2009-07-09 17:48:18
ГлавнаяМасс-медиа — Место и роль СМИ в становлении и развитии гражданского общества



Место и роль СМИ в становлении и развитии гражданского общества


Таким образом, идеальное государство у Гегеля представляет собой не радикальное отрицание естественного состояния вечной войны (Гоббс, Спиноза), не инструмент сохранения и завершения естественного общества (Локк, Пуфендорф), не простой механизм администрирования данного природой, автоматически саморегулируемого гражданского общества. Последнее одновременно требует и обеспечивает условия для институционально самостоятельного суверенного государства, которое соединяет вместе элементы гражданского общества как самоопределяющегося целого и тем самым ведет этическую жизнь к всенаправляющему, более высокого порядка единству. Лишь признавая и удерживая гражданское общество в подчиненном положении, государство может обеспечить его свободу. «Государство представляет общество в его единстве». Гражданское общество одновременно сохраняется и преодолевается как необходимый, но подчиненный аспект более широкого, более сложного и более высокого сообщества, которое организовано политически.

В марксизме к проблеме гражданского общества прослеживается особый подход. Вслед за Гегелем К. Маркс рассматривал гражданское общество как исторический феномен, как результат исторического развития, а не как природное состояние. Гарантируемое государством гражданское общество не приспосабливается к вечным естественным законам. Его составляют исторически детерминированные образования, характеризующиеся особыми формами и отношениями производства, классового разделения и классовой борьбы и защищаемые соответствующими политико-правовыми механизмами. Причем, само гражданское общество имеет переходящий характер, поскольку оно порождает пролетариат - могильщика буржуазного общества, породившего гражданское общество. К. Маркс понимал под гражданским обществом «...развивающуюся непосредственно из производства и общения, общественную организацию, которая во все времена образует базис государства и всякой идеалистической надстройки». В марксисткой теории гражданское общество выражает частный интерес, в то время как государство составляет надстройку. «Завершенное политическое государство, - писал К. Маркс в работе «К еврейскому вопросу»,- является по своей сущности родовой жизнью человека, в противоположность его материальной жизни. Все предпосылки этой эгоистической жизни продолжают существовать вне государственной сферы, в гражданском обществе. Там, где политическое государство достигло своей действительно развитой формы, человек не только в мыслях, в сознании, но и в действительности, в жизни, ведет двойную жизнь, небесную и земную, жизнь в политической общности, в которой он признает себя общественным существом, и жизнь в гражданском обществе, в котором он действует как частное лицо, рассматривает других как средство, низводит себя самого до роли средства и становится игрушкой чужих сил». Причем, государство относится к гражданскому обществу спиритуалистически, как небо к земле в религии. По К. Марксу, в гражданском обществе в «своей ближайшей действительности» человек - мирское существо, имеющее и для себя и для других значение действительного индивида. В государстве же, где человек признается родовым существом, он лишен своей действительной индивидуальности.

Систематизируя взгляды и высказывания К. Маркса по проблеме гражданского общества, следует отметить некоторые элементы его структуры. В нее включались:

- формы общения индивидов;

- формы (институты) регулирования отношения индивидов и их объединений;

- экономические предпосылки, основы формирования конкретных, возможных только для своего времени, форм общения.

Широкое использование понятия «гражданское общество» К. Марксом в начальный период его деятельности сменилось абсолютизацией противоречия производственных сил и производственных отношений и, соответственно, используемых категорий. Система производственных отношений, определяемая в качестве «базиса», на котором возникает вся надстройка, заменила всю сложную систему отношений гражданского общества.

Современное содержание категории «гражданское общество» опирается на весь предшествующий опыт ее использования и может быть определено только с учетом всего исторического многообразия взглядов.

Во-первых, возникновение и развитие категории «гражданское общество» связано со становлением и осознанием в западных обществах, существования особой, не зависимой от воли государства, самостоятельной жизни индивидов.

