2009-07-09 17:49:18
ГлавнаяМасс-медиа — Масс-медиа - информационная основа политической системы общества



Масс-медиа - информационная основа политической системы общества


Роль средств массовой информации в современной Российской государственности заключается в том, чтобы своей деятельностью они способствовали созданию благоприятной обстановки творческого поиска решения сложнейших общественных проблем, отыскивали и знакомили широкие круги населения с различными конструктивными точками зрения, концепциями дальнейшего развития России, даже если они будут отличаться от официально принятых государственными органами. Односторонняя ориентация СМИ на одну какую-либо политическую позицию несовместима с эволюцией процесса демократизации в России.

В новых исторических условиях периодические издания, радио и телевидение должны ориентироваться на тех. кто воспринимает передаваемую информацию, защищать интересы зрителей и читателей, воспитывать их на принципах народовластия, нравственности, патриотизма и свободы.

Представляется, что современная, демократическая система информации может функционировать на следующих принципах:

- «наличие общего права всех граждан на получение информации;

- обеспечение правового режима информатизации;

- четкое обоснование права собственности на информацию;

- определение порядка защиты информации;

- установление порядка управления информацией;

- создание механизма международного сотрудничества в области информатизации».

В демократическом обществе также существуют определенные границы информированности. Например, существует определенный массив данных, сведений, фактов, не подлежащих широкому оглашению, так как они составляю государственную тайну. В любом государстве вопросы обороны, разведки, вооруженных сил. государственной безопасности всегда были «закрытыми». Однако право на установление режима секретности в той или иной сфере в демократических странах четко определяется соответствующим законодательством. Закон определяет меры по защите государственных тайн.

Как отмечалось выше политическая система общества состоит из единства трех компонентов: институционального, информационного и нормативного.

Институциональная подсистема является фундаментом всей политической системы, так как в ее состав входят политические организации, составляющие ее статическую часть. Для более полного понимания роли общественных организаций в политической системе необходимо уяснить, что из себя представляют «организации» вообще.

Организации - это коллективные образования, состоящие из определенного числа иерархически связанных между собой лиц, ориентированные на достижение специфических целей и обладающие дифференцированными функциями. Организация - это тип социальной группы, созданной с целью достижения целей, которые по отдельности индивиды не могли бы достичь иначе, как ценой исключительных усилий. Поэтому можно сказать, что организация - это основное средство стимулирования коллективной воли. Потребность в общем, действии на основе солидарности между людьми, которые обладают одинаковыми интересами, является силой, приводящей к созданию самых разных организаций. Повседневный опыт показывает, что организованное меньшинство имеет значительно больше шансов на успех, чем не организованное большинство. Организация позволяет координировать действия многих лиц, облегчая тем самым достижение поставленных целей. Поэтому она является основным орудием согласования многих воль.

Члены организации разделены по иерархическим уровням, которые соответствуют определенным функциям и сферам деятельности, а также различным степеням власти. Высшая власть в организации принадлежит меньшинству, которое может добиваться ее путем выборов, присвоения или карьеры. Для поддержания существования организаций необходимо выполнение разнообразных функций, что обеспечивается ее членами, между которыми существует более или менее выраженное разделение труда. Члены организации могут быть в разной степени эмоционально привязаны к ней, поскольку, используя ее, они удовлетворяют различные ожидания и потребности. С другой стороны, организации могут иметь одну или несколько целей, которых их члены надеются достичь путем совместных действий. В ходе своего развития организации могут изменять свои цели. Здесь открываются различные возможности. Действительно организация может отказаться от своих первоначальных целей, чтобы выжить или получить определенные преимущества. В той мере, в какой первоначальные цели уже выполнены, она может поставить перед собой новые или же вновь обратиться к первым, если ее члены полагают, что без них деятельность организации теряет смысл.

Как правило, организации обладают определенным постоянством и не всегда исчезают, когда уходят их основатели. Многие организации существуют на протяжении жизни ряда поколений, демонстрируя свою устойчивость к изменениям.

Итак, организации - «это коллективные структуры иерархического характера, имеющие более или менее выраженное внутреннее разделение труда и ориентированные на достижение различных целей, для чего они координируют деятельность многих людей».

Организации играют в политической жизни существенную роль. Они выступают как инструмент политической борьбы, которыми пользуются для достижения своих целей различные группы. В политических системах с длительной историей имеются организации различных типов. Люди, участвующие в политических конфликтах, как правило, делают это не изолированно, но пытаются объединятся вокруг некоторых общих целей, для чего создают организации.

Как мы уже указывали основными организациями, принимающими участия в политической деятельности, являются государство, политические партии и группы по интересам. Для того чтобы уяснить их роль в политической системе, необходимо рассмотреть их структуру и особенности функционирования.

Традиционно основной политической организацией институционального строя общества считается государство. Отношение к государству определяет главное в политике и политических движениях. Государственность концентрирует в себе все многообразие и противоборство политических интересов, регулируя явления общественной жизни через призму общеобязательности. В этом качестве государство занимает особое место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость, ориентацию на важнейшие общественные дела. Обратимся к понятию государства и приведем классическое определение М. Вебера: «Современное государство есть организованный по типу учреждения союз людей, который внутри определенной сферы добился успеха в монополизации легитимного физического насилия как средства господства и с этой целью объединил вещественные средства предприятия в руках своих руководителей, а всех сословных функционеров с их полномочиями, которые раньше распоряжались по собственному произволу, экспроприировал, и сам занял вместо них самые высшие позиции».

Именно это качество - монополия легитимного насилия внутри определенной территории, отличает государство от других политических организаций.

В различных политических системах, представленных в истории, люди организовывались с целью защиты своих особых интересов и навязывания своей воли в качестве господствующей. Но лишь в 19 веке, когда миллионы людей получили право голоса в рамках либеральной демократии, возникают партии как специализированные организации для завоевания, или свержения существующей политической власти, или участия в ней.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами
Понятие «свобода массовой информации»
Масс-медиа - информационная основа политической системы общества
Средства массовой информации и коррупция
Средства массовой информации и российская государственность
Вернуться к списку публикаций