2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяИнформатика и информатизация — Вопросы развития региональной информационной инфраструктуры



Вопросы развития региональной информационной инфраструктуры


В обществе, применительно к экономике, всегда происходит циркуляция информации, при этом можно выделить два основных направления ее движения:

1) циркуляция информации в сфере непосредственного производства (НИОКР, фундаментальная наука, образование)

2) циркуляции информации в сферах распределения и обмена.

Необходимо отметить, что информация, двигающаяся во второй сфере, в основной своей массе носит оперативно-управленческий характер. Рассмотрим подробнее вторую сферу циркуляции информации.

Джон Дью, американский философ, говорил: “Общество не только продолжает существовать в результате передачи сообщений, коммуникаций, но и, можно сказать, оно существует в самих передачах коммуникациях”[1 p. 108]. Отечественный экономист Цвылев Р.И., рассматривая роль коммуникаций в развитии человеческого общества, утверждает, что “степень развития рыночного обмена и человеческих коммуникаций - вот два важнейших фактора, которые определяют тот или иной уровень единства, слитности или интеграции общественного организма и, следовательно, степень развития или занятости социальной организации, и добавим, также исторический тип социальной организации” [2 с. 18].

Белла Д. также связывал развитие общества с развитием коммуникаций. По его концепции исторически любое общество связано тремя инфраструктурами:

- Транспортной;

- Энергетической;

- Коммуникационной (от обычной почты до спутниковой связи)[3 ].

По мнению Мартина У. Дж, телекоммуникации существенным образом определяют эффективность многих других секторов экономики, например, банковского дела, пассажирских и грузовых перевозок. Таким образом, сегодня происходит превращение информации в товар и образование международного информационного рынка [4 ].

По мнению Ворониной Т.П., “информационная инфраструктура - это ключевой элемент информационного общества. Она представляет собой совокупность средств по обработке информации, объединенных в компьютерные и коммуникационные сети” [5 с. 18].

Ворониной Т.П. выделяются четыре стадии развития информационной инфраструктуры:

1. Основная масса программ и баз данных создается в рамках этой инфраструктуры предварительно и предоставляется для использования широким массам населения.

2. Сам пользователь собирает данные, делает программы и использует информационную инфраструктуру для того, чтобы произвести необходимую ему информацию.

3. Становится возможным совместное использование информации, произведенной отдельными пользователями.

4. Стадия синергетического производства и совместного использования [5 с. 19].

Необходимо отметить, что предложенное деление на стадии ориентировано, прежде всего, на информационные технологии, появившиеся в последние годы. И корректнее было бы назвать их стадиями развития и распространения технологий обработки информации, основанных на микроэлектронной базе.

Поэтому более адекватным является понимание под информационной инфраструктурой “структуру системы информационного обеспечения всех потребителей информацией” [6 с. 11] в обществе на основе информационно-коммуникационных технологий, свойственных данному технологическому периоду развития цивилизации.

Соответственно информационная инфраструктура выступает системообразующим элементом информационного общества, именно степень развитости данной инфраструктуры непосредственно связана с дальнейшим развитием рыночных отношений в обществе.

Для целей анализа и выбора направлений развития информационной инфраструктуры, последнюю целесообразно расчленить на ряд слоев:

1) системы связи федеральных органов исполнительной власти;

2) системы связи общего пользования (ГТС, Сотовая связь и т.п.);

3) региональные системы связи и центры обработки данных государственных учреждений, для целей обмена данными и обработки информации, в настоящий момент реализуются, как правило, с использованием систем связи общего пользования или ФАПСИ;

4) региональные системы связи и центры обработки данных негосударственного сектора, для целей обмена данными и обработки информации;

5) системы связи, действующие в банковском секторе;

6) средства массовой информации;

7) системы предоставления информации для рыночных субъектов в электронной форме.

Первый слой - системы связи федеральных органов исполнительной власти, развитие данных систем и управление ими осуществляется на федеральном уровне и региональное влияние несущественно, поэтому нами они рассматриваться не будут.

