2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяИнформатика и информатизация — Недостатки современной государственной политики проводимой в сфере информатизации органов управления



Недостатки современной государственной политики проводимой в сфере информатизации органов управления


Человечество на современном этапе общественного развития характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, которая является системообразующим фактором прогресса в жизни общества, активно влияющей на состояние политической, экономической, оборонной и других сфер общества.

Перед Российским государством стоит сейчас сложная задача, либо ликвидировать то серьезнейшее отставание от западных стран и занять достойное место в формирующейся мировой политической системе, либо расстаться с претензиями на многополярный мир, и смирится с ролью сырьевого придатка западных стран.

Для обеспечения независимости нашего отечества, необходимо уделять особое внимание информационной безопасности, от которой существенным образом зависит национальная безопасность Российской Федерации, и с развитием научно-технического прогресса эта зависимость будет только усиливаться.

В доктрине информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. N ПР-1895 рассматриваются официальные взгляды на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности России.

Согласно доктрине, под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Обеспечение безопасности невозможно без создания адекватной государственным целям и задачам информационной инфраструктуры органов государственного управления.

В настоящий момент в Российской Федерации отсутствует какая- либо целостная концепция информатизации органов государственной власти.

Процесс создания государственной информационной инфраструктуры носит хаотический характер. Затраты на создание инфраструктуры принимают во многих случаях вид откровенного перекачивания государственных финансовых ресурсов в частный карман.

Рассмотрим основные недостатки политики, проводимой государством, на протяжении последних десяти лет.

Во-первых, имеет место отсутствие общероссийских стандартов хранения, передачи и обработки информации.

Информационные ресурсы, хранятся в различных форматах западных фирм производителей программного обеспечения.

Применение того или иного формата данных зависит часто от уровня оснащенности органа государственной власти или компетентности работающих в нем специалистов. Применение неоднородных стандартов представления данных создает трудности в использовании информационных ресурсов, и соответственно увеличивает издержки по их эксплуатации.

Во-вторых, имеет место отсутствие единой аппаратно-независимой операционной платформы, на которой эксплуатируется прикладное программное обеспечение.

Отчасти это связанно и отставанием России в сфере информационных технологий, отчасти с неконтролируемым со стороны государства проникновением импортного программного обеспечения, в том числе и по пиратским каналам. К сожалению, в России повсеместное распространение получило системное программное обеспечение от фирмы Microsoft, которое на западе используется преимущественно частными лицами в домашних компьютерах, предназначенных, прежде всего, для развлечения, а не в органах государственной власти, как у нас. Хотя у данной компании существуют относительно неплохие разработки (это Windows NT, Windows 2000), которые можно эксплуатировать в корпоративной среде, однако во многих случаях данные операционные системы неэффективно используют аппаратные ресурсы вычислительной техники, занимаясь излишним украшательством трудового процесса, что, в конечном счете, ведет к использованию более мощных компьютеров там, где это не требуется.

В-третьих, имеет место отсутствие однородного прикладного программного обеспечения общего назначения.

Это, в свое время, приводит к развитию неоднородности представленных данных, а также к неоправданному расходу рабочего времени, которое тратится на переобучение работников и на конвертацию данных в необходимый формат. У всех на слуху еще фраза: - «У тебя текст в каком формате 95-го Word’a или 97-го». Во многих случаях информационные работники вынуждены были иметь у себя несколько программных продуктов выполняющих одни и те же функции только с целью обеспечения совместимости данных между различными подразделениями.

В-четвертых, имеет место отсутствие однородного специализированного программного обеспечения внутри одного ведомства.

К примеру, прикладное программное обеспечение для обеспечения пенсионного страхования эксплуатируемое в отделениях пенсионного фонда Волгоградской области отличается при аналогичности решаемых задач от программного обеспечения эксплуатируемого в Алтайском крае. Оно разработано различными поставщиками, и соответственно совокупные издержки по его приобретению и эксплуатации будут выше, чем если бы оно было разработано централизованным поставщиком. Данная ситуация прослеживается повсеместно и в Министерстве по налогам и сборам, и в Министерстве финансов и т.д. А это приводит к увеличению затрат на информационное обеспечение процессов государственного управления.

В-пятых, имеет место нерациональное использование вычислительных мощностей, которое обычно заключается в неадекватности используемой техники, решаемым на ней задачам.

Подчас мощный компьютер используется только в качестве печатной машинки или для заполнения реквизитов платежных документов, а избыток мощности направляется на компьютерные игры. Соответственно это приводит к неоправданным расходам на закупку и модернизацию вычислительной техники. Во многих случаях, наблюдается неоправданный рост вычислительных сетей, тогда как решаемые, посредством них, задачи вполне можно было бы решить путем использования операционных систем, поддерживающих работу с терминалами. Предпосылки для этого в настоящий момент налицо, а именно: мощность современных персональных компьютеров сопоставима с мощность супер-ЭВМ десяти-, пятнадцатилетней давности; основная масса задач, которые имеют место в органах государственного управления связаны с обработкой и вводом текстовой информации, и, в подавляющем большинстве, случаев не требуют графического интерфейса. Стоимость терминала на порядок ниже стоимости отдельного компьютера.

Администрирование данных компьютеров, оснащенных терминалами, легче, чем администрирование аналогичного числа отдельных компьютеров. Соответственно совокупная стоимость владения (эксплуатации) данных компьютерных систем будет ниже. Сократятся непроизводительные затраты рабочего времени, так как при использовании таких систем, возможно автоматическое выделение строго определенных вычислительных ресурсов, что предотвратит использование компьютерных игр на рабочем месте.

Однако, все вышеизложенные недостатки информатизации в нашей стране, можно преодолеть только при комплексном подходе.

Нельзя в нынешних условиях просто взять и сократить финансирование закупок новой вычислительной техники или ее модернизацию, без параллельного внедрения адекватного системного и прикладного программного обеспечения, так как такой подход приведет только к параличу информационных процессов.

Поэтому преодоление данных недостатков требует разработки целостной концепции информатизации органов государственной власти, включающей в себя вопросы эксплуатации существующего парка вычислительной техники, подходы к переходу на единые программно-аппаратные стандарты передачи данных, представления и обработки информации, а также, что наиболее важно в современных условиях, выбор соответствующих научно обоснованных методик финансирования, оценки и контроля затрат на информатизацию, к чему и должны быть приложены усилия отечественной экономической науки.







Интересное:


Некоторые проблемы использования современных компьютерных технологий
Вопросы развития региональной информационной инфраструктуры
Структура рынка информационных продуктов и услуг
О результатах экспертной оценки роли информационного обеспечения в системе экономических решений
Неотчужденность как принцип построения модели информационного обеспечения контроллинга в системе антикризисного управления
Вернуться к списку публикаций