2009-07-09 15:54:18
ГлавнаяМасс-медиа — Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами



Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами


Ограничения свободы массовой информации во время избирательных кампаний, правила ведения предвыборной агитации в СМИ.

Полагаем обоснованным внести в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следующие поправки:

1. Дополнить перечень действий, признающихся предвыборной агитацией (п.2. ст.48), следующим видом деятельности: «распространение в СМИ информации о деятельности кандидата, связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей, за исключением информации, распространение которой является необходимой для обеспечения права граждан на своевременное получение достоверной информации о деятельности органов государственной власти, подготовке и проведении выборов и других событиях, имеющих существенные государственное значение и общественный интерес в момент распространения этой информации».

2. Установить, что участие (показ) кандидатов (представителей избирательных объединений) в любых телепередачах считается предвыборной агитацией, за исключением:

(1) информационных блоков информационных программ, в которых в равном объеме освещаются действия (деятельность) всех избирательных объединений или предоставлены равные возможности участия представителям всех избирательных объединений, и в комментариях (ведущих или корреспондентов) к которым нет явного предпочтения либо оценок кого-либо из кандидатов (избирательных объединений) или его (их) действий, или каких-либо предположений, прогнозов, связанных с выборами;

(2) участия кого-либо из кандидатов в информационной программе, новостном интервью, если это участие носит случайный характер по отношению к представленной в этой новостной программе теме и при этом в следующем и (или) других последующих выпусках этой же информационной программы будет обеспечено в не меньшем объеме участие кандидатов, представляющих другие избирательные объединения.

3. Дополнить указанный Закон нормами, предусматривающими возможность установления федеральными законами2 порядка опубликования основных положений предвыборных программ избирательных объединений (избирательных блоков) в форме.

Термин «информационный блок» используется и поясняется в п.5 ст. 49 нового Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав <...»>, определенной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, за счет средств государственного бюджета, выделяемых на проведение выборов. При этом форма публикации (перечень рубрик и др.) основных положений предвыборных программ избирательных объединений (избирательных блоков) должна способствовать сопоставлению и сравнению наиболее существенных положений предвыборных программ избирательных объединений (избирательных блоков) по различным направлениям и сферам деятельности (государственное строительство, экономическая политика, социальная политика и др.). Также следует закрепить, что избирательное объединение (избирательный блок) вправе отказаться от предоставления для публикации в соответствии с предлагаемым порядком основных положений своей предвыборной программы. В этом случае ее распространение в соответствии с предложенными нормами не производится. Также важно указать, что распространение основных положений предвыборных программ, осуществляемое в соответствии с предложенным порядком. предвыборной агитацией не считается.

Эти нормы, на наш взгляд, будут способствовать созданию необходимого информационного обеспечения для осознанного выбора и поддержки избирателями того избирательного объединения (избирательного блока), программа которого в сравнении с программами других объединений более близка данному избирателю. Ведь принять осмысленное решение избирателю легче, когда он может ознакомиться с кратко изложенными предвыборными программами избирательных объединений (партий), сравнить сопоставимые основные положения их программ, выявить и понять различия провозглашаемых ими социальных, экономических и других идеалов, ценностей, целей, задач и способов их решения. При этом мы отдаем отчет в том, что некоторые избирательные объединения, возможно, предоставят материалы, специально рассчитанные на рекламный, завлекающий или манипулирующий мнением избирателей эффект. Однако это не уменьшает необходимости и важности и публикации этих материалов, так как при этом избиратели получат письменное изложение позиции избирательных объединений, на основе которого они могут вынести свой вердикт тем прошедшим в парламент партиям, действия которых расходились с заявленной ими позицией.