Второй слой - системы связи общего пользования. Не для кого не секрет, что Россия по степени телефонизации далеко отстает от всего Западного мира, и решение данной проблемы ложится, как правило, на региональные органы власти. Решение данной проблемы в рамках старых концепций телефонизации представляет собой тупиковый путь, у России при всем ее богатстве природными ресурсами не хватит цветных металлов, в частности меди, для прокладки пары жил в каждую квартиру или офис. Да еще необходимо учитывать, огромные территориальные просторы нашей отчизны, когда отдельные населенные пункты отстоят друг от друга на сотни километров.

Отсюда вытекают две основные проблемы: первая - создание территориальных каналов связи, ответственных за транспорт информации между населенными пунктами и региональными центрами; вторая - структуры в самих населенных пунктах, которая ответственна за передачу информации внутри населенного пункта и связь с территориальными информационными транспортными каналами.

Учитывая, что построение даже региональных каналов транспорта информации, будет представлять собой с экономической точки зрения огромные капиталовложения, решение данной проблемы, учитывая современной состояние государственной экономики, представляется невозможным. А без развития информационной инфраструктуры Россия не сможет догнать мировое сообщество. Перед нами замкнутый круг. Для становления, развития и управления экономикой на данном этапе требуется информационная инфраструктура, для создания которой необходима развитая экономика. Сложность данной ситуации в том, что привлечение иностранных инвесторов в данную отрасль, которая крайне подвержена монополизации, находится в противоречии с доктриной информационной безопасности Российской Федерации.

Для решения данной задачи, требуется как разработка нестандартных технических решений, так алгоритмов финансирования и управления инвестиционными процессами по претворению данных решений.

В формализованном виде можно сформулировать следующие общие требования к проекту информатизации региона:

1) Низкие капиталовложения

2) Как можно более быстрая отдача и введение в строй костяка системы.

3) Высокие возможности системы для развития.

4) Многофункциональность, подразумевающая возможность использования данной системы для телефонных переговоров, передачи данных и т.п.

Если касаться многофункциональности, и высоких возможностей для развития, то вполне очевидно, что данная система должна быть основана на цифровых технологиях, а не на аналоговых, как большинство система связи в России.

Быстрая отдача и введение в строй возможны только в том случае, если на первом этапе вводится основная масса транспортных каналов, и основные узлы связи в крупных населенных пунктах.

Самой сложной задачей остается достижение низкого уровня капиталовложений для развития информационной инфраструктуры.

В России еще в Советские времена была предложены принципы создания такой инфраструктуры, которые не только не устарели, но находятся на порядок выше западных аналогичных разработок, и некоторые даже имеют практическое воплощение.

Резкого снижения капиталовложения в создание транспортных каналов связи можно достичь, используя современные системы транспорта «электроэнергии». Да, именно линии электропередачи, которые, слава Богу, охватывают практически всю территорию России.

Уже давно доказана принципиальная возможность использования линий электропередачи напряжением выше 2000-3000 Вольт для нужд связи. Именно данные линии используются для транспортировки электроэнергии между населенными пунктами и даже внутри них. Установка соответствующего оборудования, и приспособление данных линий, потребует гораздо меньше капиталовложений, чем строительство всей информационной транспортной сети и позволит получить полнокровную информационную инфраструктуру в кротчайшие сроки и с минимальными капиталовложениями. Недостатком данного варианта, является необходимость решения правовых вопросов, касающихся права пользования соответствующими линиями электропередачи. Заметим, что реализация данного решения возможна с использованием отечественных разработок и оборудования.

Для создания разветвленной цифровой связи в населенных пунктах можно использовать отечественное российско-белорусское оборудование. Принцип его действия основывается на том, что к конкретному дому прокладывается только одна линия связи, а те сотни проводов как сейчас, а внутри здания размещается оборудование, размером электросчетчик, обеспечивающие маршрутизацию сигналов до конечных потребителей. Телефонная станция, работающая на таких принципах занимает объем всего в несколько кубометров и не требует строительства дорогостоящих дополнительных зданий и помещений. Так как данная система строится на цифровых стандартах, то интегрирование ее с системами спутниковой, сотовой и прочих систем не составит большой проблемы.

