2009-07-09 17:49:18
ГлавнаяМасс-медиа — Масс-медиа - информационная основа политической системы общества



Масс-медиа - информационная основа политической системы общества


Принято считать, что СМИ принадлежит особая роль в осуществлении властных отношений, процессов интеграции и социальных изменений. В соответствии с принципами трансграничных коммуникаций, разработанными исследователями Европейского института СМИ, выделяются следующие качества и функциональные признаки их деятельности: «1) расширение горизонта (взгляда на мир) читателя (зрителя, слушателя); 2) уважение достоинства человека; 3) объективность в подаче новостей; 4)отражение плюралистического характера общества».

Информационная система по своей природе должна способствовать общественному равновесию и развитию. СМИ, например, воплощают единство трех начал: естественного (природного), ибо информация является важнейшим ресурсом, без которого невозможна сама жизнь; социального, порождающего проблему организации совместной деятельности и общения; духовного, вызывающего необходимость знаний и оценки происходящего.

Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все более растущего проникновения СМИ в политическую сферу, их превращение в один из важнейших инструментов реализации политического процесса. Знаменательно, что в современной политологии СМИ характеризуют такими пышными титулами, как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти» наряду с законодательной, исполнительной и судебной и т.д. Вера во всемогущество телевидения настолько велика, что иные политические деятели считают, что тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну. И действительно, современную политику невозможно представить без прессы, радио и телевидения. Вне всякого сомнения, в тех переменах, которые в настоящее время переживает наша страна, не последнюю роль играют СМИ.

Сегодня превалирует две основные точки зрения на место и роль СМИ в обществе. Одна рассматривает их как орган власти, другая - как орган гражданского общества. Отсюда возникает как бы двойной стандарт в оценке деятельности СМИ, в основе которого - сложное взаимодействие, реальное противоречие между двумя основными функциями СМИ. С одной стороны, они призваны обеспечить информационное обслуживание процесса функционирования властных структур, с другой - их задачей является информационное обеспечение процесса реализации многообразных потребностей и интересов частных лиц, социальных слоев и групп, гражданского общества в целом. В здоровом общественном организме указанное противоречие разрешается на основе конструктивного диалога власти и общества, продуктивной деятельности всех их звеньев и граждан.

Особенности СМИ состоят в том, что они могут или имеют возможность прямо обратиться к общественности, как бы минуя традиционные институты: церковь, школу, семью, политические партии и организации и т.д. Именно эта возможность используется и рекламным агентом, пытающимся убедить публику купить тот или иной товар, и политическими деятелями, политическими партиями и т.д. для мобилизации массовой поддержки своей программы.

В течение длительного периода для широкой публики главным источником информации служила пресса - газеты и журналы. Предоставляя различную информацию о различных сторонах общественной жизни, пресса приучила рядовых граждан рассматривать себя частью более широкого мира, реагирующей на происходящие в нем события.

Радио значительно расширило возможности эксплуатации массовых коммуникационных процессов в политических целях. С его появлением радикальным образом и навсегда изменился механизм освещения информации, сделалось возможным передавать ее через государственные границы неограниченному числу слушателей. К началу второй мировой войны радио стало одним из главных средств политической мобилизации общества и важнейшим инструментом пропаганды. Еще более возросла его роль в послевоенный период, с созданием сети вещания во всех развитых странах.

Для телевидения период от его возникновения до превращения в важный инструмент оказался еще короче, что объясняется главным образом бурными темпами его развития и распространения. Началом «эры телевидения» в политике считается 1952 г., когда оно было впервые использовано для широкого освещения президентской избирательной компании в США. В 70-80-х г. телевидение стало доминирующим средством массовой информации. В настоящее время оно обладает огромными возможностями для воздействия на общественное мнение. «В зависимости от того, в чьих руках оно находится, его можно использовать как для объективного и оперативного информирования людей о реальных событиях в мире, их просвещения и воспитания, так и для манипулирования в интересах тех или иных социальных групп». Роль СМИ в политике не однозначна. Они представляют собой сложный и многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов, предназначенных для реализации многообразных задач информирования население о происходящих в каждой конкретной стране и во всем мире событиях и явлениях. В этом качестве СМИ обеспечивают расширенную форму человеческой коммуникации.