4. Полагаем чрезвычайно важным усилить гарантии против злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации, выражающихся в распространении через СМИ материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата - так называемого «компромата». Для этого, в частности, необходимо устранить существенный недостаток п.6 ст.56 нового Закона об основных гарантиях избирательных прав. Для этого предлагаем внести поправку в п.6 ст.56, согласно которой организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаны отказаться от обнародования (опубликования) материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата (в том числе достоверной информации), если не могут предоставить кандидату возможность бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации не позднее двух дней до окончания агитационного периода (в действующем Законе записано -»до окончания агитационного периода»). Эта поправка необходима, так как кандидату, в отношении которого была распространении информация, нарушающая его честь, достоинство или деловую репутацию, необходимо время, чтобы отреагировать на нарушение -подготовить и направить жалобу. Затем редакция должна изучить жалобу, чтобы принять решение. Без предлагаемого резерва по времени эта установленная в законе норма не будет действовать в тех случаях, когда «компромат» и клевета выбрасываются в СМИ перед самым окончанием агитационного периода на каналах организаций телерадиовещания.

5. Увеличить длительность периода, в течение которого запрещено обнародовать в СМИ прогнозы результатов выборов, результаты опросов общественного мнения и иных исследований, связанных с выборами, до десяти дней до дня голосования и в день голосования (вместо пяти дней, как это установлено новым Законом «Об основных гарантиях избирательных прав...»). Существующий в Законе запрет обнародования таких материалов в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования, на наш взгляд, не достаточен для предотвращения негативного влияния на свободное волеизъявление избирателей путем целенаправленного воздействия зачастую сфабрикованных «прогнозов».

6. Уменьшить установленное Законом (п. 6 ст.51) максимальное соотношение длительности эфирного времени, которое кандидаты (избирательные объединения) вправе получить на платной основе, к длительности бесплатного эфирного времени (2 к 1), предоставляемого им для проведения агитации государственными и муниципальными организациями телевещания в соответствии с законом до соотношения 1,5 к 1. Это позволит уменьшить чрезмерное влияние финансовых ресурсов на результаты выборов путем массированного воздействия на избирателей через СМИ.

7. Установить, что организация, осуществляющая теле - и (или) радиовещание, редакция периодического печатного издания, распространяющего предвыборную агитацию, за исключением СМИ, созданных кандидатами и политическими партиями, не вправе оказывать предпочтение кому-либо из кандидатов, избирательных объединений (избирательных блоков) в заключении договора на платное предоставление эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации и не вправе отказать в заключении такого договора при наличии возможности исполнения этих договоров. Эта поправка служит также одной из гарантий предотвращения манипулирования общественным мнением, которое будет возможным, если в заключении договора на предоставление платного эфирного времени (печатной площади) можно будет произвольно отказать в зависимости от воли руководителей организации, осуществляющей теле - и (или) радиовещание, редакции периодического печатного издания.

8. Установить запрет использования в предвыборной агитации на каналах телевидения фрагментов аудиовизуальных материалов, которые не были предназначены для целей предвыборной агитации: художественных и иных фильмов, мультфильмов, рекламных роликов и т.п. Полагаем, что это ограничение предотвратит этот прием внушения агитационных установок, который представляет собой злоупотребление отношением избирателей к произведениям, абсолютно не связанным с избирательными кампаниями.

Также считаем целесообразным внести в статью 57 Закона о СМИ, содержащую основания освобождения редакций СМИ от ответственности, дополнение, согласно которому редакция, главный редактор несут ответственность за распространение сведений не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан или ущемляющих права и законные интересы граждан и организаций либо представляющие собой иные формы злоупотребления свободой массовой информации, если они получены от информационных агентств из телекоммуникационной сети Интернет. Возможно, что действие такой нормы целесообразно было бы установить только на период времени со дня принятия уполномоченным органом решения о проведении выборов до дня голосования на выборах.

Установление такой нормы вызвано необходимостью предотвратить использование без проверки достоверности редакциями средств массовой информации материалов из сети



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011121314




Интересное:


Средства массовой информации и эволюция формы государства
Масс-медиа - информационная основа политической системы общества
Понятие «свобода массовой информации»
Средства массовой информации и российская государственность
СМИ и массовое политико-правовое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость
Вернуться к списку публикаций