2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяИнформатика и информатизация — Кризисные явления на рынке информационных технологий и проблемы интеллектуальной собственности в Интернете



Кризисные явления на рынке информационных технологий и проблемы интеллектуальной собственности в Интернете


В 90-е годы Силиконовая долина переживала невиданный бум, связанный с очень быстрым развитием информационных и коммуникационных компаний. Однако, в 2001 г. долина потеряла около 25 тысяч рабочих мест. Это был первый за 9 лет рост безработицы. В этот же период более 500 Интернет-компаний прекратили свою деятельности. Инвестиции венчурного капитала упали более чем на 70 % (с 21 млрд USD до 6 млрд USD).

Что же происходит с этими компаниями, а точнее с интеллектуальной собственностью (ИС; здесь и далее ИС рассматривается с точки зрения экономики, а не права) в Интернете? Для ответа на этот вопрос, необходимо сначала задать другой: в чем может состоять ценность ИС? Если подойти глобально, то в этом вопросе можно выделить возможность оказания услуг. В техническом смысле - любые операции над байтами. Иначе говоря, интеллектуальные процессы по преобразованию информации и услуги, связанные с этим, возрастают в цене, а информация как таковая - обесценивается.

Развитие информационных технологий заставляет задуматься над вопросом: «Что такое право собственности?».

Затраты на тиражирование почти равны нулю. Этот атрибут существенно влияет на экономические отношения в сфере информационных технологий.

Сейчас легко скопировать информацию, но, без соответствующих механизмов, трудно ее найти. Легко создавать компьютерные программы (Delphi), но по-прежнему трудно определить и описать задачи, с которыми эти программы должны будут справляться.

Поставщики интеллектуальной собственности по-прежнему будут в праве назначать любую цену на собственные продукты, однако им придется работать на все более конкурентном рынке, где все большая часть интеллектуальной собственности распространяется бесплатно, а число поставщиков лавинообразно растет.

Хотя собственность и не станет совершенно бесплатной, экономические отношения в этой области будут развиваться так, как если бы она ничего не стоила. Собственность будет служить рекламой таких услуг, как поддержка пользователей и обработка информационных объектов.

Производителям ИС следовало бы приспособиться к новой ситуации и научиться использовать ее, распространять ИС бесплатно, чтобы продавать услуги. Им придется решать, за что можно взимать плату, а что раздавать даром, учитывая, что делают другие поставщики и чего ожидают клиенты.

Юридические законы об интеллектуальной собственности в современном виде не имеют силы за отсутствием механизма принуждения сопоставимого по сущности с формой отношений ИС.

Есть, по крайней мере, два пути решения этой проблемы. Это либо жесткий механизм юридической защиты прав владельцев ИС, либо некий принципиально новый механизм экономической защиты этих же прав. В первом случае, к сожалению, придется затормозить или даже приостановить бурное развитие ИС и пустить ее по экстенсивному пути развития. При этом надо понимать, что в рамках всего мира на жестком отношении «производитель-пользователь» будет все труднее зарабатывать большие деньги, поскольку то, что можно легко тиражировать (неважно каким путем) будет скопировано, а это уже породит другой соизмеримый поток денежных средств от «пиратской» деятельности. В связи с этим вызывает недоверие высказывания высоких должностных лиц компании «Микрософт» о том, что в мире используются миллионы пиратских копий ее программ, размеры потерь от которых можно определить, умножив число нелегальных копий на их стоимость. Интересно, а сколько пользователей приобрели бы эти программы, если бы надо было бы их полностью оплатить?

Безусловно, создание ИС заставляет нести расходы, иногда даже очень значительные, и «пиратское» тиражирование не позволяет их окупить громадной рентабельностью. Надо определить как программисты и прочие создатели ИС будут получать вознаграждение за создание ценностей в рамках новых экономических отношений?

Производители ИС должны строить отношения с потребителями, исходя из якобы нулевых затрат на создание ИС. Иначе говоря, необходимо создать более материальную форму отношений между создателем и потребителем. В этом нет регресса, а есть симбиоз между сугубо виртуальным и предельно материальным.

Ранее информация была неразрывно связана с материальными объектами: сначала она проявляла себя в знающих и умелых людях, затем в книгах, газетах, пластинках, затем - в магнитных лентах, дисках и прочих электронных носителях.

В данном примере можно провести аналогию с такой категорией как финансы. Благодаря механическим и электронным носителям интеллектуальные ценности стало легко воспроизводить - откуда и возникла потребность защищать интеллектуальную собственность.

