2009-07-09 17:51:18
ГлавнаяМасс-медиа — Идеологическая деятельность государства: природа и содержание



Идеологическая деятельность государства: природа и содержание


В теоретико-правовой литературе идеологическую деятельность государства принято рассматривать, как одну из функций государства. По нашему мнению такое понимание идеологической деятельности является не вполне приемлемым, так как содержание и природа вышеуказанной категории не охватываются только понятием функция.

Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью, содержанием и стоящими перед ним целями и задачами. Следует заметить, что в настоящее в юридической литературе предлагается трактовка функций государства не только как направлений его деятельности, «но и как механизма государственного воздействия на общественные процессы». Имеет ли эта точка зрения имеет под собой веские основания в настоящее время является дискуссионным вопросом.

Реализация дел, которые обеспечивают объективные предпосылки человеческого существования, входит в генеральную функцию государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства. За этими аспектами всегда стоит осознанная, целенаправленная деятельность различных государственных органов и всего государственного аппарата. При том, что основные задачи (цели), а следовательно, и функции государства остаются неизменными на всем протяжении его развития. В любой конкретный момент каждая функция может осуществляться различными методами и средствами.

Следует заметить, что функции государства историчны. Они меняются в зависимости от развития общества, от этапа, на котором они находятся. А также они зависят от изменений социально-политического строя. В различные исторические периоды наиболее важное, приоритетной значение приобретают те или иные задачи, цели государства, что соответственно предопределяет и функции государства. Невыполнение той или иной функции порождает негативные последствия как для общества, так и для государства.

Итак, функции государства можно определить как основные направления его деятельности по управлению обществом, включая механизмы общественного воздействия на развитие общественных процессов.

Рассматривая с данных позиций идеологическую деятельность, необходимо констатировать, что ее содержание, по всем основным признакам не соответствует только понятию функция государства.

Так, одним из признаков функции государства является выражение и предметная конкретизация социальной и политико-правовой сущности государства; идеологическая деятельность же, в свою очередь, не конкретизирует, а обосновывает сущность государственности. В функциях воплощается и раскрывается роль государства в качестве субъекта политической системы, идеологическая деятельность же подразумевает воздействие государства на все субъекты политической системы. Далее, функции государства направлены на решение задач, возникающих на определенном историческом этапе развития общества, идеологическая деятельность, - в свою очередь, направлена на формирование ценностных ориентации общества и поведенческих установок. Есть и другие различия.

Таким образом, идеологическая деятельность не охватывается понятием - функция государства. По мнению автора заслуживает внимания, высказанная в теории права позиция, рассматривающая идеологическую деятельность в качестве неотъемлемого признака государства.

Несомненно, что в любом обществе существует некоторое количество ценностных или идеологических систем, существенно отличающихся друг от друга. Они могут находиться в состоянии крайне острой и непримиримой конкурентной борьбы, могут сосуществовать на основе определенных компромиссов, могут существовать, практически не пересекаясь - т.е. набор вариантов их взаимодействия достаточно велик. Социальный характер идеологии проявляется в том, что она всегда отображает ценности и интересы определенных социальных групп и слоев. Не случайно, еще классики марксизма достаточно подробно писали о классовом характере идеологии, о том, что содержащиеся в ней взгляды, представления, ценности, оценки, нормы и т.д. непременно соответствуют интересам и потребностям определенных классов.

Тем не менее, все идеологические системы определенного общества или государства характеризует тождественность наиболее сущностных ценностей, присущих данному социуму, своего рода компромисс всех социальных групп и соответствующих им политических акторов. Все они, несмотря на имеющиеся существенные различия, функционируют в едином ценностно-идейном поле данного общества, поддерживаемом и задаваемом государством. Консерваторы и лейбористы, республиканцы и демократы, социал-демократы и христианские социалисты - все они по-своему оттеняют или акцентируют те базовые ценности и цели, которые характерны для этого общества и его государственности. Отличия в программах легальных политических партий и общественно-политических движений касаются скорее тактики и некоторых нюансов социально-экономических их целей. Даже коммунистические партии в подавляющем своем большинстве утратили свою разрушительную харизматичность времен Коминтерна и стали ныне вполне легитимным элементом национальных политических систем, призывающем к эволюционному развитию общества, социальному миру и поиску консенсуса. Государство здесь не занимается мелочной регламентацией каких-либо нюансов межпартийных и межгрупповых отношений, поскольку наличие признаваемых всеми политическими акторами социальных ценностей и идей уже само по себе регламентирует их политическую деятельность.

