2009-07-09 15:54:18
ГлавнаяМасс-медиа — Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами



Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами


Большая распространенность нарушений, связанных с использованием СМИ в период избирательных кампаний, имеет многочисленные подтверждения. Весьма показательно заявление Председателя Центральной избирательной комиссии РФ А.А. Вешнякова: «Перед выборами президента надо вносить коррективы в статьи, имеющие отношение к предвыборной агитации, которая на этих выборах (в Госдуму 1999 г.) велась очень грязно. Беспрецедентный случай - государственные телекомпании включились в активную агитационную деятельность по своей инициативе, прикрываясь свободой слова, и, по сути дела, манипулировали общественным сознанием. Более четкое законодательное регулирование этого вопроса необходимо».

Статистика не отражает полно и точно всю картину нарушений законодательства в сфере СМИ, так как имеются нарушения, информация о которых не стала известной исследователям. Однако общая динамика, которую можно увидеть по данным Фонда защиты гласности, на наш взгляд, в целом достоверно отражает реальное положение дел, но с некоторыми оговорками, приведенными ниже.

Достаточно многочисленная группа злоупотреблений свободой массовой информации не была зарегистрирована по причине совершенно неопределенных или юридически дефектных правовых критериев, установленных в законах, либо их полного отсутствия, по которым соответствующие деяния могли бы быть квалифицированы как правонарушения. Речь идет о таких формах злоупотребления свободой массовой информации как «распространение передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости» (ст. 4 Закона о СМИ). Поэтому об указанных правонарушениях можно говорить, оценивая и выявляя их, исходя лишь из норм нравственности, основывающихся на традиционных нравственных ценностях российского общества, и, отчасти, из правового опыта зарубежных стран. В российском законодательстве сложилась парадоксальная ситуация: какую бы изощренную продукцию вышеуказанных видов не распространили через СМИ, это не будет являться с формально-юридической точки зрения нарушением закона.

Как показывают Постановления Государственной Думы «О государственной политике в области телевизионного вещания и радиовещания в интересах детей и молодежи» от 9 июня 1999 г. и «О государственной политике в области телевизионного вещания и радиовещания» от 24 ноября 2000 года, рекомендации парламентских слушаний «Социально-правовая защита детей от сексуальной эксплуатации и растления» от 4 февраля 2002 года чрезвычайно актуальной является проблема установления в законодательстве эффективных правовых ограничений свободы массовой информации, направленных на защиту детей от информации, содержащей изображение чрезмерно откровенных сексуальных сцен, чрезмерного насилия и жестокости. Очевидно, что в этой сфере деятельности СМИ права граждан - и особенно детей - абсолютно не защищены.

Вышесказанное дает основание считать, что в первую очередь совершенствовать необходимо следующие правовые ограничения свободы массовой информации, которые направлены на предотвращение и пресечение злоупотреблений свободой массовой информации, наносящих наибольший вред правам и законным интересам граждан, общества и государства:

1. Ограничения в целях обеспечения демократического порядка формирования органов власти: ограничения в деятельности СМИ в период избирательных кампаний, правила предвыборной агитации;

2. Гарантии свободного формирования общественного мнения (в период избирательных кампаний и в остальное время): гарантии политического плюрализма в сфере СМИ, в том числе гарантии равных условий доступа политических партий и общественных объединений к СМИ; гарантии права граждан на получение достоверной информации о деятельности органов государственной власти, общественных объединений (в т.ч. политических партий);

3. Ограничения свободы распространения массовой информации в целях защиты чести и достоинства, деловой репутации граждан;

4. Ограничения свободы массовой информации в целях защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию (информации сексуального характера, а также пропагандирующей насилие и жестокость).

Полагая, что указанные виды ограничений являются наиболее важными для обеспечения защиты прав и законных интересов граждан в сфере массовой информации, мы ограничимся анализом именно этих, указанных выше, ограничений свободы массовой информации, установленных федеральными законами.

Рассмотрим ограничения свободы массовой информации, установленные в целях обеспечения демократического порядка формирования органов власти (ограничения в деятельности СМИ в период избирательных кампаний, правила предвыборной агитации).

Федеральные законы, регулирующие проведение выборов в органы государственной власти, содержат в составе правил предвыборной агитации в СМИ ряд ограничений свободы массовой информации, в том числе:

1 - ограничение круга субъектов, имеющих право вести предвыборную агитацию через электронные СМИ (это вправе делать только зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы по проведению референдума);

2 - запрещение организациям телерадиовещания отдавать предпочтение в информационных блоках кому-либо из кандидатов, избирательных объединений (в том числе по времени освещения их агитационной деятельности);

3 - ограничение сроков ведения предвыборной агитации в СМИ;

4 - обязанность организаций, осуществляющих теле- и радиовещание не допускать обнародования информации, способной нанести ущерб чести, достоинству кандидатов, если эти организации не могут предоставить кандидату возможность обнародовать опровержение или разъяснение в защиту его чести, достоинства и деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации;

5 - равные условия доступа кандидатов и избирательных объединений к средствам массовой информации с целью обеспечения равенства прав кандидатов, избирательных объединений на ведение агитации через СМИ;

6 - регламентированный порядок финансирования предвыборной агитации в СМИ и другие ограничения;

Наличие в федеральном законодательстве вышеназванных ограничений не воспрепятствовало в должной мере многочисленным злоупотреблениям правом на ведение предвыборной агитации в СМИ во время избирательных кампаний 1999 -2001 годов.

Как убедительно показали нам все прошедшие в 1999 - 2001 годах выборы в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в органы местного самоуправления, ограничения, установленные в федеральном законодательстве, оказались в значительной их части неэффективными.

Наиболее существенными видами злоупотреблений свободой массовой информации в период избирательных кампаний и нарушений правил предвыборной агитации, осуществляемой в СМИ, являлись:

1. Правонарушения должностных лиц и творческих работников средств массовой информации:

(1) Незаконное ведение предвыборной агитации под видом иной информационной деятельности лицами, не имевшими на это права - должностными лицами и творческими работниками средств массовой информации (например, в так называемых «авторских информационно-аналитических программах» на канале «ОРТ» и других). При этом ведущими ряда телепередач фактически выполнялись функции агитаторов в предвыборной кампании, а заинтересованные в этом кандидаты легально не оплачивали распространение этой агитации.

(2) Нарушения должностными лицами СМИ прав кандидатов на равные условия доступа к средствам массовой информации. Часто должностные лица негосударственных организаций телерадиовещания, отказывали отдельным кандидатам (избирательным объединениям) в предоставлении эфирного времени на равных с другими претендентами условиях.

(3) Комментирование в СМИ результатов опросов общественного мнения и прогнозов результатов выборов, влиявшее на предпочтения избирателей. При этом, как отмечают многие специалисты, часто такие материалы не были объективными социологическими исследованиями, а имели явное заказное происхождение и цель - воздействие на предпочтения и настроения избирателей, что негативно сказывалось на свободном волеизъявлении избирателей.

(4) Неправомерный отказ должностными лицами СМИ отдельным кандидатам в возможности опубликования опровержения или иного разъяснения в защиту их чести и достоинства или деловой репутации в случае, когда кандидатам был нанесен ущерб информацией, распространенной в СМИ.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011121314




Интересное:


Средства массовой информации и российская государственность
Анализ конституционных основ свободы массовой информации
Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами
СМИ и массовое политико-правовое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость
Масс-медиа - информационная основа политической системы общества
Вернуться к списку публикаций