2009-07-09 17:51:18
ГлавнаяМасс-медиа — Идеологическая деятельность государства: природа и содержание



Идеологическая деятельность государства: природа и содержание


Иные же субъекты политики и соответствующие им идеологические системы возникали позже, по мере усиления социальной дифференциации общества и осознания этого представителями различных социальных групп, появления социального (или, возможно, классового) самосознания и формирования адекватных их интересам определенных идеологем и ценностных систем. Будучи ядром политической системы всякого общества, государство является наиболее значимым субъектом политики, и его идеология занимает более статусную роль, чем идеологемы всех иных субъектов - политических партий, движений, общественных и иных организаций и т.п.

Вместе с тем, следует отметить что и сейчас продолжает существовать множественность терминов, которыми различные исследователи определяют один и тот же феномен. Наиболее частотными из них являются следующие: государственная идеология, общенациональная идеология, национальная идеология, национально-государственная идеология, национальная идея, общенациональная идея, национально-государственная идея и некоторые иные. Причем, зачастую они используются именно как синонимы, поскольку предполагается если не идентичность, то существенная близость между многими из них. Все они, как следует из семантического содержания приведенных терминов, отображают некие идеологемы, присущие политико-территориальной общности, образующей какое-либо государство или, реже, титульному этносу данного государства.

Как мы видим, они распадаются на два блока, первый из которых объединяет единый термин «идеология», а второй - «идея», с различными, порою совпадающими определениями. И действительно, представляется возможным констатировать наличие и идеологий, и идей, существующих в различные исторические эпохи и в различных государствах.

Сложность выявления собственно идеологии в каком-либо ее виде и следующее из этого отрицание самого факта ее существования в некоторых государствах следует объяснить лишь недостаточной степенью ее артикулированности. Она может существовать в различных культурно-политических обличиях, быть аморфной или четко структурированной, носить разную степень нормативности - от сугубо моральной мотивации до государственного обязывания. Но несомненно, что любое государство через свои институты культивирует определенные ценности или системы ценностей, являющиеся и условием их существования, и инструментом воздействия на свое население. Так, А.Г. Мовсесян отмечает, что нельзя построить сильное государство без воспитания в гражданах чувства патриотизма, чувства значимости действия конкретного человека в жизни своей страны, чувства сопричастности к проблемам своего народа, и данные задачи и являются функцией государственной идеологии.

Один из создателей теории действия и структурно-функциональной школы в социологии Т. Парсонс рассматривает человеческое действие как совокупность социальной, культурной, личностной и органической систем. Под социальной системой он понимает совокупность индивидуальных ролей, формирующих определенный тип коллективности, управляемых соответствующими нормами и ценностями. Культурная система есть модели значений объектов, которые проявляются через символы и знаки. Но и социальная, и культурная системы в конечном счете обусловливаются ценностями данного общества. Априорные ценности лежат в основе функционирования любого общественного организма, определяя характер и направление его развития. Поэтому ценности всякого государства, в том числе и сознательно им культивируемые, если следовать логике Т. Парсонса, в форме его государственной идеологии во многом определяют происходящие в нем социально-политические, социокультурные и экономические процессы.

Государственная или общенациональная идеология есть более высокоорганизованная модель или тип исходящих от государства идей и более настоятельная и последовательная их селекция силами и средствами государства. Она существует в виде целостной системы, логично и иерархизировано построенной. Только в тех случаях, когда государство сознательно акцентирует свою идеологическую деятельность, придает ей значимую роль в ряду иных своих функций, создает и распространяет посредством всех коммуникационных каналов и форм массово-политической работы некую базовую модель идеологии, можно с достаточной степенью определенности фиксировать ее существование. Особенно это характерно для тоталитарных и авторитарных форм государственности, где государственная идеология предельно жестка, апологетична и догматична, нетерпима к иным идеологическим системам, где инакомыслие в любой степени или форме расценивается как нелояльность по отношению к государству и правящей элите и соответствующим образом карается. Именно этот тип официально-идеологической системы зачастую рассматривается как государственная идеология вообще, его чистая и единственная форма.

Так, А.П. Бутенко государственную идеологию определяет как систему взглядов и идей, объявленной властью официальной для данного государства: этой идеологией пронизываются все стороны общественной и личной жизни, и такая ее роль поддерживается всем авторитетом государства, в том числе и его органами насилия. Подобное определение, при всем уважении к автору, вряд ли правомерно. Оно отображает лишь идеологию тоталитарного государства, свойственную достаточно небольшому числу европейских и азиатских государств XX века. Вместе с тем, исходящая от государства идеология далеко не всегда настолько одиозна, тоталитарна и репрессивна. Вполне демократические государства также зачастую имеют и целенаправленно культивируют идеологию как достаточно целостную систему. Но это не означает, что данное государство претендует на монополию в идеологической сфере, нетерпимо и репрессивно в отношении существующих в обществе иных идеологий и их носителей. В демократических государствах конституционно закреплены и реально существуют политический плюрализм, многопартийная система, свобода убеждений и т.п. Но государство выступает здесь как равноправный политический актор, ведущий честную конкурентную борьбу с другими субъектами политической жизни за общественное сознание своего населения, и стремящийся убедить в своей правоте, адекватности именно своих идеологем объективным интересам и потребностям граждан.

