2009-07-09 17:49:18
ГлавнаяМасс-медиа — Масс-медиа - информационная основа политической системы общества



Масс-медиа - информационная основа политической системы общества


Уже отмечалось, что различные, а часто и противоположные интересы приводят к конфликтам между социальными партиями и группами. На определенном этапе конфликта между группами одного общества может случится так, что их руководители сочтут, что они могут значительно легче навязать свою волю, используя преимущества организаций, о которых мы уже говорили. При этом возникают политические партии, а социальный конфликт переходит из фазы стихийности в фазу, характеризуемую определенной коллективной дисциплиной.

Таким образом, партии превращаются в представителей различных социальных групп, находящихся в конфликте между собой. Они формально выражают их интересы и стремления, борясь за навязывание их обществу в целом. Как правило, «политические партии создаются наиболее проницательными представителями соответствующих социальных групп и классов, сознающими их непосредственные и долгосрочные интересы».

Эти активные меньшинства превращаются в политические авангарды представляемых ими групп и руководят их борьбой за удовлетворение их реальных интересов. Таким образом, между политическими партиями и их социальной основой существуют отношения представительства.

Группами давления называют организации самого разного типа (предпринимательские, профсоюзные, религиозные, культурные и т.д.), члены которых, не претендуя на высшую политическую власть в системе, пытаются влиять на нее для обеспечения своих специфических интересов. «Группы давления пытаются влиять на политическую элиту, а не управлять непосредственно». В этом состоит их отличие от политических партий.

Влияние групп давления определяется главным образом количеством их членов, экономическим могуществом, а также той ролью, которую они играют в обществе в целом. Эти, группы рассматривают себя как бы вне политики, но часто оказывают большее влияние на политическую жизнь страны, чем политические партии. Известны случаи, когда крупные транснациональные компании или могущественные профсоюзы заставляли политическую элиту отступить перед своим давлением и принять решение в свою пользу.

Группы давления применяют самые разные методы. Так они разворачивают общественные компании, чтобы убедить правящую элиту в законности своих требований, используя для этого средства массовой информации. Если компания не приносит результата, они переходят к угрозам, чтобы элита проявила большую «чуткость» к их требованиям. Если это не приводит к цели, они могут использовать деньги, чтобы «купить» согласие, а также саботировать действия правительства, например, парализуя производство, затрудняя деятельность некоторых важнейших служб или вызывая финансовую панику. Иными словами, средства достижения группами давления своих целей охватывают широкий спектр - от убеждения до прямого воздействия.

Деятельность групп давления является публичной, но это не означает, что они проводят свои операции «при свете дня». Напротив, руководители этих групп, как правило, предпочитают, чтобы общественное мнение не знало об этих операциях. Они имеют «доверенных лиц» в государственном аппарате, в политических партиях, в парламентах, влияя через них на решения правительства. Руководители групп давления легко ориентируются в «высших сферах», подчеркивая отношения с лицами, влиятельными в разных областях деятельности.

Группы давления можно разделить на коммерческие и некоммерческие. Некоммерческие организации или как их сейчас принято называть «третьим сектором», начиная с 80-х годов во всем мире лидируют в решении социальных вопросов. Эти общественные организации имеют длительную историю, однако их роль в политике, экономике, культуре была осмысленна и получила признание сравнительно недавно. Глобальный кризис трех ведущих концепций социализма, развитие государства всеобщего благосостояния стимулировал поиск нового «агента развития». В разные эпохи в этой роли рассматривали пролетариат, молодежь, предпринимателей, теперь в фокусе внимания - общественность. В известном докладе Римскому клубу «Босоногая революция» (1988) Бертран Шнейдер констатировал полную неудачу планов модернизации и технического перевооружения стран «третьего мира» на государственном уровне и подчеркнул экологическую опасность и социально-экономическую не эффективность подобных масштабных проектов. Шнейдер показал, что альтернативные модели развития возникли «в гуще повседневной жизни народа», соответствуя его традициям и среде, и наиболее успешно претворяются в жизнь именно неправительственными организациями. Успех связан с тем, что неправительственные организации понимая нужды населения, умеют работать на основе неформальных контактов.

