2009-07-09 15:54:18
ГлавнаяМасс-медиа — Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами



Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами


Интернет, которые часто служат способом целенаправленного распространения заведомо ложных (не соответствующих действительности) материалов.

С целью повышения эффективности защиты чести и достоинства граждан, которым был нанесен вред сведениями, распространенными в СМИ, не соответствующими действительности и порочащими их честь и достоинство, предлагаем установить в Законе о СМИ (в ст. 44) возможность обязать через суд редакцию СМИ распространить опровержение до трех раз в том СМИ, в котором были первоначально распространены указанные сведения, а также обязать редакцию указанного СМИ (за ее счет) разместить опровержение не только в этом СМИ, но и в других СМИ, если они распространили недостоверные сведения, первоначально распространенные в первом из обозначенных СМИ.

Установление ограничений свободы массовой информации, направленных на защиту общественной нравственности, в т.ч. защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации, «введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, низменные проявления», входит в комплекс задач по обеспечению национальной безопасности России. Однако федеральное законодательство не содержит соответствующих ограничений, которые бы могли эффективно применяться. Установленный в ст. 4 Закона о СМИ запрет на использование СМИ для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости является неприменимым на практике из-за отсутствия определений понятий «культ насилия и жестокости». За период с 1999 г. по настоящее время депутатами Государственной Думы предпринималось несколько попыток решения этой проблемы, но они не привели к принятию и вступлению в силу соответствующих федеральных законов.

При решении проблемы ограничения показа чрезмерного насилия и жестокости по каналам телевидения следует, по нашему мнению, исходить из следующих оснований:

1) современные произведения киноискусства и телевизионные фильмы содержат изображение сцен насилия и жестокости, исключить которое из этих произведений полностью невозможно. Поэтому ограничивать по времени показа следует только произведения, которые содержат изображение насилия и жестокости, которое может нанести вред нравственному и психологическому развитию детей. Показ таких материалов допустим только в часы, когда с наибольшей вероятностью малолетние дети не смотрят телевизор (например, с 22 до 7 часов по местному времени).

2) существует категория материалов, содержащих чрезмерное изображение насилия и жестокости, которые в силу их содержания должны быть запрещены к распространению через СМИ, так как они способны нанести вред нравственности и психическому здоровью граждан и общественной нравственности в целом (натуралистичное изображение насилия или материалы натуральной съемки мучений и пыток и т.п.).

Таким образом, задача заключается в формулировании и обосновании двух критериев разграничения материалов, содержащих изображение насилия и жестокости, по которым они могут быть разделены на три категории: 1-ая категория- материалы, содержащие изображение насилия и жестокости, допустимые к показу по каналам телевидения в любое время; 2-ая - материалы, содержащие изображение насилия и жестокости, допустимые к показу по каналам телевидения только в ограниченное время, например, с 22 до 7 часов по местному времени; 3-ая - материалы, содержащие чрезмерное изображение насилия и жестокости, запрещаемые к распространению.

В этой связи предлагаем в статье 4 Закона о СМИ вместо слов «передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости» записать слова «материалов, содержащих порнографию, чрезмерное изображение насилия или жестокости». В ст.2 установить, что под чрезмерным изображением насилия следует понимать натуралистичное (в том числе крупным планом) изображение неправомерных умышленных действий, направленных на лишение человека жизни, причинение ему побоев, телесных повреждений, лишение свободы, иных грубых физических или психических воздействий на человека, либо насильственных сексуальных действий, а равно самоубийства или членовредительства. Под чрезмерным изображением жестокости следует понимать натуралистичное (в том числе крупным планом) изображение пыток, истязания, глумления, а также иных действий, направленных на причинение мучений и страданий человеку или животному, включая документальное изображение сцен казней, агонии, мучений, а также изображение обезображенных тел.