Во-вторых, развитие гражданского общества определяется, прежде всего, «расширением самостоятельности индивидов в обществе, основанной на дифференциации деятельности и активности человека». Каждый новый этап в осмыслении гражданского общества - отражение в общественном сознании исторического обогащения общественной жизни.

В-третьих, гражданское общество - «есть многообразие форм самоорганизации, общения индивидов, их взаимосвязей, целью которых является удовлетворение потребностей и интересов».

В-четвертых, в современном обществе «существуют различные формы самоорганизации индивидов». Абстрактно противопоставлять их друг другу нельзя, необходимо видеть причины их сосуществования и перспективы развития, их зависимость от конкретных элементов существующего гражданского общества, уровне его развития, от потребностей индивидов.

Исходя из вышеизложенного, в современном понимании гражданское общество - «общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются всеобщие права человека, обеспечивается идеологический плюрализм»

Гражданское общество имеет свою, достаточно сложную внутреннюю структуру. Для него характерно наличие, в основном, не вертикальных, как в государстве, иерархических связей, а горизонтальных, главным образом невластных соединений. Последние весьма разнообразны и образуют три слоя. Фундамент составляют отношения, связанные с обеспечением жизнедеятельности общества. Прежде всего это экономические отношения, основанные (об этом говорилось выше) на экономическом плюрализме, многообразии форм собственности при соблюдении интересов личности и общества в целом. Именно экономический плюрализм дает возможность преодолеть существующее отчуждение человека от средств производства. Гражданское общество только тогда будет жизнеспособно, когда каждый его член станет обладать вполне конкретной собственностью или иметь право на использование и распоряжение собственностью, произведенным им общественным продуктом по своему усмотрению. Владение собственностью может быть частичным или коллективным, но при условии, что каждый участник коллективной собственности - кооператива, колхоза, предприятия и др. - действительно является таковым. Иными словами, наличие собственности является основополагающим условием свободы личности как в гражданском, так впрочем, и в любом другом обществе.

Второй слой - «это социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи». Гражданское общество может основываться только на многообразной, разветвленной социальной структуре, отражающей все богатство и разнообразие интересов представителей различных социальных слоев и групп. Это многообразие не может быть застывшим, закостеневшим, в количественном и качественном отношении объективно стремится к постоянным изменениям. Многообразная социальная структура не может не иметь хорошо развитые вертикальные, и главным образом, горизонтальные связи. При размытой социальной структуре (это характерно для Российского общества) «индивид связан с государством напрямую, что существенно ограничивает возможности реализации его личных прав и свобод».

Существенную роль в формировании социальных контуров гражданского общества играет культурный плюрализм, который вбирает в себя элементы духовной жизни и обеспечивает равноправное участие в ней всех индивидов. Создаются условия, при которых становится осязаемо культурное богатство общественного сознания и каждой личности в отдельности. Неограниченный доступ к духовным ценностям помогает преодолеть феномен отчуждения личности. Гражданское общество жизнеспособно, если его члены имеют высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития, внутренне свободны и способны к самостоятельным действиям при включении в тот или иной институт общественной жизни (чего так не хватает членам Российского общества).

Третий, верхний слой гражданского общества образуют отношения, связанные с индивидуальным выбором, с политическими и культурными интересами. Поэтому существуют различные группы по интересам, политические партии, движения, клубы и т.п. Таким образом, обеспечивается культурно-политический плюрализм, предполагающий отрицание идеологических стереотипов, обеспечивающий свободное волеизъявление граждан. Именно этот третий слой гражданского общества включает в себя наиболее активные институты, тесно соприкасающиеся с государственно-политической системой общества.

Данный слой гражданского общества хотелось бы рассмотреть подробнее, так как мы считаем, что именно в существовании этого слоя и заключается идеализация отношений общества и государства.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Конституционные основы правовых ограничений свободы массовой информации
Анализ конституционных основ свободы массовой информации
Место и роль СМИ в становлении и развитии гражданского общества
Средства массовой информации и коррупция
Радиореклама как фактор формирования современного стиля жизни
Вернуться к списку публикаций