2012-01-17 10:57:02
ГлавнаяИстория и историография — Правовое положение и организационная структура воспитательных и кадровых служб (аппаратов) в НКВД РСФСР



Правовое положение и организационная структура воспитательных и кадровых служб (аппаратов) в НКВД РСФСР


Кадровая служба (кадровые аппараты) в органах милиции

Объективно присущая любому уровню управления кадровая функция, через которую реализуются общие и специфические требования к кадрам особого вида государственной службы, в частности милиции, в рассматриваемый период практически не получила достаточно полного организационного обеспечения. Однако важно обратить внимание на то, что хотя до конца 20-х гг. самостоятельных кадровых аппаратов в милиции не существовало, объективная потребность анализировать, прогнозировать и повседневно решать различные кадровые вопросы как в центре, так и на местах побуждала руководителей милиции возлагать на отдельных лиц, либо на существующие в аппаратах милиции подразделения реализацию главных задач кадровой работы - отбора, назначения, перемещения, обучения, воспитания и оценки личного состава.

С первых месяцев работы милиции наиболее острым вопросом и важнейшей предпосылкой налаживания кадровой работы являлось создание определенной системы в учете личного состава, так как без анализа качественной характеристики кадров, укомплектованности штатов нельзя было принять необходимые правовые и управленческие решения; адекватные складывающейся кадровой ситуации в масштабе республики, губернии, области, города и уезда, вести разработку перспективных программ и планов отбора, обучения, профессиональной подготовки личного состава милиции.

На первоначальном этапе (до конца 1918 г.) учет кадров в Главмилиции НКВД РСФСР имел ряд особенностей. Во-первых, с мест запрашивалась информация по широкому кругу вопросов, которые касались не только численности и качественных характеристик кадров, но и организационной структуры органов милиции, источников финансирования, размеров должностных окладов работников и пр.. Во-вторых, явно прослеживалась тенденция «сверхцентрализации» сведений о кадровом составе милиции. Так, в августе 1918 г. НКВД РСФСР предлагает одновременно с перерегистрацией милиции прислать подробные списки всего личного состава городских и уездных милиций, а осенью вводится ежемесячная отчетность перед центром об изменениях в составе руководящих кадров.

Видимо, собирание подробных списков на весь личный состав было вызвано своего рода перестраховкой, боязнью, что руководители губернских управлений милиции представят не те сведения, которые необходимы центру (формализованных анкет еще не было разработано), а также отслеживанием реализации на местах принципа классовости при комплектовании кадров, недопущения засорения органов милиции «классово чуждыми» элементами.

В конце 1918 г. НКВД РСФСР предпринимает попытку ввести единообразный учет движения кадров на уездном и городском уровнях. С этой целью губернским (областным) управлениям милиции предписывалось требовать от уездных и городских Советов еженедельных отчетов обо всех изменениях в составе руководящих кадров на местах.

Как уже отмечалось, в период становления советской власти «чехарда» с руководящими кадрами не только в милиции, но и в других государственных органах управления повсеместно имела стабильный и массовый характер. В этой связи полагаем, что еженедельная отчетность была излишней, порождала лишь канцелярщину и характеризовала недавно созданный аппарат НКВД как орган, унаследовавший «родимые пятна» предыдущего общественно-экономического строя - бюрократизм и оторванность от местных органов и личного состава. К тому же надо иметь в виду, что собираемые сведения не влияли существенным образом на решение кадровых вопросов, с одной стороны, из-за отсутствия в этот период у вышеназванного аппарата управления правовых полномочий на их решение, а с другой - из-за фактической невозможности выяснить действительное состояние работы с кадрами на местах вследствие эпизодичности представления сведений многими органами милиции, а также поверхностного анализа поступавшей информации ввиду малочисленности аналитических групп в НКВД РСФСР.

В представляемых в центр сведениях о кадровом составе особое место отводилось информации о лицах, ранее служивших в полиции, так как подобная категория личного состава руководством НКВД, Главмилицией изначально рассматривалась как неблагонадежная с вытекающими последствиями; при проведении очередных чисток милиции, а в последующем - при аттестовании кадров подобные лица подлежали первоочередному «вычищению» из ее рядов.

К 1920 г. в уездных и городских управлениях милиции появляется соответствующая система учета, в которую входило ведение рукописных «Книг учета личного состава милиции» и составление на каждого работника алфавитной карточки. Характерно, что в период военного коммунизма сведениям о материальном обеспечении семьи работника милиции в этих документах уделялось пристальное внимание, что еще раз подчеркивало актуальность данной проблемы для руководства милиции. Одновременно заметим, что информация о лицах, давших рекомендации для поступления на службу, оказалась излишней, так как сведений о практике привлечения таких лиц к ответственности за необъективность в архивах не обнаружено.

Вопросы совершенствования учета кадров стали предметом обсуждения на первом Всероссийском съезде работников милиции в 1922 г. В принятой по докладу резолюции отмечалось отсутствие «регулирующего правила... учета личного состава милиции», а поэтому было признано «не позднее 1 мая с.г. разработать необходимые правила». При пересмотре кадров и доукомплектовании милиции (1922 г.) предлагалось всему командному и политическому составу, милиционерам «составить краткий автобиографический очерк с данными о своей службе и революционных заслугах».

