2009-07-09 15:54:18
ГлавнаяМасс-медиа — Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами



Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами


Одной из предпосылок вышеуказанных нарушений являлось юридически небезупречное определение понятия «предвыборная агитация» в действовавшем в период избирательных кампаний 1999-2001 годов Федеральном законе от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 30.03.1999 г.).

2. Распространение в СМИ заведомо недостоверной информации, взятой с сайтов информационных интернет-агенств в сети Интернет. Заимствование средствами массовой информации материалов от информационных интернет-агенств позволяет организациям теле- и радиовещания, редакциям печатных СМИ избежать ответственности, используя несовершенство статьи 57 Закона о СМИ, согласно которой редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющие собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста, если они получены от информационных агентств. Известно, что во время выборов часто журналисты, работая по заказу, организовывали размещение «компромата» на сайте информационного интернет-агентства с целью последующего целенаправленного распространения дезинформации через электронные и печатные СМИ.

Федеральный закон от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (являющийся новой редакцией действовавшего ранее одноименного Закона) отчасти способствует решению некоторых вышеназванных проблем, но одновременно, на наш взгляд, содержит правовые предпосылки для злоупотреблений свободой массовой информации и иных нарушений прав граждан.

Проанализируем с этой точки зрения некоторые нововведения указанного Закона.

1. В Законе уточняется определение понятия «предвыборная агитация», а также установлены новые положения, которые конкретизируют это определение путем установления перечня видов действий, которые признаются предвыборной агитацией (п.2 ст. 48).

Как видим, указанный перечень не является закрытым (в нем содержится формулировка «иные действия, имеющие целью ...»). В этой статье Закона воспроизводятся некоторые пробелы его предыдущей редакции. Например, норма подпункта «д» не позволяет однозначно признать предвыборной агитацией такую частую форму скрытой агитации, как показ по каналам телевидения сюжетов о деятельности должностного лица (фрагментов его выступления, приема им граждан или иных материалов о его деятельности), связанной с исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей, но не имеющих существенного государственного и общественного значения в момент распространения этой информации. Напротив, из приведенного перечня следует, что любая информация о деятельности должностного лица, связанной с исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей, имеет основание не считаться предвыборной агитацией. Даже представляющая малый общественный интерес или значение. С этим нельзя согласиться, поскольку такая информация будет способствовать напоминанию избирателям о том, какой «активный, деловитый» и т.д. кандидат, как много он думает об интересах граждан, государства и т.д. и т.п. Т. е. это - замаскированная предвыборная агитация.

Очевидно, что подпункт «ж» приведенного выше перечня при его применении избирательными комиссиями может быть истолкован настолько расширительно из-за формулировки «имеющие целью побудить или побуждающие», что практически любая информация в СМИ, предназначенная для информирования граждан о кандидатах, избирательных объединениях, необходимая для осознанного, обоснованного принятия решения гражданами при голосовании, может быть признана предвыборной агитацией. А это может привести к санкциям по отношению к СМИ, так как любая предвыборная агитация в СМИ может быть распространена только с согласия кандидатов, избирательных объединений и должна быть оплачена из их избирательного фонда (за исключением бесплатного эфирного времени и печатной площади в «государственных» СМИ).

2. Еще один недостаток Закона - в п.4 ст.52 устанавливается право редакций негосударственных периодических печатных изданий, публикующих предвыборную агитацию, произвольно (без объективных оснований) отказывать в предоставлении платной печатной площади кандидату, избирательному объединению. Очевидно, что в этом случае СМИ (их владельцы) становятся активными политическим игроками, формируя в своих интересах информационное пространство во время выборов и существенным образом влияя - деформируя - свободное волеизъявление и выбор избирателей.

3. Обратим внимание также на то, что Закон не препятствует использованию в предвыборной агитации на каналах телевидения фрагментов материалов, которые не были предназначены для целей предвыборной агитации, обладающих повышенной эмоциональной привлекательностью, которая способствует некритичному восприятию агитационной информации, соединенной с ними. Это -фрагменты художественных и иных фильмов, мультфильмов и т.п. Полагаем, что такой прием представляет собой злоупотребление отношением избирателей к произведениям, абсолютно не предназначенным для использования в качестве агитационных материалов.

Следует также отметить, что законодательство Российской Федерации не содержит ограничений на распространение агитационных материалов через СМИ в период непосредственно предшествующий началу избирательной кампании. Это обстоятельство способствует применению в указанный период любых информационных технологий, направленных на формирование предпочтений избирателей, что может привести к нарушению прав граждан на свободное осуществление избирательных прав во время выборов.

Рассмотрим гарантии свободного формирования общественного мнения (в период избирательных кампаний и в остальное время): гарантии политического плюрализма в сфере СМИ, в том числе гарантии равных условий доступа политических партий и общественных объединений к СМИ; гарантии права граждан на получение достоверной информации о деятельности органов государственной власти, общественных объединений (в т.ч. политических партий). Одна из основных целей данной группы гарантий - защита свободного формирования общественного мнения и предотвращение манипулирования общественным мнением через СМИ, что является необходимым условием для свободногоосуществления народом своей власти (которое гарантировано конституционным принципом народовластия - ст.3 Конституции РФ).

Согласно мнению О.Е. Кутафина, непременным условием народовластия, провозглашенного Конституцией Российской Федерации как один из главных принципов общественного и государственного устройства, является свободное осуществление народом принадлежащей ему власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. А для этого необходимы гарантии политического плюрализма в сфере СМИ и гарантии свободы формирования общественного мнения, в том числе гарантии недопустимости злоупотреблений правом политических партий на формирование общественного мнения.

Право граждан на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов, и организаций, общественных объединений, в т.ч. политических партий, их должностных лиц, установлено в ст.38 Закона о СМИ.

Однако в законодательстве РФ не установлены обязанности СМИ по оперативному и достоверному информированию граждан о деятельности государственных органов, за исключением норм, закрепленных Федеральным законом от 13 января 1995 г. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (ст. 11), а также норм Федерального закона от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п.п. 2, 4, 5 ст. 45), в котором установлено, что в агитационный период содержание информационных материалов, размещаемых в СМИ должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

Рассмотрим эффективность правового регулирования Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» освещения деятельности органов государственной власти по следующим критериям:

1) полнота освещения деятельности органов государственной власти;

2) обеспечение политического плюрализма в вещании государственных СМИ и обеспечение доступа к ним различным политическим партиям, представленным в парламенте;

3) обеспечение объективности, достоверности и беспристрастности в информационных программах государственных электронных СМИ.

1. Как следует из статей 6, 7, 11 указанного Закона государственные СМИ самостоятельно определяют объем и полноту освещения в информационных программах деятельности Федерального Собрания и других органов государственной власти. Но при этом в Законе установлен перечень событий, подлежащих обязательному освещению в государственных СМИ (ст. 6), который включает решения и действия федеральных органов государственной власти по назначению и утверждению кандидатур на конституционные должности в органах государственной власти; решения о назначении референдума, выборов в Государственную Думу и ее роспуске; ежегодное послание Президента РФ к парламенту; решения Президента РФ о введении чрезвычайного, военного положения; действия парламента, связанные с процедурами отрешения Президента РФ от должности; решения Конституционного Суда по делам о конституционности нормативных правовых актов, по спорам о компетенции и по жалобам граждан.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011121314




Интересное:


Радиореклама как фактор формирования современного стиля жизни
Масс-медиа - информационная основа политической системы общества
СМИ и массовое политико-правовое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость
Анализ конституционных основ свободы массовой информации
Свобода массовой информации в Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций