2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяИнформатика и информатизация — Неотчужденность как принцип построения модели информационного обеспечения контроллинга в системе антикризисного управления



Неотчужденность как принцип построения модели информационного обеспечения контроллинга в системе антикризисного управления


Отчуждение - многоликое, многоплановое явление. Этот феномен связан с различными сферами человеческого бытия и исследуется в политико-экономических, философских, социологических работах. Каждая историческая эпоха внесла и вносит свой вклад в понимание проблемы отчуждения. Отчуждение находит психологическое выражение в сознании индивида: чувство изоляции, одиночества, разрыв между ожиданиями желаниями, притязаниями и предписываемыми нормами (Хайдеггер М., Шиллер Ф., Фейербах Л.), в формировании индивидуализма.

Фрейд связывал феномен отчуждения с патологией личности. Гегель характеризовал отчуждение как объективацию абсолютного духа, связанную с деятельным отношением субъекта к объекту, как исторически - преходящую форму опредмечивания человеком своих способностей, специфическое отношение человека к созданной им реальности. Ницше Ф. фиксировал отчуждение человека в форме морали. В религиозном отчуждении видел корень зла Фейербах Л. Бауэр Б., Прудон П. Ж., Фейербах Л. подчеркивали противоречие между личностью и социальными институтами. Личность воспринимает социальный и культурный мир как чуждый и враждебный. «Истинный» мир (чувственная природа человека) противостоит отчужденному «неистинному» миру.

Фрейд рассматривал культуру как нечто чуждое, враждебное естественным устремлениям человека, связывал с ней самоотчуждение человека, выражаемое в потере своего «я» (деперсонализация) и чувстве чуждости окружающего мира (дереализация). На наличие противоречия между творческим процессом и объективированными формами культуры указывал Зиммель Г. [20]. О превращении культуры в цивилизацию, где имеют место безличные механизмы социальных связей, писал Шпенглер О. Анализировали различные аспекты проблемы отчуждения (часто без употребления самого термина «отчуждение») Вебер М., Дюркгейм Э., Манхейм К., Мертон Р.

Отмечали углубление отчуждения классового государства от действительных индивидов в процессе исторического развития, превращение социальных институтов в бюрократические системы Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. Социальные институты приобретают независимый от человека вещный характер, опосредуют отношения между людьми. Имеет место отчужденность государства.

Как акт передачи прав личности политическому организму характеризовали отчуждение теоретики общественного договора -Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо Они отмечали безразличный, авторитарный характер общественной воли, ее отчужденность устремлениям отдельного человека, который обезличивается, превращается в функциональную единицу общества, ориентируется на ситуацию и институциональные ценности, подобен актеру. Активная общественность превращается в пассивную манипулируемую массу (теория социального действия).

Исследование по определению тенденции в понимании отчуждения в учениях разных мыслителей, по поиску общих моментов в исходных принципах отчуждения и освоения в христианстве и марксизме, по обоснованию сущности свободы как меры отчуждения своего и освоения чужого провел Максимов А. М. [7]. Калькой И. И. подчеркивает необходимость принятия идеала свободы как ценностного ориентира. Это означает, что человек должен быть хозяином своего положения, своей жизни. [4, с. 173]. Вукетис Ф. связывает высокую степень отчуждения и анонимность отношений с процессом урбанизации.

Таким образом, отчуждение рассматривается как философско-социологическая категория {объективный социальный процесс). Находит выражение в объективном превращении деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним самим и враждебную ему, в превращении человека из активного субъекта в объект общественного процесса.

Отчуждение выражается в: господстве овеществленного труда над трудом живым, в превращении личности в объект манипулирования со стороны господствующих социальных групп и классов. Стихийно преодолевая отчуждение природы искусственно созданными орудиями труда, человек сменил естественные связи социальными отношениями. Свобода от природы уступила место несвободе в системе межличностных отношений внутри общества.