Новые законы дали возможность владельцам (создателям) управлять производством и распространением копий их произведений. Изготавливать каждую отдельную копию стало легко, но создание и налаживание информационного производства требовало времени и денег, поэтому копирование не было под силу отдельным индивидам. Однако, в настоящее время ситуация абсолютна иная - индивид может без труда сделать дубликаты различных видов ИС или использовать их информацию в новых произведениях.

При этом понятие времени и пространства нивелируются, потому что по средствам Интернета любой объект интеллектуальной собственности, представленный в электронной форме, может быть почти мгновенно доставлен в любую точку земного шара.

Осуществить охрану авторских прав в такой ситуации практически невозможно. Следить за количеством копий ИС становится крайне сложной задачей. Необходим либо жесточайший контроль, сводящий группу потребителей к узкому кругу лиц, либо ИС окажется в руках обширной публики, не желающей платить.

Большинство программных продуктов становится ширпотребом и продается дешево, не потому, что так уж легко разработать их аналог, а потому, что их легко выбить с рынка. Клиенты предпочитают (или их заставляют это делать) оригинальные продукты, поэтому поставщики аналогов, приходящие на рынок, который был создан первопроходцами, втягивают их в войну цен.

В среднем на каждом рынке найдется несколько лидеров, создающих и защищающих незаменимую, уникальную ИС. Прочим участникам рынка будет все труднее продавать ИС как имущество, потому они вынуждены будут искать новые способы получения вознаграждения за свои продукты. Создатели будут получать вознаграждение за свои услуги, но не за владение как таковое.

Закон и договоры о распространении и использовании информации, о членстве в электронных сообществах никуда не денутся, но взаимоотношения сторон выйдут далеко за пределы передачи друг другу интеллектуальной собственности. Точно так же: существуют правила землевладения, но риэлтерский бизнес все больше интересуется не столько размерами участков, сколько инфраструктурой и другими объектами недвижимости вокруг.

Да, собственность на землю играет свою роль, но вряд ли является наиболее существенным фактором для риэлтерского бизнеса сегодня.

Ценность информации претерпевает причудливые изменения. Если лишь немногие заинтересованы в ней, то объект интереса не представляет собой ценности в целом. Если же объект становится стандартом, его ценность возрастает не только в целом, но зачастую и для каждого отдельного участника. Пользователи могут взаимодействовать между собой и делиться данными.

Иногда, напротив, ценность возрастает, если объекты являются чем-то исключительными. Но многие типы информации перетекают из одной чаши в другую - первооткрыватель имеет преимущество, но в дальнейшем общая ценность увеличивается распространением знаний или дополнительной обработкой.

Программное обеспечение (программы) должно делать что-то полезное. Их ценность зависит от того, что они умеют делать и насколько людям легко ими пользоваться. Кроме того, программные продукты должны уметь взаимодействовать с другими программными продуктами. Программы можно использовать для обработки деловой информации. Их ценность зависит от наличия людей, умеющих с ними обращаться и данных, предназначенных для этих программ или совместимых с ними. Таким образом, чем шире используется программный продукт, тем больше людей хотят с ним работать. С другой стороны, программы быстро устаревают. Люди хотят получать новые расширенные и улучшенные версии, которые могут приходить от первоначального поставщика или из других источников. Программы могут служить носителем ценных услуг, таких как помощь, консультации, обучение, программирование и устранение ошибок, которые могут исходить от первоначального поставщика, от его партнеров или из других источников. Наконец, можно не продавать программы для решения задач, а решать эти задачи, оказывая тем самым услугу.

И в заключении подытожим: чем более широкое и повсеместное распространение получит ИС, тем большую экономическую отдачу она осуществит. При этом необходимо исходить из «нулевых» затрат на разработку ИС, так как благодаря этому подходу сместятся ориентиры от нематериального владения к материальным отношениям, что подтвердит лозунг «богатство состоит не в праве собственности, а в праве пользования».


Спонсор данной статьи: Компания "Мастер-сервис" предлагает профессиональные услуги по модернизации и ремонту ноутбуков в Москве. Если для Вас ноутбук - неотъемлемый инструмент работы и развлечений, то позаботьтесь о его работоспособности и быстродействии вместе с фирмой "Мастер-сервис"!







Интересное:


Структура рынка информационных продуктов и услуг
Кризисные явления на рынке информационных технологий и проблемы интеллектуальной собственности в Интернете
О совершенствовании учетно-информационной инфраструктуры менеджмента
Неотчужденность как принцип построения модели информационного обеспечения контроллинга в системе антикризисного управления
О результатах экспертной оценки роли информационного обеспечения в системе экономических решений
Вернуться к списку публикаций