Следовательно, уже в этот период даже без штатного кадрового аппарата в органах милиции появляются материалы, характеризующие личный состав, которые впоследствии интегрируются в личное дело работника милиции со всеми его атрибутами. При этом нужно отметить изначальную «закрытость» материалов личного дела. В частности, материалы комиссий по пересмотру и доукомплектованию милиции, в том числе и утвержденные аттестации на командный и политический состав, хранились в секретном порядке. В последующие годы эта практика получила большое распространение и сохранилась до сегодняшних дней. Полагаем, что это происходило по аналогии с работой аппаратов партийных комитетов, в которых личные дела (учетные карточки) на руки коммунистам не выдавались и хранились как секретные документы.

Можно констатировать, что к середине 20-х годов был организован кадровый первичный учет. По отчетным данным за 1924 г. видно, что в РСФСР учет руководящих работников сосредоточивался в административных отделах губерний (областей). К концу 20-х годов учет всех административных работников, в том числе сотрудников милиции и уголовного розыска, осуществлялся на уровне окружных отделов.

Важным этапом создания организационной структуры, которая предназначалась для налаживания кадровой работы в центре и на местах, явилось создание в 1923 г. в Главном управлении милиции (в аппарате отдела милиции) двух подотделов: административно-организационного и службы, которые реализовывали кадровую функцию руководителя.

Административно-организационный подотдел состоял из отделений командного состава, укомплектования и организационного. В подотдел службы соответственно входили отделения: подготовки, учетное, службы и информационно-статистическое.

Непосредственная разработка штатов милиции, их согласование с Центральной штатной комиссией при Наркомтруде и другими заинтересованными органами и ведомствами, определение фактических норм потребности личного состава по регионам возлагались на организационное отделение. Подбором и расстановкой милицейских кадров на уровне губерний, областей занимались отделения комсостава и укомплектования. В их задачи входили: организация работы с резервом кадров при Главном управлении милиции, разработка ведомственных нормативных документов, регламентирующих порядок работы с кадрами, ведение учетов, послужных списков, аттестование личного состава. Вопросами строевой и специальной подготовки, обучения личного состава органов милиции, осуществлением руководства службой, а также ведением отчетно-статистической работы занимался подотдел службы и его отделения.

Постановления Оргбюро ЦК от 1923 и 1925 гг., явились отправными документами по разработке основных аспектов учета кадров в системе НКВД РСФСР, так как эти документы определяли конкретную номенклатуру должностей, подлежащих централизованному и местному учетам, и порядок согласования при перемещениях ответственных лиц.

Реализуя эти решения, НКВД РСФСР принимает Положение об учетно-распределительном отделе НКВД, объявленное приказом N 141 от 24 октября 1924 г. Им предусматривались порядок и техника учета, распределение ответственных работников НКВД, внедрение в работу прогностических методов при изучении потребности НКВД и его органов в руководящих кадрах. Функциональной обязанностью нового аппарата являлись разработка и осуществление планов оптимального распределения руководящего состава, а также непосредственное руководство учетно-распределительной работой на местах. Таким образом, данная структура в аппарате НКВД РСФСР по своей сути стала прообразом отдела (управления) кадров и явилась организационным воплощением кадровой функции руководителя.

Несмотря на то, что финансовые возможности в рассматриваемый период еще не позволяли создать структурные кадровые подразделения на местах. Положение предлагало изыскать возможности и выделить в губернских аппаратах конкретных лиц, ответственных за осуществление учетно-распределительной работы. Под общим руководством и наблюдением начальника адмотдела они должны были изучать личный состав, учитывать ответственных работников, накапливать материалы, характеризующие сотрудников, выявлять перспективных работников и своевременно вносить предложения об их выдвижении.

Обращает на себя внимание особый порядок отбора лиц на должности кадровых и учетных аппаратов милиции, НКВД. Для этой категории личного состава негласным обязательным условием назначения на должность являлось членство в партии. В середине 20-х годов в трех четвертях административных районов эту работу выполняли члены и кандидаты в члены ВКП(б).

В мае 1930 г. учетно-распределительный отдел был реорганизовал в Управление кадров НКВД РСФСР, которое было создано как единый орган по отбору, подготовке, обучению и распределению кадров. Управление руководило сетью учебных заведений.

Таким образом, в конце 20-х - начале 30-х гг. в органах милиции получает свое организационно-штатное воплощение кадровая и воспитательная функции руководителя-единоначальника. Последнее сыграло свою роль в развитии правовых основ государственной службы в системе милиции, осуществления ее в определенных правовых рамках с использованием разработанных и нормативно закрепленных механизмов работы с кадрами.


Шамаров Вячеслав Матвеевич



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Источники и историография в истории правления Августа
Великая отечественная война в исторических исследованиях 1960-1990
Н. Чемберлен и формирование внутренней и внешней политики Великобритании в 1916-1939 годах
Лыцарство
Борьба за лидерство в РКП(б) - ВКП(б) и Политическое завещание В.И. Ленина
Вернуться к списку публикаций