Относительно финансирования данного проекта можно сказать следующее. Региональным бюджетам не под силу будет реализовать весь проект, поэтому нами предлагается следующая схема. Федеральный центр поставляет основное оборудование для организации магистральных транспортных каналов и узлов связи, а монтаж данного оборудования осуществляется за счет бюджетов региона, оконечное оборудование монтируется и приобретается за счет непосредственных потребителей.

Почему нами сказано, что федеральный центр поставляет, а не финансирует поставку оборудования. Все магистральные каналы связи будут интегрироваться в федеральную информационную систему связи, соответственно каждый узел связи и элемент оборудования для организации транспортной сети будет виден во всей сети после его монтажа и ввода в эксплуатацию. На этой технической основе можно построить эффективную систему контроля и управления процессом развертывания информационной сети, как на уровне региона, так и на федеральном уровне. Для этих целей в каждый элемент оборудования при его сборке на заводе на микроэлектронном уровне заносится информация о его характеристиках и порядковые номера и придаются функциональные свойства, после монтажа сообщать о времени монтажа, месте, и регулярно на протяжении всего срока эксплуатации подтверждать свое наличие. Что позволит предотвратить разбазаривание и хищение оборудования, так как отсутствие «голоса» оборудования в сети, есть признак нарушения процесса развертывания системы.

Использование данной схемы позволит создать на региональном уровне развитую структуру транспорта информации, которая может вступить основой для создания систем связи общего пользования и государственного управления.

Третий слой - региональные системы связи и центры обработки данных государственных учреждений. Надежным фундаментом для их развития выступает развитие системы связи общего пользования. Однако на данном слое основное значение приобретает вопрос управления информационными ресурсами.

К сожалению, на настоящий момент отсутствует цельная политика управления региональными информационными ресурсами.

Согласно действующему закону “Об информации, информатизации и защите информации”, информационные ресурсы - это “отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)”[7 ].

По нашему мнению, информационные ресурсы представляют собой информацию, которая используется экономическими субъектами в процессе своей хозяйственной или управленческой деятельности, способствует снижению риска или повышению эффективности данной деятельности, либо выступает в качестве фактора производства. Данное понимание информационных ресурсов позволит четче выделить приоритеты при разработке политики управления в данной области. Отсюда видно, что перенос всей той массы информации, которая хранится на бумажных носителях в электронную форму, одновременно нецелесообразен. Первыми должны быть переведены на магнитные носители те ресурсы, которые используется экономическими субъектами в процессе деятельности, способствует снижению риска или повышению эффективности данной деятельности. Это информация правового, экономического характера, информация о существующих в регионе производителях и поставщиках услуг, информация о платежеспособности хозяйствующих субъектов, информация о налогоплательщиках, статистическая информация.

К сожалению, существующая практика показывает нецелесообразное расходование материальных ресурсов на сбор информации. Например, информация бухгалтерских отчетов предоставляется хозяйствующими субъектами и в налоговые органы и в органы статистики, при этом качество информации представляемой последним гораздо ниже. Получается, что огромная масса чиновников занимается вводом и обработкой одной и той же информации дважды, один раз в налоговых инспекциях, а второй раз в органах статистики, что ведет к увеличению государственных расходов на управление.

Необходимо управлять процессом создания информационных ресурсов, путем исключения возможности и создания дважды одного и того же ресурса. В частности, данные по бухгалтерским отчетам должны передаваться налоговыми органами в органы статистики после их сбора.

Другое позитивное начинание, возникшее в недрах министерства налогов и сборов, сдача отчетов и налоговых деклараций на машиночитаемых формах. Все сделано в лучших традициях - «Хотели как лучше, получилась как всегда». Мало того, теперь налоговыми органами грубо попирается налоговый кодекс, но данная система не способствует снижению общенациональных трансакционных издержек, тормозит процесс информатизации негосударственного сектора. Предприятия, имеющие полный цикл автоматизации бухгалтерского учета, для которых вывод квартальных отчетов был делом десяти минут, теперь вынуждены выделять отдельного человека, который должен от руки целый день заполнять новые машиночитаемые формы.

«Повышение эффективности» налицо.

Данная проблема была бы преодолена путем введения закона о цифровой подписи, тогда отпала бы необходимость в создании машиночитаемых форм, затрат бюджета на оснащение инспекций по налогам и сборам оборудованием для ввода информации с данных форм, сократился бы аппарат чиновников. А сдача соответствующих отчетов могла бы проходить без посещения налоговых инспекций налогоплательщиками, что еще больше уменьшило бы расходы на их содержание, так как высвободилось большое количество помещений.

Так как закон о цифровой подписи в России появится, судя по всему еще не скоро, то, нужно хотя бы устранить «маразм» с машиночитаемыми формами, путем договоренностей с поставщиками программного обеспечения по автоматизации учета об унификации печатаемых отчетов, которые потом могли бы быть использованы для машинного ввода. Данный путь более перспективен, и будет встречать со стороны налогоплательщиков меньше сопротивления.

Поэтому введения машиночитаемых форм, на всех уровнях управления должно начинаться с анализа, а будет ли эффективен машинный вывод данных форм, и какие издержки по подготовке данных форм будут нести субъекты их представляющие.

Четвертый слой - региональные системы связи и центры обработки данных негосударственного сектора. Здесь государственное управление возможно только путем лицензирования и контроля. Развитие данного слоя инфраструктуры целиком зависит от второго слоя, поэтому целесообразно привлекать данные структуры к финансированию создания систем транспорта информации.

Пятый слой - системы связи, действующие в банковском секторе, данный сектор находится под юрисдикцией Центробанка, поэтому региональное опосредованное влияние на него возможно посредством второго и третьего слоев. Нужно заметить, что с развитием систем «банк-клиент» значение данного слоя будет увеличиваться, однако это произойдет только после принятия законодательства о цифровой подписи.

Шестой слой - средства массовой информации, по данному поводу существует достаточно много литературы, однако скажем, что необходимо о критических случаях введение определенной цензуры экономической информации, проходящей через СМИ.

Нами предлагается ввести термин позитивная цензура - это та цензура, которая не дает СМИ производить не полное информирование общества или его дезинформацию. Например запрещено упоминать один товар, создавая видимость что не существует ему аналогов.

Седьмой слой - системы предоставления информации для рыночных субъектов в электронной форме. Он включает в себя развитие систем электронной публикации данных, таких как WEB - сайты органов государственной власти, министерств, ведомств.

Но в данной сфере необходим контроль. Например, статистическую информацию о состоянии российской экономики можно получить сайтов Управлений статистики за деньги, а с сайта какого-то университета в Китае ту же информацию можно получить бесплатно. Если информация носит общедоступный характер, то государственные органы обязаны ее предоставлять всем бесплатно.

Перспективным является создание государственных павильонов доступа к информационным ресурсам для граждан, так как не все имеют компьютерную технику.

Все эти мероприятия будут способствовать созданию единообразного информационного поля в государстве, которое будет способствовать развитию рыночных отношений и здоровой конкуренции.


Примечания:

1. Czitron D. Media and American Mind. The University of North Carolina Press, 1982. P. 108.

2. Цвылев Р. И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России. - М. :Наука, 1996. - 205с.

3. Белл Д. Третья технологическая революция и ее возможные социальные последствия. Реферат . Bell D. The Third technological revolution a. Its possible socioeconomic consequences// Dissent. N. Y. - 1989. Vol 36. , №2, p. 164-176.

4. Мартин У. Дж. Информационное общество . Проблемы и иллюзии. Реферат. - М. :ИНИОН, . 1989

5. Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. - М. : ЦАГИ, 1995.

6. Основы экономической информатики. - Минск: БГЭУ, 1998.

7. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации”.







Интересное:


Недостатки современной государственной политики проводимой в сфере информатизации органов управления
О результатах экспертной оценки роли информационного обеспечения в системе экономических решений
Вопросы развития региональной информационной инфраструктуры
Неотчужденность как принцип построения модели информационного обеспечения контроллинга в системе антикризисного управления
Некоторые проблемы использования современных компьютерных технологий
Вернуться к списку публикаций