Роль этой категории в генезисе социально - экономической теории марксизма исследовали А. Агг, В. В. Кешелева, О. Корню, Р. И. Косолапов, А. Курелла, Н. И. Лапин, Т. Марксхаузен, И. С. Нарский, А. П. Огурцов, Т. И. Ойзерман, М. И. Петросян, Л. Сэв, Ф. Ф. Цанн-Кай-Си [17, С. 5].

Заслуга К. Маркса и Ф. Энгельса состоит в том, что они обосновали факт вторичности духовного, политического и социального отчуждения и первичности экономического отчуждения. К. Маркс, анализируя общество середины 19-го в., употребляет несколько категорий, позволяющих охарактеризовать понятие «отчуждение» во всей его сложности.

Проблема отчуждения человека поставлена в работе К. Маркса «Экономическо - философские рукописи 1844 года». В «Экономических рукописях 1857-1859 годов» в разделе «Первоначальное накопление капитала» К. Маркс дает картину отчуждения рабочего при капитализме. При этом подчеркивается не отчуждение от «родовой сущности», (это было сделано в «Экономическо-философских рукописях 1844 года»), а отчуждение от средств производства, от ряда непосредственных производительных функций. В «Капитале» выявлена специфика различных сторон отчуждения, что позволило связать теорию отчуждения с теорией фетишизма, в частности товарного фетишизма. В представлении людей их собственные связи выступают как отношения вещей, институтов, подчиняющихся внешней силе этих отношений.

Проблема отчуждения рассмотрена К. Марксом по следующим параметрам: присвоение предмета труда, присвоение самой деятельности и ее результата, присвоение человеком труда общей «родовой сущности», гармонизация отношений человека с человеком.

К. Маркс отмечал принудительный характер процесса труда для рабочего. При этом «чем больше рабочий с помощью своего труда осваивает внешний мир, ... тем в большей мере лишает он себя средств к жизни, в двояком смысле: во-первых, чувственный внешний мир ... перестает быть таким предметом, который неотъемлемо принадлежал бы его труду, перестает быть жизненным средством его труда; во-вторых, этот внешний мир все в большей мере перестает давать для него средства к жизни в непосредственном смысле - средства физического существования рабочего» [14, с. 89]. К. Маркс указывает факт отчуждения в самом существе труда. Труд «приобретает внешнее существование».

«Осуществление труда есть его опредмечивание». [9, с. 88] Опредмечивание - это реализация, материализация индивидом накопленных знаний. Распредмечивание - освоение индивидом сущности предметов. Опредмечивание и распредмечивание непрерывно переходят из формы действующей способности человека в форму предметного воплощения и наоборот. К. Маркс рассмотрел опредмечивание, производство продукта рабочим, и в этом опредмечивании отчуждение, утрату предмета, т.е. произведенного рабочим продукта. Продукт труда «...противостоит труду как некое чуждое существо, как сила, не зависящая от производителя» [14, с. 88]. Продукт труда становится средством жизни, средством существования человека. Цель такого труда - «не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всех других потребностей...» [14, с. 90-91].

Материальные потребности - историко-культурная реальность: «...сама удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям...» [15, с. 27]. Труд не просто удовлетворяет потребности, а и культивирует их. Превращает навыки потребления в элемент цивилизации. Отчуждение производства от реальных человеческих потребностей можно наблюдать и в современных условиях. Это обусловило переориентацию производителей на «качество» и «конечный продукт», ибо «...вещь не может быть стоимостью, не будучи предметом потребления. Если она бесполезна, то и затраченный на нее труд бесполезен, не считается за труд и потому не образует никакой стоимости» [9, с. 49]. В невозможности оказать реальное влияние на полезность и качество конечного продукта проявляется отчуждение от объекта собственности [17, с. 246].

