2009-07-09 17:49:18
ГлавнаяМасс-медиа — Масс-медиа - информационная основа политической системы общества



Масс-медиа - информационная основа политической системы общества


В этом аспекте понятие «правовая система» позволяет глубже и шире охватить юридическую действительность. Правовая система общества представляет не просто совокупность множества юридических процессов, единиц, а целесообразную, структурно-организованную, единую целостность правовых явлений, состояний и процессов, которым присущи новые интегративные качества, не свойственные отдельным компонентам (элементам) или свойственные им не в таких объемах и степени. Категория «правовая система» обладает тем преимуществом, что дает возможность раскрыть реальную жизнь права и иных юридических явлений, показать их не только в статике, но и в контексте социальной деятельности, общественных отношений, в динамике.

В литературе предложено определение правовой системе как совокупности внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально-однородных юридических средств, с помощью которых государство оказывает необходимое нормативно-организующее воздействие на общественные отношения (закрепление, регулирование, охрана, защита).

Неоднозначно в юридической науке трактуется структурный состав исследуемого нами понятия. Так, одни авторы рассматривают правовую систему «узко». По существу отождествляют ее с системой правовых норм, или рассматривают в рамках данного понятия правовые нормы и правоотношения в их взаимосвязи, либо законодательство и практику его применения. Другие рассматривают ее «широко», включая в это понятие, по существу, все явления, имеющие в своем составе право.

На наш взгляд, широкий подход наиболее целесообразен, так как достаточно полно очерчивает понятие и характеризует правовую систему как сложное, целостное структурное образование в единстве всех его составляющих. Однако широкое понимание правовой системы вовсе не означает, что в нее надо включать те элементы, которые не являются сугубо правовыми, как, например государственные, политические, социальные, культурные органы, структуры, институты. Иными словами, широкий подход к правовой системе тоже имеет свои пределы.

Опираясь на выше изложенное, мы считаем что в своем составе правовая система имеет следующие элементы: право как центральный элемент и нормативная основа правовой системы; правовые отношения; права и обязанности личности; правовая культура и правосознание; ответственность и юридическая практика.

Все элементы правовой системы тесным образом связаны друг с другом, зависимы друг от друга, но вместе с тем обладают и относительной самостоятельностью. Все они выполняют общие и специфические функции в правовой системе, характеризуются единством и различием, способствуют эффективности функционирования всего рассматриваемого образования.

Для того чтобы иметь полную картину правовой системы, чтобы представить ее реально действующей в политической системе, необходима функциональная характеристика данного явления.

Функции любой социальной системы или подсистемы определяют необходимость этих структур для общества. Эффективность правовой подсистемы определяется оптимальным функционированием всех ее элементов, с учетом их специфического функционального предназначения.

«Существование любой социальной системы предполагает ее функционирование, т.е. достижение определенной социальной цели». Правовая система не исключение. Основными ее целями и задачами являются защита социально-экономического строя общества, формирование новых отношений, обеспечение стабильности и порядка, закрепление и охрана прав и свобод индивида, обеспечение их реализации и др. Процессы, направленные на достижение этих целей, характеризуют правовую систему с новой стороны, показывают ее социальную ценность, полезность, необходимость.

Функции правовой системы выражают взаимодействие элементов в системе, способ их связи в условиях воздействия на ее структуру, как внешних условий, так и внутренних изменений. Надо учитывать, что функциональный аспект исследования отдельных элементов правовой системы выявляет не только движение их внутренней структуры, но и показывает прямую и обратную связь элементов данной системы со средой.

«Функционирование правовой системы обеспечивает правовое регулирование общественных отношений, тем самым реализуется главная социальная функция права - разграничение и интегрирование интересов, насколько это возможно в соответствующей формации».

Функции правовой системы и функции права соотносятся как функции системы в целом и функции ее основного элемента. Правовая система в данном случае решает задачи, стоящие перед обществом в политической сфере, координируя действия всех своих элементов с учетом их специфического инструментального назначения.

Праву в системе отводится роль социального регулятора общественных отношений, структурно-функциональная характеристика, которого раскрывается через понятие нормативности. Нормативная структура - один из важнейших признаков правовой системы, поэтому изучение функций правовой системы предполагает раскрытие закономерных связей отрасли права и правовых институтов с регулируемыми ими общественными отношениями.

Исходя из социального и «прикладного» назначения правовой системы в современном обществе, можно выделить следующие основные ее основные функции: интегративную, коммуникативную, регулятивную, охранительную.

Интегративная функция правовой системы. Ей принадлежит ведущая роль по сравнению с другими функциями. Объясняется это, прежде всего социальным значением правовой системы, для реализации которого необходимо объединение всех компонентов системы.

«Правовая система оказывает свое регулирующее воздействие на индивидов, группы, классы, стремясь приспособить определенные нормативные системы к наиболее оптимальному обслуживанию общеклассовых или групповых интересов».

При этом она стремится к сплочению, как государственных структур, так и трудовых коллективов, общественных организаций, разных слоев общества. Свою интегративную функцию правовая система реализует посредством социальных, прежде всего, правовых норм, направленных на поддержание устойчивости и порядка в общественных отношениях.

Эффективность функционирования правовой системы может быть обеспечена «только в случае, когда законы, установленные волей законодателя, верно, выражают, координируют существующие в обществе реальные интересы, но подобное может иметь место лишь при демократических формах любого типа государственности».

Интегративная функция правовой системы приобретает сегодня особое значение, поскольку Россия вступила на путь формирования правового государства, нового типа политических и иных отношений. При этом углубляется социальное расслоение общества, разобщенность людей. В этой ситуации первостепенную роль в правовой системе призваны играть юридические нормы, выраженные в Конституции и законах, других важных правовых актах.

Нормы - это, прежде всего результат социальной практики. Они создаются на основе сформировавшихся социальных связей, которые усваиваются и субъективно осознаются общественным и индивидуальным сознанием. Нормы всегда социальны по своей природе, так как они возникают и формируются в процессе взаимодействия людей, и определяются особенностями политического строя данного общества.

Создание идеальных норм, адекватно выражающих интересы и потребности различных классов и социальных групп, слоев, характерно для более высоких стадий развития общества. Задача правовой системы и, в частности, субъектов нормотворчества - создать единую, внутренне согласованную подсистему, осуществляющую управление всей системой сообразно с интересами социальных слоев, групп данного общества.

Воздействуя на социальные процессы, поведение членов трудовых коллективов, общественных объединений, социальных групп, слоев, правовая система способствует интегрированию, сплочению общества вокруг общегосударственных, общенациональных задач.

Надо отметить, что интегративная функция правовой системы в плане обеспечения целостности государства, единства общества на сегодняшний день не обеспечивается в полной мере. Естественные и неотъемлемые права личности, закрепленные в ныне действующей Конституции РФ, зачастую носят декларативный характер. Ими далеко не все могут воспользоваться.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Идеологическая деятельность государства: природа и содержание
Средства массовой информации и коррупция
Радиореклама как фактор формирования современного стиля жизни
Понятие «свобода массовой информации»
Свобода массовой информации в Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций