2009-07-09 17:48:18
ГлавнаяМасс-медиа — Место и роль СМИ в становлении и развитии гражданского общества



Место и роль СМИ в становлении и развитии гражданского общества


Прежде всего, хотелось бы уточнить типы отношений, характерных для верхнего слоя гражданского общества. Было бы правильнее назвать их активными, так как «сущность этих отношений проявляется именно в активном поведении членов гражданского общества». Итак, наиболее важные из них, это отношения между внегосударственными общественными организациями (партиями, движениями, фронтами, объединениями, профсоюзами и т.д.) и государством. Принципы, на которых строятся отношения между данными элементами это: «демократизм, равноправное партнерство, уважение и соблюдение взаимных интересов, законность и т.д.». В гражданском обществе политические партии и другие общественные формирования глубоко интегрированы в ткань государственного механизма, их деятельность в целом дает адаптирующий эффект взаимосвязи между парламентом и правительством (согласование позиций, урегулирование возникающих противоречий и т.д.), позволяет учитывать в государственной деятельности интересы различных социальных слоев населения. Для понимания характера этих отношений важно иметь ввиду следующее. Если государство имеет различные формы осуществления политической власти, как демократические (в западных государствах), так и недемократические (в России), то для гражданского общества на уровне политики характерна демократическая форма существования. Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для существования демократических форм государства, и, наоборот, чем менее развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов осуществления государственной власти (что подтверждает анализ Российской государственности).

В гражданском обществе и в государстве заключены два противоположных механизма консолидации населения. Гражданское общество объединяет людей сложным переплетением свободно реализуемых частных интересов, государство же как особый, специально сконструированный для этой цели механизм - принуждением.

Всякий раз, в зависимости от реальных задач, взаимодействие политических партий и общественных объединений с государством, его властными структурами принимает определенную форму, создавая социальное пространство со специфическими структурными, организационными и процессуальными характеристиками. Поэтому общественная самодеятельность граждан, по отношению к государству, их стремление не только к максимально полной, но и свободной, не регулируемой государством реализации своих интересов, каждый раз задает особую стратегию действий гражданского общества в целом, и его институтов, в частности. В сущности, партия (общественная организация и т.д.) - «одна из форм вертикальной организации общества и, в частности - один из каналов вертикальной мобильности».

В гражданском обществе общественные формирования реализуют свои цели, охватывая своей деятельностью многие сферы общественной жизни: «стимулируют активное участие граждан в политической жизни; оказывают влияние на формирование общественного мнения; развивают политическую культуру граждан и содействуют их политическому образованию; выявляют и обосновывают интересы большинства социальных групп; обеспечивают постоянную связь между гражданским обществом и государством; выдвигают кандидатов на выборах органов власти и оказывают им всяческую поддержку; участвуют в деятельности выборных органов власти, правительства, администрации; готовят и выдвигают кадры для аппарата государства и общественных организаций».

Как уже отмечалось, государство как политический институт, определяя статус всех членов гражданского общества, реально взаимодействует лишь с его наиболее активной частью в лице политически активного населения. Поэтому условие самосохронения и саморазвития гражданского общества требует от него усилий по организационно-политическому закреплению гарантий плюрализма и предоставления всем людям возможности социального самовыражения, идейного, экономического и правового конкурирования с государством, а также поддержание в деятельности последнего принципов либеральной демократии. Однако, выступая за демократическую ориентацию в функционировании государственных структур, независимая общественность не в коем случае не должна стремиться подменить их, опираясь, к примеру, на идеи анархически понятного «народовластия». В целом же в условиях морально-политического консенсуса демократического государства и поданных, функции государства как политического организма «должны неуклонно стремиться к сокращению по мере снижения соответствующей негативно-разрушительной активности гражданского общества».

Гражданское общество образует ту социальную среду обитания индивидов, где протекает их общественная жизнедеятельность. Ею, по сути, заданы рамки их образа жизни, черты их социального облика. Основные функции гражданского общества можно определить следующим образом:

- «социализация индивидов - включаясь в гражданские взаимоотношения, они обретают возможности для самовыражения и развития своих потенций в качестве социальных субъектов;

- самоорганизация и самоуправление в обширной мозаике частных интересов, для которых внешнее (государственное) регулирование создает лишь общие рамки упорядочения (гражданское право), а в них действуют устойчивые внутренние регуляторы - нравы, обычаи, традиции, моральные нормы и стереотипы поведения;

- интеграция общества через систему горизонтальных связей и каналов информации, функционирующих на базе данной социально-культурной общности, смысловых значений и символов, сложившихся веками форм социальной солидарности, основанной на многовековом опыте уровня компетентности, что в конечном счете обеспечивает целостность общественного организма, историческую преемственность в его развитии;

- создание базовых форм межличностной солидарности, основанной на общности или близости частных интересов, выработка механизмов согласования руководящих интересов и урегулирования конфликтов, развертывание широкого дискурса общественно-политических сил как средства достижения согласия и стабильности;

- стимулирование правового нормотворчества выдвижением требований юридического закрепления тех гражданских и политических прав и свобод, осознание необходимости которых вначале происходит в самом гражданском обществе».