В условиях стабильного общества государству даже нет необходимости прокламировать и актуализировать их, поскольку для подавляющей части граждан эта идеология является чем-то вполне обыденным, само собою разумеющимся. Ценность человеческой жизни, социальный мир, достойные человека социальные условия жизни, возможность обеспечить будущее детям, гордость за свою Родину и т.д. -все это не оспаривается даже самыми радикальными политическими партиями, являющимися элементом политического истеблишмента данного государства. Поэтому всех их, и правых, и левых, объединяет интегративная идеология государства, и превращающая конкурирующие политические силы в элементы единой системы, делая возможным не столько их противостояние и противоборство, а взаимовлияние и поиск согласия, определение неписаных правил игры, а также абсолютно неприемлемых лозунгов и действий.

Поэтому правомерным представляется вывод о том, что субъектом государственной идеологии является все население государства, представители всех существующих в нем социальных и иных групп, классов, стратов, слоев и т.п. Даже обладая высокой степенью политического самосознания, обладая определенными групповыми политическими идеологиями (или суб-идеологиями), противостоящими иным их типам, все они являются той единой глобальной общностью, чьи интересы выражает идеология данного государства, сквозь призму чьих интересов отражается в ней общественное бытие.

В качестве ее носителей могут выступать выражающие данные идеологемы государственные институты, органы государственной власти, лидеры государства. Дискуссионным остается вопрос о возможности политических партий выступать в данном качестве. Поскольку всякая партия отражает интересы лишь определенных социальных групп и слоев, что следует даже из их названия, она способна репрезентировать интересы лишь некоторой части общества, более или менее значимой. Но находящаяся во власти, правящая партия практически всегда, если речь идет о демократическом обществе, вынуждена проводить политику, адекватную интересам всего общества, или большей его части, и соответствующую его базовым ценностям и целям. Замыкание в рамках узкогрупповых интересов и проведение соответствующей политики способны лишить их социальной базы и политической поддержки, поэтому происходит некоторая коррекция лозунгов и практических задач, с тем, чтобы они репрезентировали интересы всего общества. Поэтому можно заключить, что правящая в демократическом государстве политическая партия, в определенной степени, большей или меньшей, но всегда является носителем государственной идеологии, вынуждена быть таковой в силу самой логики осуществления политической власти.

Появление политической идеологии некоторые исследователи относят лишь к первой половиной XIX века, времени, когда появились массовые политические партии и следующая из этого межпартийная борьба, стали отрабатываться технологии воздействия на электорат, широко применяться приемы и методы влияния на массовое сознание. Вряд ли это правомерно, т.к. к этому времени можно отнести лишь становление политических партий современного типа, как субъекта политики и лишь одного из субъектов идеологии, с присущими им определенными типами идеологии, мировосприятия. Сама же она, как феномен политической жизни, возникла существенно раньше - с появлением самой государственности и присущей ей идеологической компоненты. Если понимать под идеологией систему ценностей, лежащих в основе политического поведения, то уже появление политики и политической деятельности как таковой предполагало и мотивацию, обоснование тех или иных действий. Поэтому уже сам факт возникновения государства, как условия и формы организации политической жизни и политической власти, предполагал и возникновение идеологической деятельности, как государства, так и иных субъектов политической жизни. Генезис и функционирование государственной идеологии логичнее отнести уже к начальным стадиям возникновения государства. Еще античные философы достаточно подробно писали об идеях и их роли в жизни государства, необходимости воспитания граждан в духе преданности отечеству, самопожертвования. Так, типы государственной идеологии в Афинах и Спарте различались разительно, предопределяя тем самым различные характеристики базисного типа личности, являющегося своего рода нормой в этих государствах - в одном случае гражданская активность и политическая культура гражданина, в другом же сугубо воинские добродетели.

Поэтому представляется возможным и правомерным вывод о том, что именно государственная идеология была исторически первым типом политической идеологии, возникшей уже с момента появления политической жизни, политической власти и государственности как непременного их условия.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Радиореклама как фактор формирования современного стиля жизни
Понятие «свобода массовой информации»
Конституционные основы правовых ограничений свободы массовой информации
Масс-медиа - информационная основа политической системы общества
Анализ конституционных основ свободы массовой информации
Вернуться к списку публикаций