Поэтому более удачным представляется определение, которое дается Т.П. Коржихиной и А.С. Сениной: «Под государственной идеологией мы понимаем совокупность идей, с помощью которых существующий политический режим обосновывает свое право на власть и которыми он руководствуется в своей повседневной деятельности. Целью государственной идеологии является обоснование власти, методов ее достижения, повышение ее престижа среди своих граждан и международной общественности».

Примеров такого рода идеологии достаточно много. Сюда, в частности, можно отнести так называемую «американскую идея» или «американскую мечту», сознательно культивируемую правительством Рузвельта в годы великой депрессии. В условиях глубокого экономического и политического кризиса, пошатнувшего устои государства, государственные институты США постоянно апеллировали к укорененным в массовом сознании ценностям, подчеркивая, что именно они позволят преодолеть все существующие трудности. И составными элементами этой модели были патриотизм, вера в величие и несокрушимость Америки, идеи о незыблемых идеалах свободы и демократии, а также об определенном и достижимом идеале материального благополучия.

Государственная (или национальная) идея - есть менее целостная и систематизированная, более контурно, эскизно обрисованная совокупность общепризнанных и поддерживаемых государством ценностных ориентации. В.Н. Катасонов отмечает, что национальная идея может быть выражена в различных жанрах, от государственных конституций и научных трактатов до кратких политических лозунгов и поговорок. Но в ее составе всегда должны присутствовать два момента: некоторая мировоззренческая схема; место нации в этой схеме, определяющее смысл и судьбу ее существования. Здесь уже нет строгой системности и иерархизации, нет соподчинения и взаимообусловленности элементов. Это скорее совокупность или набор ценностных ориентации, наиболее оптимальных и желательных для граждан данного государства.

Именно наличие и воспроизведение в каждом последующем поколении национальных идей представляет собою условие существования народа как самостоятельного субъекта исторического процесса и его государства. Они представляют собою смысловой центр национального единства, объединяющий в единое целое все проживающее в определенном пространстве население. Отсутствие или существенное ослабление их способно привести к распаду единого ценностного пространства, превращению государства в аморфную совокупность слабо взаимосвязанных индивидов и групп, в то, что Н.Я. Данилевский называл этнографическим материалом, предназначенным раствориться в иных национальных образованиях.

Государство и его институты здесь в гораздо меньшей степени занимаются сознательной селекцией и пропагандой, поскольку государственная идея существует сама по себе, как следствие самоосознания и самоорганизации данного социума. Напротив, может существовать несоответствие, а то и прямое противоречие между объективно, независимо от воли руководства данного государства существующей его национальной идеей и практической деятельностью государственных органов. В истории достаточно часто политические лидеры различных государств в силу разных причин проводило политику, противоречащую и их объективным интересам и национальной идее, что приводило к острым внутриполитическим кризисам, а нередко и к гибели государственности.

В отличие от термина «идеология», данная категория практически не оспаривается, большинство исследователей признают правомерность и необходимость ее существования. Конкретное ее содержание толкуется различными исследователями по-разному: «выражение глубинных, общих интересов» (Л.И. Абалкин), «некий контурно выраженный общепризнанный взгляд на какие-то фундаментальные ценности» (А. Кива), «понимание людьми национальных интересов и социальных целей» (Г.В. Осипов), «развернутая историософская позиция, объясняющая смысл существования нации» (В.Н. Катасонов) и т.д. Но все исследователи сходятся в том, что она содержит представления об интересах, ценностях и целях общественного развития, степень артикулированности которых предопределена социокультурными факторами. Историк А.Н. Сахаров отмечает, что национальная идея в современной России «должна отражать прежде всего ценностные общественные достижения прошлых лет с их социально ориентированной политикой, нравственностью, коллективизмом, опытом государственного регулирования общественных процессов, сильным государственным организмом, что является сегодня одним из признаков цивилизованного общества».



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Средства массовой информации и российская государственность
Конституционные основы правовых ограничений свободы массовой информации
Понятие «свобода массовой информации»
Идеологическая деятельность государства: природа и содержание
Место и роль СМИ в становлении и развитии гражданского общества
Вернуться к списку публикаций