2009-07-09 17:49:18
ГлавнаяМасс-медиа — Масс-медиа - информационная основа политической системы общества



Масс-медиа - информационная основа политической системы общества


В президентском Послании Федеральному Собранию 1998 года отмечается, что в настоящее время «зреет опасное для развития нашего общества явление: права личности, никогда в отечественной истории, не считавшиеся практическим государственным приоритетом, рискуют и впредь остаться декларативными. По прежнему власть будет упоминать о них в официальных документах, а граждане - испытывать на себе собственную правовую незащищенность....Государство российское сегодня еще не настолько богато, что бы все без исключения права и свободы человека материально обеспечить на самом высоком уровне».

Экономические трудности порождают конфликты между индивидуумами, коллективами, различными социальными слоями и властью. Отношения между людьми порой складываются отнюдь не на правовой основе. Продолжают обострятся межнациональные коллизии, принимая нередко формы открытых военных действий. Появляются слои общества, паразитирующие на переживаемых страной трудностях. Все это, к сожалению, не свидетельствует о консолидации общества, стабилизации взаимодействия различных социальных групп.

Эффективность интегративной функции зависит в первую очередь от научно-обоснованной законодательной политики государства, высокого уровня правовой культуры правоприменительных органов и должностных лиц, развитого правосознания субъектов правотворчества.

С помощью интегративной функции правовая подсистема взаимодействует со смежными подсистемами политической системы. Особенно это взаимодействие проявляется с важнейшим элементом - государством.

Право оказывает свое влияние на политическую систему, регламентируя порядок формирования и деятельности государственных органов. Последние, наряду с другими политико-правовыми структурами и институтами, осуществляют государственную политику, оказывая влияние на развитие всех частей государственно-правового механизма.

Политические отношения нуждаются в правовой регламентации. Преобразование политических решений, программ и установок в правовые нормы связано с правотворческой деятельностью государства, а затем и правоприменительной. То есть «правовая система выступает инструментом обеспечения политического властвования и управления, осуществления политической деятельности».

Функции правовой подсистемы в политической системе определяются не только политическими и правовыми факторами. Динамику ее деятельности, с одной стороны, определяют экономические, социальные, культурные, с другой - идеологические и организационные факторы.

Механизм действия правовой подсистемы в политической системе -это совокупность социально-экономических, идейно-политических, организационно-правовых средств, определяющих главные направления, тенденции развития данной системы.

Интегративная функция правовой подсистемы направлена на оптимальное взаимодействие элементов политической системы, стабилизацию общества, его развитие и демократизацию.

Важнейшая задача интегративной функции правовой подсистемы -осуществлять сближение социальных позиций различных общественных групп, слоев, классов, движений, консолидировать их в рамках российской государственности.

Чем адекватнее правовая подсистема отражает главные ценности общества, интересы и потребности личности, человека, чем эффективнее ее действие как средства утверждения этих идеалов, тем выше ее нравственно-гуманистический и политико-юридический потенциал.

Регулятивная функция правовой системы является одной из ведущих. Ее нельзя смешивать с правовым регулированием. Различие в том, что правовое регулирование представляет собой осуществляемую при помощи юридических норм, других правовых средств юридическую регламентацию общественных отношений, введение их в жесткие рамки, а регулятивная функция правовой системы представляет собой более конкретное регулятивное воздействие на общественные отношения, складывающееся из взаимосвязей правоотношений, правосознания и норм права. В этом смысле правовая система представляется «важнейшим инструментом управления развитием общественных отношений».

Правовая система оказывает свое направляющее и организующее влияние на все общественные отношения и социальные процессы: экономические, исторические, культурные, духовные, управленческие, имущественные, отношения между организациями, государственными органами, гражданами и властью, административными учреждениями. Причем в данном случае регулирование означает не только регламентацию актов поведения субъектов. Оно предполагает закрепление, охрану и развитие складывающихся общественных отношений, форм собственности, распределения и обмена.

Регулятивная функция правовой системы предопределяется спецификой именно правового регулирования, но включает в себя не только регламентацию общественных отношений, но и использование позитивных стимулов, способствующих повышению политико-правовой активности личности.

Наряду со стимулами, используются ограничения, необходимые для обеспечения нормальной деятельности стимулирования, выполняющие охранительную, защитную роль и выступающие определенным балансирующим средством для стимулов.

«Функции, осуществляемые стимулами и ограничениями, в различных системах в главном совпадают, что предполагает их обобщение и экстраполяцию на конкретные механизмы управления, в том числе и на правовое регулирование».

Регулятивный эффект обеспечивается всеми элементами правовой системы (правом, правосознанием, правоотношениями, субъективными правами и обязанностями, юридической культурой, ответственностью). Посредством конституций, законов, иных нормативных актов регулируются вопросы экономического, социального, культурного, политического развития общества. От полноценного, научно-обоснованного законодательства зависит эффективность регулятивной функции правовой системы.

Не менее важное значение в регулировании общественных отношений имеет и правоприменительная практика, обеспечивающая условия конкретного урегулирования и разрешения различных ситуаций, возникающих в различных сферах деятельности.

Коммуникативная функция правовой системы. Слово «коммуникация» в переводе означает сообщение, связь, информация. Коммуникативная функция соответствует одной из целей правовой системы -распространению знаний о праве, повышению роли юридической культуры, престижа закона, права в обществе.

Знания о праве появляются у граждан в результате получения ими правовой информации, которая содержит в себе установки на ориентацию в определенных ситуациях, указание на способы достижения позитивных целей, меру возможного и должного поведения, предупреждения о возможности наступления неблагоприятных последствий в случае нарушения ими правовых предписаний и т.д.

Однако правовая информация сама по себе не в состоянии привить индивиду уважение к закону, обеспечить формирование у него правомерного поведения. Человеку свойственно стремление соотносить свое поведение с чужими поступками, с определенной структурой социальных ценностей. Это дает ему возможность выбирать определенный вариант действий и позволяет ожидать определенных вариантов поведения и других лиц.

При этом человек соотносит свои и чужие поступки с присутствием в его сознании эталоном - нормой права, правовым принципом, идеалом. И здесь задачей коммуникативной функции является воспитание личности, превращение мировоззренческих ценностей во внутренние убеждения и поступки человека.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Средства массовой информации и коррупция
Средства массовой информации и эволюция формы государства
Масс-медиа - информационная основа политической системы общества
Свобода массовой информации в Российской Федерации
Радиореклама как фактор формирования современного стиля жизни
Вернуться к списку публикаций