2009-07-09 15:54:18
ГлавнаяМасс-медиа — Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами



Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами


Государство, как следует из Закона о СМИ, как учредитель государственных организаций, осуществляющих телевещание и радиовещание и редакций печатных СМИ, имеет правовую возможность через устав и договор с редакцией установить требования к содержанию продукции этих СМИ, в том числе ограничения на распространение определенных категорий информации (но не допускается требование предварительного согласования материалов - цензура). Такое осуществление полномочий учредителя не является установлением ограничений свободы массовой информации и поэтому не противоречит общему требованию, согласно которому, ограничения свободы массовой информации могут быть установлены только законом.

В законодательстве Российской Федерации различающиеся по объему правовые ограничения свободы деятельности в отношении государственных СМИ и негосударственных СМИ - неравные по объему обязанности - установлены, в частности, в следующих Федеральных законах:

1) «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» -установлены обязанности государственных СМИ по освещению отдельных мероприятий и событий, связанных с деятельностью органов государственной власти.

2) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - установлен порядок предоставления государственными СМИ бесплатного эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации кандидатами и избирательными объединениями на выборах в органы власти, и иные условия проведения агитации через СМИ.

Подытожим проведенный анализ.

1. Установленные законодательством Российской Федерации ограничения свободы массовой информации в целях обеспечения демократического порядка формирования органов власти, в том числе ограничения в деятельности СМИ в период избирательных кампаний и правила предвыборной агитации обладают существенными недостатками, не позволяющими эффективно предотвращать злоупотребления правом на предвыборную агитацию и злоупотребления свободой массовой информацией. Основная правовая проблема заключается в установлении четкого разграничения понятия предвыборная агитация и понятия информирование избирателей (о ходе подготовки и проведении выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий).

2. В настоящее время законодательством Российской Федерации не обеспечены в должной мере гарантии свободного формирования общественного мнения, в том числе, направленные на обеспечение осуществления права граждан на получение достоверной, объективной информации о деятельности органов государственной власти и политических партий, а также не установлены гарантии политического плюрализма в деятельности электронных СМИ, включая равные условия доступа политических партий к СМИ;

Установленное в Законе РФ «О средствах массовой информации» право граждан на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц не обеспечено в законах соответствующими корреспондирующими обязанностями (средств массовой информации) и правовыми механизмами их реализации и, вследствие этого, остается юридически и фактически не обеспеченным.

Законодательное регулирование права политических партий формировать общественное мнение абсолютно отсутствует (за исключением действующих в периоды избирательных кампаний), вследствие чего реализация политическими партиями этого права может быть сопряжена со злоупотреблениями этим правом.

Принцип политического плюрализма в деятельности государственных СМИ нашел лишь частичное и декларативное закрепление в Федеральном законе «О политических партиях», согласно которому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают политическим партиям равные условия и гарантии доступа к государственным СМИ. Механизм реализации этой нормы до сих пор отсутствует.

3. Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13 января 1995 года не обеспечивает реализацию в должной мере конституционного принципа открытости заседаний палат парламента (включающего и информационную открытость), деятельность которого остается, в большей и наиболее важной ее части, информационно закрытой для общественности.

4. Законодательство Российской Федерации не обеспечивает необходимой правовой базы для эффективной защиты чести и достоинства граждан. В частности, нормы федеральных законов, направленные на обеспечение защиты чести и достоинства граждан содержат ряд недостаточно определенных понятий («порочащая форма» и др.), в законе не установлены ориентиры (критерии), которые бы обеспечивали назначение судами адекватных размеров компенсаций морального вреда, причиненного материалами в СМИ, не соответствующими действительности и ущемляющими честь и достоинство граждан.

5. Законодательство Российской Федерации не обеспечивает защиту детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.

6. Установленные законодательством Российской Федерации правовые меры ответственности за злоупотребления свободой массовой информации являются фрагментарными и недостаточно эффективными, а механизмы реализации мер ответственности являются крайне несовершенными, что способствует совершению злоупотреблений свободой массовой информации.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011121314




Интересное:


СМИ и массовое политико-правовое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость
Идеологическая деятельность государства: природа и содержание
Свобода массовой информации в Российской Федерации
Анализ конституционных основ свободы массовой информации
Средства массовой информации и коррупция
Вернуться к списку публикаций