Чем больше человек стремится к самовыражению в создаваемых им предметах, в технике, в достижениях науки, тем больше он теряет себя, превращается из субъекта в объект исторического процесса. К. Маркс проанализировал фабричную систему и увидел, что в труде рабочий производит прекрасные вещи, творит красоту. Но, с другой стороны, труд «уродует рабочего» [14, с. 90]. В труде работник не распоряжается собой, он подчинен. Имеет место отчужденность между рабочими и собственником. Управление, регулирование не принадлежит рабочему. Низкая целесообразность работы - одно из проявлений отчуждения от управления. Работники конкурируют друг с другом за возможность трудиться. Отсюда отчужденность между самими работниками.

«Частная собственность сделала нас столь глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем ... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем, носим на своем теле, живем в нем и т.д., - одним словом, когда мы его потребляем. Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания». [14, с. 120]

Марксом раскрыты социальные причины отчуждения. Капитал относится крайне бережливо к труду, овеществленному в товарах. Но тот же капитал является расточителем людей, живого труда, расточителем не только тела и крови, но и нервов и мозга. Человек становится объектом производственного процесса. Происходит субъективирование вещей и овеществление субъектов. Это нашло отражение в теории фетишизма.

К. Маркс видел корни отчуждения в материальных, экономических отношениях людей. Экономические отношения определяют все другие общественные отношения, в том числе правовые, политические, религиозные, нравственные. Ф. Энгельс после смерти К. Маркса уточняет, что различные сферы общественной жизни - экономика, политика, искусство, нравственность - образуют целое, диалектически взаимодействуют между собой. Лишь, в конечном счете, экономическое имеет главенствующее значение.

В работе «Немецкая идеология» отчуждение рассматривается как следствие разделения труда. Отмечена фундаментальная роль разделения труда в становлении различных форм социальности. Это позволило в дальнейшем объяснить природу социальных институтов (собственность, классы, государство) и таких явлений, как отчуждение социальной деятельности, фетишистское сознание, дать периодизацию исторического процесса.

Разделение труда покоится на естественно возникшем разделении труда в семье, на распадении общества на отдельные, противостоящие друг другу семьи. Из естественных различий людей (возраст, пол) вытекает естественное разделение труда. Из социальных различий - общественное разделение труда. Процесс обособления различных видов деятельности на уровне общества есть общее разделение труда, на уровне отрасли - частное разделение труда, на уровне отдельной работы - единичное разделение труда. Формы единичного разделения труда:

1. Функциональное разделение труда. Разграничение деятельности работников по характеру выполняемых функций, по участию в производственном процессе различных категорий работников. Руководители принимают решение, обеспечивают его выполнение, осуществляют методическое руководство в рамках определенной функции управления (линейные руководители, руководители функциональных служб, отделов). Специалисты подготавливают информацию, т.е. осуществляют учет, планирование. Технические исполнители обеспечивают необходимые условия для работы руководителей и специалистов. Для всех этих категорий характерны информационные трудовые процессы (предмет и продукт труда выступает в форме информации -экономической, технологической, конструкторской и т.д.). С развитием информационных технологий их роль (и процессов и данной категории персонала) возрастает. Высокая квалификация, предельная компетенция в своей деятельности, специальности, виртуозное овладение техникой должны быть соединены с научным мировоззрением, социальной ответственностью, общечеловеческими нравственными ценностями. Чем выше уровень технологии производства и человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития общества, человека в их взаимодействии с природой. Человек - самоцель общественного развития, носитель «живого знания», которое должно в своем развитии опережать знание, овеществленное в новой технике, иначе обществу угрожает технологическое отчуждение. Возникает проблема «высокого соприкосновения». Темпы смены новых поколений техники опережают темпы смены поколений работников.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Вопросы развития региональной информационной инфраструктуры
Структура рынка информационных продуктов и услуг
О результатах экспертной оценки роли информационного обеспечения в системе экономических решений
Кризисные явления на рынке информационных технологий и проблемы интеллектуальной собственности в Интернете
Актуальные проблемы правовой информатизации органов муниципального самоуправления
Вернуться к списку публикаций