2012-01-17 10:57:02
ГлавнаяИстория и историография — Правовое положение и организационная структура воспитательных и кадровых служб (аппаратов) в НКВД РСФСР



Правовое положение и организационная структура воспитательных и кадровых служб (аппаратов) в НКВД РСФСР


Политико-просветительная работа в милиции в соответствии с Положением возлагалась исключительно на органы Главполитпросвета, которые и несли полную ответственность за ее организацию и осуществление. Задачи политсекретариатов сводились лишь к «наблюдению за политическим состоянием и политработой в органах милиции, связи с органами Главполитпросвета и учета коммунистов и помощников по политической части (комиссаров)». Другими словами, политсекретариаты создавались как связующее звено между партийными комитетами, органами Главполитпросвета и милицией, и вели не персональный учет коммунистов (это являлось прерогативой партийных комитетов), а списочный.

Политический секретариат милиции Республики был вправе издавать нормативные документы административно-политического характера, объявлявшиеся, как правило, приказами начальника милиции Республики. Он руководил работой подчиненных административно-политических органов, проводил их инструктирование и обследование, назначал и освобождал от должности руководителей политсекретариатов республиканского, областного и губернского уровней, а также начальников политсекретариатов линейных управлений железнодорожной и водной милиции.

В ряде публикаций утверждается, что политсекретариаты имели полномочия на инспектирование партийной работы. Конечно, в своей практической деятельности они оказывали постоянную практическую помощь в работе партийным ячейкам милиции. Однако проверять их деятельность они не могли, т.к. не обладали правами партийных комитетов в области организационно-партийной работы. В дальнейшем, в начале 30-х гг., подобные права получили политотделы милиции.

В крупных промышленных центрах страны организация административно-политических органов протекала успешно. В то же время организация политических секретариатов в автономных республиках и областях, в большинстве сельскохозяйственных губерний затягивалось. К началу июня из 66 (с Сибирью - 71) областей, губерний и республик политсекретариаты были созданы лишь в 21. Причин, препятствующих решению вопроса, было несколько.

Во-первых, в самой милиции не было достаточного количества подготовленных сотрудников-коммунистов, имеющих опыт партийно-политической работы для замещения должностей политсостава, а просьбы управлений милиции к местным партийным комитетам о выделении коммунистов для назначения их на должности политработников не удовлетворялись из-за нехватки на местах подготовленных для этой деятельности лиц.

Во-вторых, на местах в первоначальный период определилась тенденция отрицательного отношения к созданию административно-политических органов, т.к. как ряд партийных комитетов усмотрели в этом организацию в милиции специальных политических органов и выведение органов милиции из-под контроля местных партийных комитетов.

Политический секретариат Главмилиции, анализируя поступающую с мест информацию, настойчиво ставил перед ЦК РКП(б) вопрос о необходимости принятия специального партийного решения по этому вопросу. В циркулярном письме ЦК РКП(б) от 4 августа 1921 г. всем губернским и уездным комитетам партии «О мерах по усилению партийной и политико-просветительной работы в Рабоче-Крестьянской милиции» отмечалось, что местные партийные комитеты слабо ведут работу среди личного состава, частыми мобилизациями сотрудников-коммунистов вносят дезорганизацию в ее деятельность. ЦК партии предложил партийную работу в милиции считать не менее важной, чем в других сферах деятельности. Для налаживания работы партийных ячеек милиции предлагалось выделить специальных организаторов в губкомах и обкомах партии, ускорить организацию и наладить эффективную работу политических секретариатов милиции, активизировать деятельность политпросветов в подразделениях милиции, повысить партийную прослойку среди командного состава.

К началу декабря 1921 г. в милиции РСФСР, за исключением восьми автономных республик и областей, административно-политические органы были созданы.

Необходимо подчеркнуть, что в налаживании деятельности политико-воспитательной службы в милиции существенную роль сыграло содействие, оказанное ей политическими органами Красной Армии в укомплектовании политсостава кадрами, в обучении политработников, в разработке форм и методов политико-просветительной и воспитательной работы. Одновременно, можно констатировать широкое заимствование содержания положений, инструкций, приказов в области политико-воспитательной работы, действовавших в Красной Армии.

Проведенные нами исследования не подтверждают высказанное П.Ф.Николаевым утверждение о том, что Положение о политико-административных органах в РК милиции было утверждено «по поручению ЦК РКП(б)», а политсекретариат Главмилиции «работал под непосредственным руководством ЦК РКП(б)», а также мнение других авторов о том, что политработники были подотчетны местным партийным органам. Вместе с тем приходится констатировать, что названные положения стали общепризнанными в научной литературе и поэтому требуют пояснения.

Анализ источниковой базы, в первую очередь архивных документов, показывает, что административно-политические органы создавались не по прямому указанию ЦК РКП(б), а путем согласования вопроса между НКВД РСФСР и Главполитпросветом. Подтверждением данного тезиса служит переписка между ними, а также с ЦК РКП (б). Поскольку политсекретариаты милиции по своему правовому статусу не являлись руководящими партийными органами в системе милиции, а выступали в качестве ведомственного аппарата по налаживанию политико-воспитательной работы с личным составом, постольку ЦК РКП(б) осуществлял руководство ими не непосредственно, а опосредовано с использованием основных партийных методов - принятия партийных директив, циркулярных указаний по вопросам деятельности милиции, работы с кадрами, осуществления контроля за ее работой, проведения кадровой политики, в том числе и укомплектования должностей политсостава милиции.

По нашему мнению, требуют также уточнения утверждения о том, что политические секретариаты по своей компетенции являлись политическими органами коммунистической партии в милиции.

Так как компетенция политических секретариатов за период их деятельности претерпевала существенные изменения, период их работы с апреля 1921 по июль 1923 г. можно условно разграничить на три временных интервала.

