2009-07-09 17:53:18
ГлавнаяМасс-медиа — Средства массовой информации и российская государственность



Средства массовой информации и российская государственность


Анализ института средств массовой информации в структуре российской государственности, его основных элементов, а также общественных предпосылок приводит к выводу о том, что перед Россией стоят три неотложные задачи, от решения которых зависит само ее сохранение как государства.

Так, все элементы и структурные блоки новой российской государственности должны как можно скорее войти в режим демократически-правового функционирования, принципы которого утверждены Конституцией РФ. Только это может обеспечить ту действенность государственной власти, дефицит которой наблюдается. Искать эффективность и реальную значимость на иных путях за счет расширения полномочий и государственного «веса» различных «силовых структур», за счет сворачивания конъюнктурной корректировки избирательного процесса, поиска «сильных личностей», якобы способных «навести порядок в стране», - значит отклониться от основной цели трансформации России в современное правовое государство.

Само российское общество также должно избавиться от «синдрома посттоталитарной апатии», от ностальгии по патерналистскому государству, преодолеть разочарование в «демократии» как таковой, вызванное первым опытом ее утверждения в России. Все легальные формы самодеятельности и самоорганизации, все утвержденные Конституцией права и свободы необходимо использовать для модификации пассивной данности российского «гражданства» в активную гражданственность, на фундаменте которой только и возможна современная государственность.

И, наконец, необходим постоянный, заинтересованный и ответственный диалог «власти» и «общества», в котором политический императив конструктивного взаимодействия должен преобладать над интересами конъюнктурного политиканства. Отнюдь не занижая значимости достигнутого на пути строительства новой российской государственности, необходимо констатировать, что оптимальная стабильность России, гарантирующая ее будущее, еще не достигнута.

Можно сделать следующие выводы:

1. Средства массовой информации - представляют собой единство трех начал: естественного (природного), ибо информация является важнейшим ресурсом, без которого невозможна сама жизнь; социального, порождающего проблему организации совместной деятельности и общения; духовного, вызывающего необходимость знаний и оценки происходящего.

2. Идеологическая деятельность государства направлена на создание у населения патриотической системы взглядов, а также на пропаганду объективности и необходимости проводимых государством реформ.

3. Средства массовой информации занимают центральное звено в идеологической деятельности государства, однако в современной России, данная функция масс-медиа используется не в должной степени.

4. Взаимодействие средств массовой информации с государством, как центральным элементом политической системы общества, зависит от трансформации формы современной Российской государственности.

5. Либерально-демократический путь развития для России приемлем. Православная идеология не содержит никаких специфических предпосылок для выбора какого-либо конкретного пути прогресса и вполне может сосуществовать с либеральной идеологией. Особый «русский путь» развития - это безраздельное своеволие бюрократической номенклатуры, существование которой всегда сдерживало развитие России.

6. Основой для построения либерально-демократической политической системы социального типа является развитое гражданское общество. В политической жизни участвуют такие элементы гражданского общества, как политические партии и группы интересов. Формирование элементов гражданского общества в России идет недостаточно активно. На сегодняшний день функционирует многопартийная система, которая должна представлять интересы различных социальных групп в государственном аппарате, но в силу своего несовершенства свои функции она не выполняет. Сформировались группы интересов, оказывающие давление на политическую элиту с целью достижения поставленных перед собой целей, но они только ищут способы и формы воздействия.

7. Информационная подсистема устанавливает связь между политическими организациями политической системы. В нее входят разнообразные средства массовой информации. Они выполняют многообразные функции в политической системе: информируют, рекламируют, развлекают, играя важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире, осуществляется в целом через и с помощью СМИ. Российское общество сегодня опасно дезориентировано, что во многом обусловлено отсутствием достоверной информации. Именно поэтому необходимо трансформировать СМИ, сформировать их новую модель, которая представляла бы собой формы открытого и толерантного развития общества. В этой модели государственные и рыночные силы должны находится под общественным контролем.

8. Характеризуя эволюцию формы современного Российского общества и участия в том средств массовой информации, автор постулирует тезис о том, что происходит болезненный процесс смены курса развития государства - трансформации, как основных атрибутов государственности, так и сопутствующих им факторов, т.е. Россия с тоталитарного пути развития переходит на демократический. Причем характеристика политико-правового режима происходит с позиций рассмотрения последнего в качестве одного из существенных критериев реального соотношения общества и государственности, как современной России, так и других государств.

Зная о традиционно значительной роли государства в политической системе Российского общества, важно правильно определить стратегию государственной политики в отношении создания предпосылок и условий для построения правового государства и формирования гражданского общества.

На пути создания в России правовой государственности и гражданского общества немало трудностей, однако чем быстрее и глубже мы изучим указанные проблемы, тем легче будет государству и обществу, политическому руководству и общественным движениям, партиям и государственным организациям находить наиболее приемлемые решения сложнейших задач, вставших перед нами в период обновления взаимодействия элементов социальной системы - Российское общество и государственность.







Интересное:


Масс-медиа - информационная основа политической системы общества
Средства массовой информации и коррупция
Место и роль СМИ в становлении и развитии гражданского общества
Радиореклама как фактор формирования современного стиля жизни
Идеологическая деятельность государства: природа и содержание
Вернуться к списку публикаций