2009-07-09 17:49:18
ГлавнаяМасс-медиа — Масс-медиа - информационная основа политической системы общества



Масс-медиа - информационная основа политической системы общества


Правовая система, таким образом, оказывает воспитательный эффект не только при помощи информации, правового просвещения граждан, но и посредством правоприменительной и правотворческой деятельности.

Нормативно-правовая информация представляет собой отражение объективных потребностей в поддержании и развитие политической системы. Социальные нормы, закрепленные в виде правил и принципов поведения, являются средством информации государственной и общественной воли в рамках единой политической системы общества.

Охранительная функция правовой системы. Она осуществляется при помощи особых юридических механизмов - институционно-правовых средств (нормативных и правоприменительных актов, охранительных правоотношений, ответственности и т.д.), на основе которых обеспечивается принудительное поддержание правопорядка, выполнение гражданами юридических обязанностей.

Задача охранительной функции - предотвращение и пресечение правонарушений и иных социальных отношений. Для реализации этой задачи используются различные средства. Речь идет, прежде всего, об установлении системы правовых запретов.

При установлении запретов должен учитываться моральный аспект. Запрещается поведение, считающееся несправедливым, непорядочным, недостойным, вредным. С одной стороны, запрет как бы ограничивает права субъектов правоотношений, а с другой - охраняет права иных субъектов от возможных нарушений.

Выход за пределы, т.е. нарушение запрета (правонарушение) влечет за собой юридическую ответственность, наступающую за общественно опасное, вредное, виновное деяние». За пределами запрета каждый может действовать в соответствии со своими индивидуальными интересами, не опасаясь наказания и вмешательства государства в личную свободу и жизнь. Нарушение, игнорирование правового запрета должно влечь юридическую ответственность». Это, безусловно, способствует реализации охранительной функции правовой системы.

Наличие в законе запрета определяет рамки поведения граждан, а ответственность - это мера государственного принуждения, выражающаяся в реализации юридических санкций, предусматривающих различные меры наказания для правонарушителей.

В условиях построения демократического правового государства стал особо актуальным вопрос об ответственности государства перед своими гражданами. Принимаются ряд актов, подтвердивших неотъемлемые права граждан, гарантирующие их осуществление, устанавливающих ответственность государства. Например: Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г.; Закон РФ «О ветеранах» 1995 г.; Закон РФ «Об общественных объединениях» 1995 г.; Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.» 1996 г.; Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности.» 1996 г.; Закон РФ «О свободе совести и религиозных организациях.» и др.

Охранительная функции не только предусматривает меры ответственности, но и восстановление нарушенных прав, что вытекает не только из вышеперечисленных актов, но и зафиксировано, в соответствующих статьях гражданского, уголовного, уголовно-процессуального, административного кодексов.

Охранительная функция правовой системы имеет цель оградить от посягательств конституционный строй, новый тип общественных отношений, обеспечить вытеснение старых отношений, чуждых новому обществу.

Оценивая существующую правовую систему России можно сказать, что она имеет ряд особенностей. Прежде всего, она поражает своей громадностью. Прежде всего, это касается законодательной системы -великое множество законодательных документов разного ранга. Тут и множество федеральных законов, и бессчетное число «областных» законов - документов, принимаемых всеми 89 субъектами Федерации: областями, краями, республиками, округами.

Громадность нынешней российской правовой системы, в которой «тонут» и становятся плохо различимыми действительно крупные, основополагающие законодательные документы и институты, превращает ее в некое безликое, «серое» множество разнообразных элементов -законодательных норм, актов разнообразных юридических учреждений. Такое множество, которое не имеет своего лица.

Несмотря на отмеченную громадность и безликость, современная российская правовая система отмечается еще и разноплановостью: в ней довольно отчетливо проступают качественно разнородные элементы и тенденции правового регулирования и в то же время по некоторым моментам существует неопределенность, позволяющая строить правовую регламентацию тех или иных отношений в различных направлениях.

Является ли в целом правовая система современной России «демократической»? Отвечая на этот вопрос С.С. Алексеев, пишет, что правовая система России по ряду сторон своего содержания находится довольно близко к общедемократическому праву. Кроме того, в ней существуют элементы последовательно демократического гуманистического права, характерного для цивилизации либерального типа.

В этой связи, он выделяет два момента представляющимися наиболее существенными:

Во-первых, современное российское право уже порвало с «конструкцией» советского права и социалистической законности.

Во-вторых, определяющей чертой современного российского права является противостояние в его содержании, действии и применении, с одной стороны, последовательно демократических, гуманистических элементов, а с другой - элементов, отражающих в том или ином виде коммунистическую философию права: государственное всевластие, силовых ориентации в правовом регулировании.

Суммируя все выше изложенное, можно сделать вывод, что наиболее зримой чертой современного российского права является своего рода «континентальная» противоречивость, выражающаяся в том, что внешне европеизированные формы, наличествующиеся в немалом числе законодательных документов и процессуальных процедур, находятся в резком несогласии с азиатско-державной ориентацией содержания, проявляющейся в доминировании силовых методов.

Отсюда и две тенденции - это утверждение демократическо-гуманистических начал и тенденций силового господства, осуществляемого соответствующими юридическими средствами и механизмами. Будущее, судьба российского права зависит от того, какая из этих двух тенденций будет доминирующей.

Одним из элементов политической системы общества, является информационная подсистема, в которую входят разнообразные средства массовой информации (телевидение, печать, радио). Средства массовой информации относятся к числу важных социальных институтов. Их деятельность - это показатель эффективности, духовной энергии, состояния морали общества и всех его институтов. «Она затрагивает саму сердцевину повседневной жизни людей, определяет их ощущение времени и пространства, разум и чувства, язык и способы общения».

СМИ являются одним из важнейших элементов политической системы. Они выполняют многообразные функции: информируют, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляется через и с помощью СМИ.

Роль СМИ, их функции сейчас интенсивно изучаются. Часто они становились и становятся сегодня орудием властных структур, средством манипулирования общественным и индивидуальным сознанием. Не случайно их деятельность выступает предметом внимания и контроля со стороны многих авторитетных международных организаций.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Средства массовой информации и коррупция
Радиореклама как фактор формирования современного стиля жизни
Средства массовой информации и российская государственность
СМИ и массовое политико-правовое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость
Идеологическая деятельность государства: природа и содержание
Вернуться к списку публикаций