Ввести в Закон о СМИ новую статью «Защита детей от массовой информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию», в которой, в частности, установить норму о недопустимости распространения по каналам телевидения материалов (включая фильмы) и их рекламу, содержащих акцентированное изображение насилия и жестокости, без кодирования сигнала, за исключением интервала с 22 часов до 7 часов по местному времени. При этом под акцентированным изображением насилия и жестокости целесообразно считать простое - не натуралистичное - изображение вышеуказанных в предыдущем пункте действий и объектов, в отличие от демонстрации чрезмерного насилия и жестокости (этот критерий необходимо доработать). Следует также установить меры административной ответственности редакций СМИ за распространение через СМИ материалов, содержащих порнографию и изображение чрезмерного насилия и жестокости, а также за нарушение установленных ограничений по времени показа материалов, содержащих акцентированное изображение насилия и жестокости.

Законодательное установление правовых ограничений свободы массовой информации само по себе не может гарантировать фактического осуществления этих ограничений, если не установлены правовые механизмы их реализации, не ведется контроль за их соблюдением и не предусмотрены санкции за их нарушение.

Значительным препятствием эффективному применению правовых ограничений являются, на наш взгляд, существенные недостатки ныне действующих организационно-правовых механизмов реализации этих ограничений. Основным недостатком этих механизмов является наделение органа исполнительной власти - Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (Минпечати РФ - МПТР) исключительными полномочиями по возбуждению судебных процедур применения мер ответственности на СМИ в виде приостановления или прекращения лицензий на вещание за предполагаемые нарушения ими законов. По своей правовой природе(порядку формирования и деятельности) Министерство печати РФ в значительной степени подвержено чрезмерному политическому влиянию, которое не обеспечено ни какими «сдержками и противовесами». При этом привлечь само министерство к ответственности за бездействие или ненадлежащее исполнение им своих полномочий практически невозможно. Существующие нормы Закона о СМИ и подзаконных актов позволяют МПТР в одних случаях как бы «не замечать» нарушений, по которым оно, по сути, своему предназначению, должно принимать меры воздействия, а в других случаях - наоборот, действовать решительно.

В этой связи считаем, что предотвращать и пресекать злоупотребления свободой массовой информации будет затруднительно, если существенно не улучшить правовое регулирование деятельности Минпечати РФ. Полагаем, что в законе, а не в подзаконном акте, необходимо установить правовые нормы, направленные на то, чтобы, с одной стороны, МПТР оперативно и беспристрастно реагировало на нарушения телерадиовещателями законов, но только когда для этого есть четкие законные основания, а с другой стороны, - имелись правовые ограничения - барьеры, предотвращающие возможность принятия министерством предвзятых, неправомерных решений.

Вышесказанное обуславливает актуальность и важность для совершенствования правового регулирования деятельности теле- и радиовещателей разработки и принятия закона о лицензировании телевещания и радиовещания (использования орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания). Действие Федерального закона от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на лицензирование телевещания и радиовещания,которое продолжает регулироваться подзаконными актами, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Здесь очень важно правильно найти границу между отношениями, подлежащими регулированию законом и отношениями, регламентными по сути, которые можно регулировать подзаконными актами.

Необходимо также отметить, что чрезвычайно важным для демократического развития России является создание общественных теле- и радиовещательных компаний, которые бы не зависели в формировании своей программной политики от чрезмерного влияния какой-либо ветви государственной власти, политических партий или иных организаций и лиц, и в которых бы были сформированы эффективные организационные механизмы учета и реализации интересов общества в формировании содержания вещания, а также действенные механизмы, предотвращающие злоупотребления свободой массовой информации.

Также важно обратить внимание на отсутствие выработанной государством Концепции государственной политики в информационной сфере (включающей определение целей, направлений и первоочередных мер по совершенствованию законодательства), что не позволяет Правительству РФ, Президенту РФ и другим субъектам права законодательной инициативы вести системную работу по разработке проектов законов и других нормативных актов, а также по совершенствованию существующих правовых актов. Имеющиеся Доктрина информационной безопасности Российской Федерации и Основные направления нормативного правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации лишь отчасти заполняют этот существенный пробел.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011121314




Интересное:


Идеологическая деятельность государства: природа и содержание
Анализ конституционных основ свободы массовой информации
Средства массовой информации и эволюция формы государства
Средства массовой информации и коррупция
Масс-медиа - информационная основа политической системы общества
Вернуться к списку публикаций