Пресса, радио, телевидение претендуют на выполнение функций «сторожевой собаки общественных интересов» на то, чтобы быть «глазами и ушами общества», предупреждая, например, о спаде в экономике, росте наркомании и преступности, или коррупции в коридорах власти и т.д. Они могут пролить свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обратить внимание общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности. Более того, многие журналы и газеты, радиовещательные и радиотелевизионные компании держатся на плаву и даже процветают на вскрытии скандалов, разоблачений махинаций, выискивании секретов, выставляя их на всеобщее обозрение. Зачастую они падки на сенсации, стремятся «взорвать бомбу», разоблачая коррупцию, должностные злоупотребления, обман избирателей и падение политической морали в коридорах власти.

Необходимо отметить и то, что, апеллируя к таким чувственным, иррациональным, эмоционально-волевым компонентам общественного сознания, как чувство любви к родине, националистические и патриотические настроения и т.д., СМИ способны организовать поддержку значительным слоям населения тех или иных акций правящих кругов, либо отдельных заинтересованных групп. Как правило, в подобных случаях изменения в массовом сознании носят кратковременный характер и по завершении пропагандисткой компании все «возвратится на круги своя». Эта особенность функционирования СМИ отчетливее всего проявляется в избирательном процессе, во время избирательных компаний.

Наглядное представление о характере и масштабах воздействия СМИ на эмоционально-волевой и иррациональный уровень общественного сознания можно получить, пожалуй, на примере сдвигов в массовом религиозном сознании ряда индустриально развитых стран, которое в совокупности получило название «новое религиозное сознание». Оно проявляется в неуклонном росте консервативных церквей, числа прихожан, неожиданном всплеске различных вариаций фундаментализма, проявлением множества традиционных и нетрадиционных сект и т.д.

СМИ, будучи частью современной, действительности со всеми ее противоречиями, конфликтами, неурядицами, в той или иной форме воспроизводят их, поэтому потоки информации состоят из множества противоречивых, нередко, взаимоисключающих друг друга сообщений и материалов. Одному человеку или отдельной группы людей невозможно ни голосовать за все партии или всех кандидатов сразу, ни покупать все рекламные товары, ни согласится со всеми предлагаемыми мнениями, и хотя программы и материалы СМИ в своей совокупности оказывают влияние на формирование общественного мнения, но они не штампуют его. В частности, «решения избирателей голосовать за ту или иную партию, или конкретного кандидата определяется целым комплексом факторов, среди которых социальная структура и форма политической системы; политическая культура и система ценностей, ориентации; состояние общественного мнения, а также конъюнктурные факторы, определяющие внутренние и внешнеполитические условия, состояние экологии и т.д.».

СМИ, взятые сами по себе, не всегда и не обязательно являются инициаторами и субъектами изменений в сознании отдельных людей или социальных групп. Сами по себе они не являются ни инструментом разрушения, ни инструментом созидания и прогресса. Их позитивная или негативная роль определяется тем, какими именно социальными силами и с какой целью они используются. Перефразируя высказывание известного английского историка Д.М. Тревеля, согласно которому политика - результат, а не причина социальных изменений, можно сказать: что, СМИ являются инструментом изменений в том или ином направлении, определяется, в конечном счете, задачами и потребностями каждой конкретной общественно-исторической ситуацией. С этой точки зрения, СМИ лишь один из инструментов, дополнительных факторов, способствующих изменению.

Рассматривать характер взаимодействия и взаимоотношений СМИ с общественными организациями политической системы, лучше всего с ее центральным элементом - государством, а точнее с его руководящим звеном - правительством. Характер взаимоотношений определяется «целым фактором обстоятельств, внутренними проблемами страны, ситуацией в мире и многими другими». Для получения информации СМИ заинтересованы в доступе к ведущим государственным и политическим деятелям, особенно к руководителям партий, государства и правительства, являющихся источником информации «из первых уст». Неудивительно, что подавляющая часть журналистов, корреспондентов, репортеров сосредоточенна в столицах индустриально развитых стран.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


СМИ и массовое политико-правовое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость
Радиореклама как фактор формирования современного стиля жизни
Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами
Место и роль СМИ в становлении и развитии гражданского общества
Средства массовой информации и эволюция формы государства
Вернуться к списку публикаций