Ярким примером деятельности групп давления является давление естественной монополии России концерна «Газпром» на правительство в целях недопущения лишения ее монополизма. Деятельность групп давления все возрастает, что требует от законодателей детальной правовой регламентации их деятельности.

В политической системе взаимодействие общественных организаций регулируется с помощью норм, действующих в обществе и содержащих в себе правила поведения, социальные ценности и ориентирующую информация для людей. В известной степени система норм и ценностей, которыми руководствуется личность, позволяет ей сохранить свою самостоятельность при взаимодействии с государственными и иными институтами. Эти нормы создаются следующим элементом политической системы - нормативной системой.

Ряд социально-политических норм непосредственно создаются органами государства (правовые нормы), другие - общественными организациями (корпоративные нормы), третьи складываются и формируются постепенно, развиваются под влиянием и политических, и экономических, и социальных институтов общества. К их числу относятся мораль, обычаи и традиции, устойчивость которых значительна и варьируется в зависимости от конкретной культуры.

Правовые нормы, самых разнообразных субъектов, входящих в политическую систему общества создаются в процессе их деятельности. «Правовым нормам как общеобязательным правилам поведения, установленным государством, принадлежит ключевое место». Нормотворчество общественных организаций более ограниченно, охватывает преимущественно их собственные пределы, а нормы опираются на авторитет организации, хотя фактически их удельный вес, особенно программ, политических документов партий, решение профсоюзных органов шире. К нормам политической системы относятся и проявления духовной жизни: мораль, обычаи и традиции, которые не могут не учитываться институтами политической системы. В данном исследовании нас интересуют правовые нормы, которым, как уже было сказано выше, принадлежит ключевое место.

Правовые нормы создаются в недрах правовой системы, которая соответствует определенной политической системе. Для того чтобы уяснить и раскрыть механизм регулирования, существующий в политической системе России, необходимо дать определение ее правовой системы, ознакомиться с элементами ее составляющими, раскрыть ее основные функции.

В значительных переменах, происходящих сегодня в России, важная роль принадлежит отечественной правовой системе. Понятие «правовая система» сравнительно недавно появилось в юридической науке, оно дает возможность представить в единстве правовую сторону Российской общественной жизни, рассмотреть в системных связях организацию и взаимодействие всего комплекса правовых явлений.

В современной юридической науке идет интенсивная разработка самого понятия «правовая система», создаются модели ее структуры, состава, основных компонентов.

Приступая к разработке этого понятия, следует учитывать, что правовая система обладает всеми чертами объективно возникающего, исторически закономерного общественного явления, существующего независимо от воли тех конкретных индивидов, которые, вступая в социальную жизнь, застают уже сложившееся правовые формы, институты и должны считаться с ними, реализуя свои интересы. В то же время правовая система - продукт творчества людей, и в этом смысле она имеет все черты явлений, относящихся к миру «искусственных вещей, сознательных процессов, произвольных действий». Трудности познания, научного конструирования правовой системы состоит как раз в том, чтобы правильно сочетать субъективное и объективное, учитывая как те закономерности ее развития и функционирования, которые от воли человека не зависят и должны соблюдаться, так и те, которые сами складываются в результате творческого процесса и зависят от разнообразной, порой противоречивой общественной деятельности.

В юридической науке понятие «правовая система» использовалось и используется для характеристики самых разнообразных правовых явлений и процессов: а) права отдельной страны («национальная правовая семья»), б) права нескольких однотипных стран («семья правовых систем»), в) строения права как институционального формально определенного регулятора общественных отношений («системы права»), г) механизма правового регулирования, д) массива законодательства, судебной практики и т.д. Правда, все чаще ученые-юристы разных стран в термин «правовая система» стали вкладывать более определенный смысл. Многие из них под этим термином понимают комплекс правовых явлений, взятых в единстве и взаимодействии со всем многообразием свойственных им генетических, структурных, функциональных связей и отношений (Алексеев С.С., Давид Р., Карбонье Ж., Керимов Д.А., Бабаев В.К., Карташов В.Н. и др.).



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Средства массовой информации и эволюция формы государства
Масс-медиа - информационная основа политической системы общества
Анализ конституционных основ свободы массовой информации
Средства массовой информации и коррупция
Средства массовой информации и российская государственность
Вернуться к списку публикаций