2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяИнформатика и информатизация — Актуальные проблемы правовой информатизации органов муниципального самоуправления



Актуальные проблемы правовой информатизации органов муниципального самоуправления


Информатизация правовой сферы в Российской Федерации поднята до уровня государственной политики. В настоящее время государством (при участии негосударственных структур) проводится целенаправленный комплекс мер по внедрению в деятельность органов управления и различных юридических структур новейших информационных технологий, компьютерных систем и сетей. Автоматизированная информационная система правовой информации призвана охватить территорию всей России, все регионы и поднять на более высокий уровень эффективность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Указом Президента Российской Федерации “О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации” от 6 июля 1995 г. [1] определены основные направления информатизации: правотворчество, правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность, правовое образование и воспитание. Указом Президента “Об основах государственной политики в сфере информатизации” [2] предусмотрена разработка трех программ правовой информатизации: органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ. Но в реализации государственной политики создания информационной системы России должны участвовать все структуры как в центре, так и на местах, в том числе и органы муниципального самоуправления. С нашей точки зрения, существенным недостатком является то, что в названную систему не включена перспективная программа информатизации органов местного самоуправления.

Актуальность такой задачи кроме стандартной цели увеличения производительности труда юристов и специалистов в сфере управления (по расчетам, в 3-4 раза) обусловлена необходимостью информационной поддержки создания организационного и правового механизма в сфере правового регулирования нормотворческой деятельности органов местного самоуправления. Для разработки программы информационно-правового обеспечения деятельности органов муниципального самоуправления необходимо провести качественную классификацию существующего нормативного массива. Предварительное исследование нормативного массива выявило существование непрерывно переходящих друг в друга стадий процесса правотворчества: от норм рекомендательного характера, предлагаемых специалистами, до собственно норм муниципального самоуправления [3].

В Конституции Российской Федерации и в Федеральном Законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” [4] предусмотрен достаточно идеальный вариант правотворчества, который вряд ли возможен в реальной действительности. Фактически уставы городов и других муниципальных единиц, а также положения о выборах в муниципальные органы разрабатываются на областном уровне и рассылаются на места. До сих пор нет четкого разграничения правотворческих полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Накоплен опыт существования законов, обладающих равной юридической силой, хотя и принятых законодателями с разным объемом компетенции в одной и той же сфере правового регулирования.

Предмет правового регулирования законотворческой деятельности послужил основой многих существующих правовых систематизаций и классификаций. Таким образом, классификация законодательства в сфере местного самоуправления является предметом исследований, с одной стороны, теоретиков, создающих базу муниципального самоуправления в рамках нормативной системы, с другой стороны, ученых, участвующих в разработке проекта правовой информатизации России.

При создании комплексных компьютерных систем классификация информационных массивов становится инструментом в поиске необходимой правовой информации. Современный этап развития систем классификаций отражает радикальные изменения в российской политической и экономической жизни, послужившие причиной резкого возрастания потоков правовой информации и реальное массовое использование компьютерной техники специалистами. Поэтому основным требованием к системам правовых классификаций является их соответствие современному состоянию законодательства в сочетании с относительной стабильностью.

Формирование правовой классификационной системы органов местного самоуправления в рамках единой классификации правовых актов необходимо для создания единого информационного пространства в правовой сфере, для обеспечения свободного обмена информацией. Такая система предостерегала бы от принятия законодателем законов вне пределов собственной компетенции в одной и той же сфере общественных отношений, по одному и тому же предмету регулирования.

Правовые акты местного самоуправления, по принятому к обсуждению Проекту “Общей классификации правовых актов в Российской Федерации” [5], составляют одну из четырех групп актов, систематизированных по признаку “орган принятия акта”. Акты местного самоуправления подразделяются на акты местных представительных органов, акты местной администрации, акты органов территориального общественного самоуправления населения. Акты одного и того же органа могут быть подготовлены в разной форме (положения, инструкции и т.д.), следовательно, возникает классификационный признак “форма правового акта”. Представляется разумным ввести также классификационный признак “тип правового акта”. Таким образом выделяются четыре класса правовых актов:

- нормативно-правовые акты;

- индивидуально-правовые акты;

- акты договорного права;

- акты судебной практики.

Дополнительными классификационными признаками при формировании информационного массива по другим основаниям классификации служат хронология (время принятия акта) и номер государственной регистрации, присвоенный акту при его принятии. Для систематизации актов выделяются вопросы, представляющие профессиональный интерес, юридические термины, наиболее часто употребляемые правовые понятия - в алфавитном порядке. Вспомогательными классификационными инструментами служат также:

- перечень юридических терминов, включающий в себя употребляемые в наиболее важных актах термины;

- общеправовой тезаурус;

- перечень используемых в законодательстве аббревиатур и сокращенных слов.

Основным классификационным признаком, несомненно, должно стать оптимальное сочетание отраслевого и тематического признаков, то есть сочетание самостоятельных отраслей законодательства с комплексными, регулирующими различные сферы общественной жизни. Кроме строгой иерархии классификационных признаков и, как следствие, иерархии нормативных актов для создания оптимальной классификации документальной правовой информации органов муниципального самоуправления, классификации, переросшей иерархические принципы построения и выходящей в правовое “пространство”, с нашей точки зрения, необходимо использовать мощный математический аппарат, в частности, теорию графов.

Таким образом, реальный путь совершенствования нормативно-правовой базы (локальных актов) органов муниципального самоуправления и разграничения компетенции между государственными органами - на федеральном уровне, субъектами федерации и органами местного самоуправления - заключается в разработке базы систематизации и классификации основ российского законодательства в рамках государственной политики информатизации правовой сферы России.



[1] Указ Президента РФ “О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации” от 6 июля 1995 г. № 673 // Российская газета. 1995. 13 июля.

[2] Указ Президента РФ “Об основах государственной политики в сфере информатизации” от 20 января 1994 г. № 170 (в ред. Указов Президента РФ от 26.07.95 № 764, от 17.01.97. № 13, от 09.07.97. № 710) // Российская газета. 1994. 27 января.

[3] Щербакова Н.В., Егорова Е.С. Местное самоуправление в России. Ярославль, 1996. С. 53.

[4] Федеральный Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28.08.95 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.

[5] Мазаев Н.Г. Классификация российского законодательства // Российская юстиция. 1998. № 1. С. 37.







Интересное:


О совершенствовании учетно-информационной инфраструктуры менеджмента
Некоторые проблемы использования современных компьютерных технологий
Вопросы развития региональной информационной инфраструктуры
Актуальные проблемы правовой информатизации органов муниципального самоуправления
Кризисные явления на рынке информационных технологий и проблемы интеллектуальной собственности в Интернете
Вернуться к списку публикаций