государством материальной и иной поддержки лицам, не имеющим возможности самостоятельно обеспечить свое существование (инвалиды, пенсионеры и пр.). При освещении проблемы государственно-правового статуса милиции в системе органов государственного управления, в частности, в правоохранительной системе, допустимо применение выражения «использование принципа социальной справедливости». Однако это выражение кажется неприемлемым при исследовании вопросов прохождения государственной службы в милиции, так как наделение ее работников различными видами довольствия, установления в связи со спецификой трудовой деятельности определенных льгот и привилегий является, по нашему мнению, одним из обязательных условий функционирования данного института. Поэтому содержание рассматриваемой проблемы наиболее точно описывается термином «государственное обеспечение».

Система предоставления личному составу основных (денежное, продовольственное и вещевое довольствие) и других видов государственного обеспечения для института прохождения государственной службы играла первостепенную роль и в своем развитии прошла в рассматриваемый период несколько этапов, для определения которых приемлема предложенная И.А. Уваровым периодизация, основанием которой избран источник финансирования милиции РСФСР.

Постреволюционный этап (ноябрь 1917 в. - октябрь 1918 г.) охватывал период деятельности рабочей милиции. В это время речь о государственном обеспечении работников милиции вообще не шла речь, так как милиция еще не была самостоятельной штатной государственной структурой. Однако представляется спорным тезис В.М. Петрожицкого о том, что в условиях всеобщего вооружения трудящихся охрана общественного порядка проводилась «как правило, без специального вознаграждения... и предоставления им социальных льгот». Действительно, на этом этапе никаких льгот в социальной сфере за службу по охране революционного порядка дружинники, красногвардейцы, члены рабочей милиции не имели. Однако они получали зарплату по месту их основной трудовой деятельности (на предприятиях, в учреждениях), а в сельской местности - содержались за счет органов местного самоуправления, причем их труд вознаграждался одинаково с другими категориями трудящихся.

На этапе, охватывающем ноябрь 1918 г. - апрель 1919 г., финансирование уездно-городской милиции происходило из смешанных источников: из госбюджета по смете НКВД и средств местных Советов. Полагаем, что в этот момент у руководства страны, НКВД РСФСР какого-либо плана по формированию системы государственного обеспечения работников милиции не имелось, а соответствующая нормативно-правовая и организационная деятельность была нацелена в основном на поддержание минимального уровня жизни личного состава, в первую очередь через денежную оплату служебной деятельности.

Реализуя правовые акты высших органов государственной власти и управления страны, вводивших разделение в оплате труда всех работающих в государственных учреждениях на четыре группы и одновременно отменяющих все процентные надбавки, оплату за выслугу лет и надбавки за дороговизну, Главмилиция циркуляром от 18 сентября 1918 г, установила должностные оклады основным категориям работников милиции: среднему звену милиции (агентам уголовного розыска, участковым милиционерам) - несколько ниже ставок государственных служащих третьей категории (служащие без специальных знаний), а милиционерам - низшей, четвертой, категории (курьеры, машинистки и пр.). Следовательно, можно полагать, что уже изначально материальный эквивалент оценки служебной деятельности основных категорий личного состава милиции, был явно занижен (по сравнению с другими категориями госслужащих) и неадекватен характеру труда, не учитывал его специфику, создавал объективные предпосылки для установления неделовых связей и поборов, совершения должностных проступков и преступлений.

Заметим, что предписания данного циркуляра противоречили Инструкции НКВД и НКЮ РСФСР от 12 октября 1918 г., в которой определялось, что установление окладов чинам милиции принадлежит уездным и городским Советам.

К концу 1918 г. Нормативно закрепляется классификация должностей и окладов работников наружной и уголовно-розыскной милиции, определяются общие подходы и выявляются особенности денежного довольствия работников милиции и уголовного розыска: оплата труда работников милиции и уголовного розыска практически не отличалась от оплаты канцелярского состава и включала в себя только оклад по должности (тариф).

Примечательно, что в течение 1918 г. о других видах довольствия - продовольственном и вещевом - в нормативных документах НКВД РСФСР никаких предписаний не содержалось.

На этом этапе наиболее существенную роль играло обеспечение продовольственным довольствием (пайком). Однако в Инструкции НКВД и НКЮ РСФСР от 12 октября 1918 г., определившей два источника финансирования милиции, нормативно не устанавливалось, кто конкретно должен нести материальные затраты. Хотя в условиях продовольственного кризиса в стране, когда все население по нормам снабжения было дифференцировано в соответствии с классовой принадлежностью и характером выполняемой работы, работники милиции были отнесены к первой категории гражданских служащих, сложности в реализации правовых предписаний обусловили внесение Главмилицией в феврале -1919 г, предложения в коллегию НКВД РСФСР о переводе личного состава органов милиции на красноармейский паек. На этом этапе вопрос позитивного разрешения не получил и решался местными Советами в зависимости от наличия продовольственных запасов в регионах. Аналогично обстояло дело с вещевым довольствием.

Второй этап (май 1919 - декабрь 1922 г.) характеризуется финансированием милиции за счет бюджета РСФСР. В свою очередь, этот этап можно условно подразделить на два самостоятельных периода - период милитаризации милиции (апрель 1919 г. - июнь 1920 г.) и постмилитаризационный.

В период милитаризации милиции, в соответствии с декретом СНК РСФСР от 3 апреля 1919 г. «О Советской Рабоче-Крестьянской милиции», милиционеры и командный состав зачислялись на продовольственное довольствие, соответствующее тыловой красноармейской норме за наличный расчет по твердым ценам. В случае привлечения их к участию в боевых действиях они обеспечивались бесплатным продовольствием наравне с военнослужащими. В денежном довольствии работники милиции и уголовного розыска уравниваются с военнослужащими Красной Армии, проходящими службу в тыловых частях.

Постмилитаризационный период характерен тем, что государство принимает меры по восстановлению разрушенной денежно-финансовой системы. Четко обозначилась тенденция повышения роли денежной формы оплаты труда (с 7,4% в 1920 г. до более 60% в конце 1922 г.) при одновременном «нарушении принципа социальной справедливости, выразившейся в неадекватной оценке труда работников милиции». Постановления СНК РСФСР от 4 мая 1920 г. «О принятии на счет государства довольствия милиционеров и командного состава РК милиции» и СТО от 11 июня 1920 г. «О снабжении милиции продовольствием, фуражом и предметами первой необходимости», во-первых, вводили бесплатный отпуск продуктовых пайков всему строевому составу милиции и активным работникам уголовного розыска; во-вторых, определяли, что продовольственное снабжение возлагается на окружные и губернские органы снабжения Красной Армии и, в-третьих, еще раз подтверждали, что сотрудники милиции обеспечиваются продовольствием «на общих основаниях с частями Красной Армии, несущими гарнизонную службу».



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Кризис Римской республики как элемент кризиса полиса
Общественные движения в России в царствование Александра 1 и Николая 1
Государство и церковь в XVII столетии
Британский парламентаризм в оценке Московских ведомостей (60-80-е 19 века)
Борьба группировок в придворном окружении Николая II
Вернуться к списку публикаций