2009-07-09 15:54:18
ГлавнаяМасс-медиа — Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами



Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами


Основные направления и предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части правовых ограничений свободы массовой информации

Проведенный анализ законодательства, регулирующего осуществление свободы массовой информации, изучение практики его применения и реальных проблем, не нашедших законодательного решения, позволяет определить следующие, наиболее актуальные, на наш взгляд основные направления совершенствования правовых ограничений свободы массовой информации:

1. Совершенствование гарантий свободного формирования общественного мнения (в период избирательных кампаний и в остальное время): гарантии права граждан на своевременное получение достоверной информации о деятельности органов государственной власти, общественных объединений (в т.ч. политических партий); гарантии политического плюрализма в сфере СМИ, в том числе гарантии равных условий доступа политических партий и общественных объединений к СМИ;

2. Совершенствование ограничений. направленных на обеспечение демократического порядка формирования органов власти: ограничений в деятельности СМИ в период избирательных кампаний, правил предвыборной агитации в СМИ;

3. Совершенствование ограничений свободы распространения массовой информации в целях защиты чести и достоинства граждан;

4. Установление ограничений свободы массовой информации в целях защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию (информации сексуального характера, а также содержащей изображение чрезмерного насилия и жестокости).

В действующих федеральных законах значительная часть ограничений свободы массовой информации, направленных на предотвращение злоупотреблений этой свободой, установлены в очень юридически неопределенной форме, без закрепления дефиниций ключевых понятий, а также механизмов реализации этих ограничений и адекватных мер ответственности. Поэтому такие ограничения либо действуют с мизерным результатом либо не действуют полностью (являются фиктивными).

В этой связи считаем, что одним из важных направлений повышения эффективности правового обеспечения защиты прав и законных интересов граждан в сфере СМИ является совершенствование уже установленных в федеральных законах правовых ограничений свободы массовой информации, которые оказались неприменимы из-за указанных выше причин.

Сформулируем предложения, направленные на совершенствование правовых ограничений свободы массовой информации в целях защиты конституционно признанных ценностей (ч.3 ст.55 Конституции РФ).

В целях установления гарантий свободного формирования общественного мнения граждан (в период избирательных кампаний и в остальное время): гарантий права граждан на получение достоверной информации о деятельности органов государственной власти, общественных объединений, гарантий политического плюрализма в сфере СМИ, представляется целесообразным:

1. Установить в Федеральном законе «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» обязанность федеральных государственных электронных СМИ обеспечивать трансляцию всех отчетов и докладов представителей Правительства РФ и других государственных органов, оглашаемых на заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации и обсуждения их парламентариями в рамках «правительственного часа»;

2. Установить в вышеназванном Законе обязанность государственных аудиовизуальных СМИ обеспечивать в публицистических информационных, информационно-просветительских и информационно-аналитических передачах, освещающих деятельность органов государственной власти, общественных объединений и их должностных лиц, представление на равных условиях позиций всех политических партий, имеющих фракции в Государственной Думе, путем приглашения их представителей для участия в этих передачах или путем интервьюирования. Данная мера соответствует Рекомендации № R(99)l Комитета министров Совета Европы «О мерах стимулирования плюрализма в средствах массовой информации» от 19 января 1999 г., в которой записано, в частности, что государства-участники Совета Европы должны принять возможные меры для обеспечения доступности для общественности разнообразного содержания СМИ, отражающего различные политические взгляды.

3. Увеличить продолжительность еженедельных обзорных информационно-просветительских программ, освещающих работу Совета Федерации и Государственной Думы, выпускаемых в эфир в соответствии со ст. 7 вышеназванного Закона, установив, что общая еженедельная продолжительность этих передач составляет не менее одного часа тридцати минут (в настоящее время - не менее 45 минут);

4. Установить в Законе о СМИ порядок опубликования (обнародования) в СМИ опросов общественного мнения, опросов экспертов по вопросам, связанным с политическими предпочтениями граждан, мнениями о различных аспектах экономической, культурной жизни общества, взяв за основу нормы, регулирующие порядок опубликования опросов общественного мнения в период избирательных кампаний (ст. 46 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав ...»). При этом целесообразно установить, что при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, средства массовой информации, граждане и организации, осуществляющие такое опубликование (обнародование), обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион проведения опроса, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) его публикацию.

5. С целью обеспечения права политических партий на равные условия доступа к государственным СМИ закрепить в законе право политических партий, имеющих фракции в Государственной Думе, на бесплатное получение эфирного времени на канале государственной телерадиокомпании (ВГТРК) в размере, пропорциональном доле числа депутатов соответствующей фракции в указанной палате парламента, в рамках еженедельного выступления представителей политических партий в прямом телевизионном эфире.

6. Установить в законе обязательные требования к содержанию материалов в информационных (новостных) теле- и радиопрограммах: содержание материалов, освещающих деятельность государственных органов, общественных объединений и их должностных лиц должно быть объективным, достоверным, а комментарии ведущих, корреспондентов должны быть отделены от видеоряда, иллюстрирующего материал и должны быть четко обозначены как комментарии. При этом установить, требование о том, чтобы в информационных программах отражались разные точки зрения и в их содержании не было предпочтения к каким либо должностным лицам, государственным органам, общественным объединениям. Указанные требования к информационным (новостным) программам обоснованно было бы, на наш взгляд, распространить на все организации теле- и радиовещания независимо от форм собственности, но при этом установить дифференцированные меры и процедуры ответственности (для государственных и частных СМИ), учитывая необходимость установления мер ответственности только за существенные искажения общественно значимой информации. Полномочие определять наличие существенных нарушений требования объективности и достоверности информации в информационных программах должно быть, на наш взгляд, закреплено за судом или независимым государственным органом регулирования, который бы являлся в равной степени независимым от Президента РФ, исполнительной и законодательной ветвей власти и включал в свой состав представителей неполитических общественных объединений. Предлагаемый механизм ответственности требует также установления в законе: а) критериев общественно значимой информации; б) критериев существенности нарушения требования объективности и достоверности информации в информационных программах.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011121314




Интересное:


Место и роль СМИ в становлении и развитии гражданского общества
Свобода массовой информации в Российской Федерации
Идеологическая деятельность государства: природа и содержание
Масс-медиа - информационная основа политической системы общества
Радиореклама как фактор формирования современного стиля жизни
Вернуться к списку публикаций