Объем и значимость функций гражданского общества определяют меру его воздействия на политическую жизнь. Его влияние на политику не ограничивается периодами выборов. Оно осуществляется постоянно через деятельность составляющих его ассоциаций и институтов, через формирование в его среде общественного мнения.

Прогресс в области политической компетенции гражданского общества как партнера государства неразрывно связан и с повышением требований к качеству представляющих его элитарных групп, совершенствованием механизмов артикулирования и агрегирования. Дополнительной нормативной целью на этом пути должна стать работа по укреплению структур общественной диагностики политики и улучшению их способности выносить компетентные оценки действий, планов и позиций властей.

Вопрос об элитарных группах не нов для науки, но до сих пор не решен и поэтому актуален. Под элитой в данном случае нами понимается «определенная группа лиц, действующая на политической арене и имеющая своей целью приобретение (различными способами, в том числе и не правовыми) властных полномочий и контроль над обществом».

Применительно к теме настоящего исследования, этот вопрос трансформируется в следующую плоскость - представление интересов гражданского общества перед государством небольшими элитарными группами. Действительно, не вызывает сомнения положение о том, что прямая демократия невозможна в государствах с большой численностью населения, соответственно выходом является институт представительства.

Гражданское общество делегирует определенные полномочия своим всенародно избираемым представителям. Анализ практики выборов показывает, что выбор граждан происходит, в основном, среди курса различных элитарных группировок. В целом это не противоречит принципам гражданского общества и правового государства. Но лишь тогда, когда борьба за власть различных элит, протекает в духе здорового соперничества и уважения прав друг друга. Можно отметить следующие условия, необходимые для демократического существования элитарных групп:

- «полная гласность, свобода слова, отсутствие монополии любой социальной группы на средства массовой информации, наличие альтернативных органов печати, телевидения, радио, с помощью которых возможна постоянная и открытая критика недостатков, ошибок, а возможно, и преступлений представителей власти, обнародование каждого факта нарушения ими демократических норм и процедур; должно быть исключено всякое преследование инакомыслящих;

- сильная оппозиция, политический плюрализм, свободная конкуренция потенциальных элит, их взаимная критика и соперничество, судьями которых являются народные массы избирателей, тем самым контролирующие элиту;

- последовательное поведение разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной, - которое может обеспечить определенное равновесие, баланс различных социальных сил, препятствуя опасному для общества, бесконтрольному сосредоточению политической власти;

- открытость элит для: а) социальной мобильности, вхождения в ее ряды наиболее способных представителей самых широких слоев населения; б) постоянного обратного влияния масс на элиту, проявляющегося, в частности, в избирательных компаниях;

- и, наконец, «condition sine qua поп» - строгое соблюдение законности, демократических процедур, что обязательно для нормального функционирования гражданского общества и правового государства».

Итак, исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о постулированном нами факте, что для соотношения общества и государственности, характерен тип взаимосвязи именно «взаимодействие», а не «отношение» или «связь». Рассматривая генезис западных государственностей, автор приходит выводу о том, что гражданское общество является «идеальной» формой указанного соотношения общества и государственности.

Это соотношение, происходит на третьем (верхнем) слое гражданского общества. Именно в нем члены гражданского общества реализуют свои цели по отношению к государству, а оно, в свою очередь, к гражданам. Все противоречия и конфликты между обществом в целом и государством, урегулируются различными элементами данного слоя гражданского общества (политические партии и иные общественные формирования). Государство воздействует на общество посредством политико-правовых инструментов, которые также относятся автором к верхнему слою (правотворческая и общественно-политическая деятельность государственных органов).

Вообще, с точки зрения автора, все наиболее значимые аспекты взаимоотношений общества и государства существуют в демократических общностях только в рамках гражданского общества, а именно его третьего слоя. Идеальность данного соотношения выводится нами из оптимальности (или совершенности) принципов и условий взаимодействия различных элементов гражданского общества.

Не вызывает сомнения положение о том, что при фактической реализации вышеуказанных принципов и условий общество и государство становятся равноправными партнерами; у населения имеются реальные рычаги воздействия на органы государственной власти; государство не стремится к различным моделям автократии и тоталитаризма; может воздействовать на общество посредством демократических политических институтов, а средства массовой информации могут беспрепятственно осуществлять свою деятельность.

Как писал на заре XX века Г. Сафаров - «Государство не должно поглощать личности, а служить ей. Государство, насколько оно воплощается в своих органах, служит представителем индивидуума (личности), но лишь в тех случаях, когда его уполномочивает на это Конституция, - во всем остальном, человек свободен в своих общественных отношениях. Положение - индивид (личность) государства, должно смениться на - государство для личности».



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Идеологическая деятельность государства: природа и содержание
Радиореклама как фактор формирования современного стиля жизни
Средства массовой информации и эволюция формы государства
Свобода массовой информации в Российской Федерации
Место и роль СМИ в становлении и развитии гражданского общества
Вернуться к списку публикаций