1. В апреле-декабре 1921 г. административно-политические органы в основном занимались «наблюдением» за политико-просветительной работой органов Главполитпросвета в частях и подразделениях милиции. Поэтому назвать их политическими органами было бы некорректно. Политсекретариаты не имели полномочий в области организационно-партийной работы, не руководили деятельностью партийных и комсомольских организаций, не осуществляли самостоятельной кадровой политики в милиции. Политсостав милиции не входил в номенклатуру соответствующих партийных комитетов, а соответствующие назначения и освобождения проводились приказом начальника вышестоящего политсекретариата на основании решения соответствующего отдела управления и утверждения президиума уездного или губернского исполкома.

2. В начале-конце 1922 г. выяснилось, что органы Главполитпросвета из-за малочисленности, нехватки материальных средств, незнания их работниками специфических условий работы и быта милиции, оторванности политико-просветительной работы от непосредственных оперативно-служебных задач не могли эффективно и в полном объеме выполнить возложенные на них задачи. В связи с этим Главполитпросветом был издан циркуляр, в котором предлагалось осуществлять культурно-просветительную работу не непосредственно политпросветам, а через политсекретариаты управлений милиции. Произошло качественное изменение содержания деятельности политсекретариатов. Жизнь заставила политсекретариаты милиции из органов, «наблюдающих» за политико-просветительной работой, превратиться в главный субъект ее организации и проведения, а органы политпросвета отошли на второй план.

С начала 1923 г. политсекретариаты милиции переживают трансформацию их компетенции. С мест стали поступать предложения о наделении политсостава партийными полномочиями. Политсекретариат Главмилиции НКВД РСФСР направил в ЦК РКП (б) по данному вопросу ряд писем, докладных записок. В проекте Положения о политсекретариатах милиции Республики, направленном в 1922 г. в ЦК РКП(б) для согласования, предлагалось возложить на политсекретариаты милиции задачу «партийно-организационной работы», в том числе «организацию в милиции партийных ячеек», «регистрацию и учет коммунистов».

30 ноября 1922 г. ЦК РКП(б) принял циркуляр по усилению партийной и политико-просветительной работы в милиции, в котором предлагалось добиваться, чтобы начальники политсекретариатов действительно стали организаторами партийной работы в милиции, «ответственными за состояние партработы, подотчетными и работающими по указанию соответствующего парткомитета». Данное положение уточняется в приказе начальника милиции Республики от 12 декабря 1922 г.: «Помощники по политчасти одновременно являются и инструкторами соответствующих парткомов по работе среди милиции».

В дальнейшем ЦК РКП(б) еще больше расширил полномочия политических секретариатов милиции. В частности, при обсуждении на заседании Оргбюро ЦК РКП(б) в апреле 1923 г. отчета начальника милиции РСФСР Т.С. Хвесина было принято постановление: «Считать политсекретариаты милиции в отношении ведения партийной работы отделами соответствующих парткомов по работе в милиции и начальников политсекретариатов - заведующими этих отделов: в отношении Главного управления РКМ - ЦК РКП(б), в отношении губернских управлений - губкома, уездного управления - укома». Именно это решение можно считать отправной точкой для реформирования аппарата по политико-воспитательной работе (политсекретариата) в политический орган коммунистической партии в системе Главмилиции, которое по ряду причин так и не было реализовано на практике.

Помимо политических секретариатов в милиции на местах действовал институт помощников начальников по политчасти (комиссаров), политруков. Начальник политсекретариата одновременно являлся помощником начальника соответствующего управления милиции по политчасти в случае, если руководитель был коммунистом. При беспартийных начальниках вводились должности комиссаров. В школах и резервах милиции работали помощники по политчасти либо политруки (в зависимости от численности переменного состава). Должности политруков могли также устанавливаться по усмотрению начальника политсекретариата и в других подразделениях при численности сотрудников от 40 до 100 человек (за исключением подразделений уголовного розыска), С сентября 1921 г. комиссары стали вводиться не только при беспартийных начальниках, но и при руководителях-коммунистах с партийным стажем менее одного года.

Однако решением СТО 30 сентября 1921 г. штатная численность милиции была сокращена до 150 тыс. человек (без учета милиции Туркестана), что повлекло за собой и сокращение должностей немногочисленного политсостава. Были упразднены должности комиссаров (помощников по политчасти) районов желдорводмилиции, уездов и районов уездно-городской милиции и часть должностей политруков. Последние были оставлены лишь в уездных и районных резервах, а также в губернских школах милиции. Штаты аппарата политсекретариата милиции Республики, политсекретариатов губернских и республиканских управлений, линейных управлений транспортной милиции также были сокращены в среднем на 30-40%.

В течение только двух месяцев (октябрь-декабрь 1921 г.) количество должностей политсостава в милиции РСФСР сократилось более чем в три раза, в транспортной милиции - на одну четверть.

Это привело к тому, что основная масса политработников была сосредоточена на губернских и областных уровнях, в резервах и школах милиции. В уездном и районном звене остались лишь единицы политработников.

Основными нормативными актами, которые регламентировали работу политсостава милиции, являлись Положение о комиссарах и помощниках по политчасти в Рабоче-Крестьянской советской милиции и Положение о политических руководителях (политруках) в частях милиции Республики, утвержденные приказом Главмилиции от 7 июня 1921 г.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Конституционные демократы начала 20 века - экономическая и политическая программа
Локальные цивилизации и взаимодействие в них культурных и экономических факторов
Государство и церковь во второй половине XVI столетия.
Н. Чемберлен и формирование внутренней и внешней политики Великобритании в 1916-1939 годах
Личность, общество, история. Субъект исторического процесса.
Вернуться к списку публикаций