2009-07-09 17:52:18
ГлавнаяМасс-медиа — Средства массовой информации и эволюция формы государства



Средства массовой информации и эволюция формы государства


Практика зарубежного федерализма знает принцип субсидиарности, то есть взаимодополняемости, когда между федерацией и ее отдельными субъектами перераспределяются полномочия, если одна из сторон не в состоянии выполнять своих функций. Однако, как правило, именно «субъекты федерации» делегируют «центру» свои полномочия, а не наоборот.

У нас же идет перераспределение «сверху вниз», когда федеративное государство готово ради самосохранения уступать субъектам права, которые они настоятельно требуют.

Федерализм по горизонтали и по вертикали конституционен по своему характеру. Поскольку любой крен в сторону договорного федерализма превращает федерацию в квази-конфедерацию, а это очень неустойчивая структура (примером этого могут стать события в Чеченской республике). Сочетание административно-территориального федерализма с федерализмом экономическим, культурным, личностным - единственный путь к гармоничному развитию двух уровней трансформируемой российской государственности - федерального и регионального.

На уровне институтов федеральной власти центральными становятся: «проблема балансировки обширных конституционных полномочий главы государства с помощью максимальной реализации всех конституционно гарантированных возможностей эффективного взаимодействия правительства, парламента и судебной системы; проблема равновесия всех уровней государственной власти по вертикали и местного самоуправления». При этом основная ответственность ложится на Государственную Думу, обязанную оперативно отслеживать и заполнять правовой вакуум, позволяющий использовать бесконтрольно и произвольно президентские полномочия, и обеспечивать принятием соответствующих законов гармонизацию в деятельности разных уровней и ветвей власти.

На уровне институтов власти субъектов Федерации необходимо добиваться полной реализации статьи 5 Конституции РФ, утверждающей «равноправие» всех субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Тезис об «асимметричной федерации» и ее «исторической необходимости на данном этапе», нуждается (в свете конкретного опыта построения российской государственности) в определенной корректировке. «Симметричная» в строгом правовом смысле федерация - та конструкция, которая может обеспечить реальную стабильность Российскому государству.

В связи с этим особенно важно подчеркнуть следующее:

- в становлении новых федеративных отношений в России федерализм должен пониматься не как борьба за главенство, не конкуренция за полноту власти между «центром» и субъектами федерации, а их конструктивное и целесообразное сотрудничество. Оно достигается на основе обеспечения баланса интересов регионов и страны в целом, через создание совместными усилиями оптимальной модели распределения предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- современное состояние российского федерализма создает противоречие, от разрешения которого будет во многом зависеть перспектива его эволюции. В новых условиях национально-территориальные и административно-территориальные субъекты Федерации, с одной стороны, равноправны в отношениях с федеральным центром и между собой, а с другой - сохраняют различия в своем политическом и государственно-правовом статусе. Очевидно, что в этом случае эффективность подобной модели федерализма будет зависеть от эффективности разрешения появляющихся противоречий между равноправием республик и других субъектов Федерации и своеобразием их политико-правового статуса;

- федерализм - это не только политическое, государственно-правовое понятие, но и способ организации всей общественной жизни, в том числе и экономической. Поэтому развитие федеративных отношений должно включать в себя создание соответствующей системы государственного регулирования, управления экономикой и социальной сферой - того, что принято называть государственно-региональной политикой; - становление федерализма в России предполагает глубокие изменения системы территориального управления, сбалансирования государственной системы власти в целом. У нас в России решение этой задачи означает необходимость действовать сразу по трем направлениям: обеспечить превращение государственных органов управления в систему институтов, отвечающих принципам федерализма; расширять самостоятельность субъектов Федерации в выработке и реализации региональной социально-экономической политики, одновременно повышая их ответственность за ее результаты; формировать систему местного самоуправления и другие формы негосударственного управления, обязательные признаки правового государства и гражданского общества.

В целом, на наш взгляд, России больше соответствовала бы такая модель федеративного устройства, при которой Российская Федерация политически декларируется цельным и неделимым государством с устройством не по национально-территориальному, а по административно-территориальному принципу. В рамках подобного государственного образования регионам делегируются широкие полномочия, гарантируется развитие местного самоуправления, национальным меньшинствам предоставляется национально-культурная автономия, полное право на развитие собственного языка, культуры и традиций.

Эволюция формы российской государственности, начавшаяся около 15-ти лет назад, к настоящему времени находится еще на одной из начальных стадий. Причины этому разные. Как было показано выше, не во всех случаях перенос структур и схем характерных для демократических государственностей дает положительный результат. Прямое копирование, пусть и передового опыта, без корректировок на своеобразную российскую реальность дает эффект прямо противоположный ожидаемому. Поэтому, трансформация важнейших институтов государственной власти не может идти путем, проторенным «западными демократиями». Если демократические институты и экономические ресурсы могут быть «трансплантированы» извне (либо их введение облегчается, а их устойчивость обеспечивается позитивными и негативными санкциями, предназначенными для поддержания и укрепления новых демократических устройств), то «дух народа», или «ментальная запрограммированность» общества, необходимые для приведения в действие механизмов новых элементов формы государственности, не столь легко поддаются внешней интервенции.

Становление устойчивого «гражданского общества» не может быть инициировано в России извне. Очевидно, что формирование политической и культурной модели гражданского доверия и самоопределения в многонациональном государстве может быть ускорено, до некоторой степени, в рамках правового регулирования, однако сами по себе правовые нормы в конечном итоге не могут создавать подобных моделей, моральные и культурные составляющие которых не являлись бы заимствованными.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Анализ конституционных основ свободы массовой информации
Радиореклама как фактор формирования современного стиля жизни
Идеологическая деятельность государства: природа и содержание
Масс-медиа - информационная основа политической системы общества
Средства массовой информации и коррупция
Вернуться к списку публикаций